Джозеф Стрелла: "Мы растем в пять раз быстрее рынка"

81
Интервью. После объявления итогов SUN Interbrew за третий квартал прошлого года главный исполнительный директор компании Джозеф Стрелла рассказал, как удалось добиться такого роста.
- SUN Interbrew значительно улучшила свои показатели, начала отвоевывать сокращавшуюся ранее долю рынка в России. Как вы добились этого?

- Это удалось за счет четырех факторов. Во-первых, в прошлом году компания установила шесть новых линий розлива в ПЭТ, три из которых не были изначально включены в бюджет. Это позволило увеличить продажи в динамично растущем сегменте ПЭТ-упаковки. Во-вторых, был введен ряд инноваций. Мы расширили продуктовые ряды наших брэндов, запустили в производство пиво Staropramen, которое раньше в России выпускал наш конкурент - SABMiller. Всего же в прошлом году за счет инноваций было обеспечено около 28% объема продаж.

За последний год с небольшим изменилась маркетинговая политика компании. Теперь у нас есть около 700 посредников-агентов, которые напрямую занимаются продажами и продвижением товара. Они являются связующим звеном между розничными продавцами и нашей дистрибьюторской компанией. Мы их обучаем и подходим к ним избирательно. А в результате работы этих посредников владельцы небольших торговых точек получают то, что надо им, а не то, что идет по разнарядке без учета реальных потребностей мелких торговцев. В итоге это очень сильно стимулировало наш бизнес.

Наконец, компания смогла увеличить производственные мощности более чем на 200 млн литров в год, за счет чего объем продаж в России вырос в третьем квартале на 30%.

- Производились ли изменения в структуре холдинга?

- Изменения были. Когда в октябре 2002 года я вернулся в российское отделение, то почувствовал, что у нас более чем достаточно персонала. Мы изучили ситуацию на заводах и в центрах дистрибуции, разобрались, где находятся нужные люди на нужных должностях. После этого были произведены некоторые изменения на всех уровнях в компании, и теперь я чувствую, что у нас все на своих местах. В результате наш штат сократился более чем на тысячу человек, а производительность труда возросла на 31%. Благодаря тому, что мы смогли сплотиться в команду, приняли правильные решения и добились их исполнения в нужные сроки, в 2003 году SUN Interbrew росла примерно в пять раз быстрее рынка.

- SUN Interbrew проводит консолидацию активов в России. Какова будет в итоге корпоративная структура?

- У нас есть пивоваренные заводы и центры продаж. Четыре предприятия уже объединены в составе ОАО "Объединенные пивоваренные заводы", и идет консолидация остальных. Сейчас начинается объединение дистрибьюторских центров, которые у нас есть по всей стране. Все завершится где-то в марте этого года, когда все эти активы войдут в виде филиалов в состав одной компании - ОАО "САН Интербрю". Это позволит избавиться от некоторого количества офшорных холдинговых компаний, необходимость в которых отпадет. Останется материнская компания на острове Джерси. Ей, как и прежде, будут владеть Interbrew, группа SUN и сторонние акционеры.

- Будут ли акции ОАО "САН Интербрю" торговаться на фондовом рынке?

- Примерно 98% акций новой компании, которая образуется в России, будет принадлежать SUN Interbrew Ltd. Также останется несколько миноритарных акционеров, которые сейчас владеют акциями некоторых реорганизуемых компаний. Им будет предоставлена возможность обменять свои доли на акции новой компании, и их доля в ОАО "САН Интербрю" составит примерно 2%. Схема еще до конца не проработана. Решение об этом будет приниматься во втором квартале на совете директоров.

На открытый рынок будут выводиться только акции SUN Interbrew Ltd. И это будут, как и прежде, зарубежные фондовые рынки. Я не думаю, что будет полезной торговля акциями двух компаний холдинга. Что мы хотим сделать, так это улучшить ликвидность акций SUN Interbrew Ltd, и это будет осуществляться несколькими способами.

Во-первых, посредством нового выпуска акций класса A, за счет которого будут также привлечены средства для финансирования деятельности компании. Те, кто уже имеет акции, получат возможность купить дополнительное их количество, что в последующем должно привести к более активной торговле на бирже.

Во-вторых, у наших акций есть листинг на Люксембургской, Франкфуртской и Берлинской биржах, и мы рассматриваем возможность включить их в систему автоматических биржевых котировок SEAQ. Тогда все акции будут торговаться в одном месте и соответственно возрастет оборот. Многие инвестиционные компании и банки, как, например, ОФГ, Deutsche Bank, Salomon Smith Barney, Merrill Lynch, считают, что эта площадка отлично подходит для торгов нашими акциями.

- Будут ли вовлечены в процесс консолидации украинские предприятия SUN Interbrew?

- Когда-нибудь да, но мы не спешим с этим. В прошлом году SUN Interbrew приобрела 41% акций завода "Янтарь" у INVESCO, что увеличило нашу долю в этом предприятии до почти 98%. Поэтому возможность для консолидации украинских заводов есть, но это не будет проходить так быстро, как в России. В будущем вероятно создание единой структуры, в которую войдут три наши пивоварни и дистрибьюторская компания. Это, возможно, произойдет в течение ближайших двух лет.

- Будет ли затем эта компания присоединена к российской?

- Если мы так сделаем, то создадим себе проблему, так как у России и Украины разное налоговое законодательство. Поэтому смысла в присоединении нет, иначе придется составлять отчетность всего холдинга и по украинским стандартам - в гривнах, и по российским - в рублях. Сначала будет создана одна объединенная компания в России, затем вторая - на Украине. Ну а потом, если налоговое законодательство сблизится...

- Какого финансового эффекта вы ожидаете достичь от консолидации?

- Прежде всего мы намеревались сэкономить на 2-процентном налоге на имущество, так как надеялись, что после объединения сможем рассчитывать на снижение ставки налога до нуля как компания, которая производит и перерабатывает сельскохозяйственную продукцию: ячмень и солод. Но законодательство изменилось. В конце прошлого года на федеральном уровне эта льгота была отменена, и решение о ее применении было отдано законодательным органам субъектов Федерации. Теперь нужно разговаривать с ними, чтобы сохранить эту льготу в каждом из регионов.

Однако нашим преимуществом станет большая скорость, с которой будут готовиться управленческие отчеты, консолидироваться финансовые данные. Мы сможем быстрее разобраться, правильно ли поступаем, и, в случае чего, внести коррективы. Кроме того, можно будет сократить дублирующие подразделения.

- Каковы планы по инвестициям?

- Последние три года SUN Interbrew инвестировала в России вместе с Украиной по 100 млн евро ежегодно. В 2004 году инвестиции в России превысят 100 млн евро, а на Украине составят примерно 40 млн евро.

- Планируете ли вы какие-то приобретения?

- Мы всегда ищем такие возможности и, конечно, продолжим подыскивать заводы, которые можно купить в России, особенно учитывая наши темпы роста. На Украине этого больше нельзя сделать - антимонопольный комитет не позволит, так как там доля рынка SUN Interbrew уже составляет 35%. Поэтому остается Россия. Еще можем попробовать продвинуться на рынки стран бывшего СССР. Все зависит от привлекательности и цены предполагаемого приобретения.

- А какие страны бывшего СССР интересуют вас?

- Безусловно, Казахстан. Это, похоже, самый большой рынок. Еще есть потенциал у Белоруссии.

- Вы как-то говорили, что хотите купить завод в Сибири.

- К сожалению, завод, который я хочу купить, не продается. Но мы все равно очень пристально изучаем возможности покупки мощностей в Сибири.

- А не собираетесь сами строить?

- Я считаю, что покупка готового производства выгоднее исходя из соображений времени. На строительство уходит два года, тогда как купить предприятие можно в любой момент и получить при этом долю на рынке. При тех темпах, которыми растет SUN Interbrew, приобретения выглядят эффективнее. Но мы всегда можем пересмотреть эту позицию, если положение на рынке изменится.

- Каковы будут источники финансирования инвестиций?

- Если будут приобретения, хотя, конечно, все зависит от их размера, частично инвестиции будут финансироваться за счет дополнительного выпуска акций SUN Interbrew Ltd и частично при помощи займов.

- Дополнительная эмиссия акций будет в этом году?

- В том случае, если будут достаточно дорогостоящие приобретения. Мы можем профинансировать какую-то небольшую покупку и из наших текущих денежных потоков. Это означает, что наша задолженность должна остаться на прежнем уровне или незначительно увеличиться.

- А каков объем задолженности компании?

- Совокупный долг в обеих странах составляет примерно 200 млн евро. По большей части он номинирован в рублях и гривнах. В эту сумму входят и наши рублевые облигации на 2,5 млрд рублей - 80 млн евро. Это долгосрочный заем, остальные - как минимум на год.

- Не планируете выпускать еврооблигации?

- Мы постоянно наблюдаем за рынком еврооблигаций, оцениваем возможности использования разных источников финансирования. Но SUN Interbrew зарабатывает деньги в рублях и гривнах. А каждый раз, когда имеешь дело с иностранной валютой, приходится подвергать себя валютному риску. В 2002 году без учета курсовой разницы компания заработала на 27,1 млн евро больше, чем показано в официальной отчетности. Если же держать большую часть долга в рублях или гривнах, валютный риск не окажет на бизнес никакого влияния. Поэтому сейчас я предпочитаю занимать в рублях и гривнах, а не в твердой валюте. Что же до рублевых облигаций, то не думаю, что мы сделаем второй выпуск для того, чтобы купить еще одну пивоварню.

- Не собираетесь сменить валюту, в которой составляются финансовые отчеты?

- Перейдем на рубль и гривну как на оперативные валюты в России и на Украине соответственно и начнем выпускать отчеты в них. Поскольку с прошлого года Россия и Украина не считаются больше странами с гиперинфляцией, к ним больше не применяются МСФО и US GAAP по гиперинфляции. Поэтому вся отчетность будет вестись в местной валюте, причем будут пересчитаны данные с 1 января 2003 года. Консолидированная отчетность SUN Interbrew Ltd, которая представляется на биржи, будет составлена в евро. Но это уже будет делаться при помощи простого пересчета из рублей и гривен, а не на основе постоянных расчетов в евро, как было раньше.

- Каковы планы на этот год?

- Компания продолжит увеличивать объем продаж, долю на рынке и прибыльность быстрее, чем будет расти сам рынок.

- А насколько вырастет рынок?

- Думаю, что рост составит около 4% по сравнению с 6% в 2003 году. Замедлится он или нет, зависит от двух моментов. Если инфляция действительно опустится ниже 10%, дела вновь пойдут в гору. Это первый момент. Второй - все зависит от того, куда денут люди лишние деньги, полученные от снижения НДС и отмены налога с продаж. Если доходы населения увеличатся и оно станет больше тратить, это подстегнет рост.

Акции SUN Interbrew

SUN Interbrew Ltd - акционерная компания, зарегистрированная на острове Джерси (Норманские о-ва, Великобритания). Ее акции котируются на Люксембургской, Франкфуртской и Берлинской фондовых биржах. Уставный капитал компании номинальной стоимостью 1 165 738 фунтов стерлингов представлен 27 796 220 акциями класса B (голосующие) и 88 777 585 акциями класса A (неголосующие). Номинал всех этих ценных бумаг - 0,01 фунта стерлинга. Дополнительно к размещенным SUN Interbrew вправе выпустить еще 2 203 780 акций класса B и 36 501 029 акций класса A. По 34,25% голосующих акций принадлежит SUN Group и компании Interbrew, оставшиеся 31,5% обращаются на биржевых рынках. Interbrew также принадлежит 80,6% неголосующих акций, SUN Group - 11%, а остальные 8,4% находятся в свободном обращении. SUN Interbrew принадлежат девять пивоваренных заводов в России: в Клину, Волжском, Омске, Перми, Саранске, Иванове, Курске, Санкт-Петербурге, Новочебоксарскe, а также три пивоварни на Украине: в Харькове, Чернигове и Николаеве.

Финансовые результаты SUN Interbrew Ltd

 I кварталII квартал III квартал IV кварталI квартал II кварталIII квартал
 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г. 2003 г.
Объем продаж, млн гектолитров (пиво)2,43,64,02,62,65,04,9
Выручка, млн евро84,1128,1135,585,382,9145,4162,2
Операционная прибыль, млн евро-1,714,520,0-9,8-2,520,728,4
EBITDA, млн евро8,026,531,78,67,036,541,8
Чистая прибыль, млн евро -7,83,511,1-10,5-8,89,019,1
Доля рынка в России 11,812,5 13,214,414,9
Доля рынка на Украине 30,733,7 34,934,033,5

Источник: SUN Interbrew Ltd

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль