Банки вступают в мобильные отношения

74
Платежи. Финансовые институты активно внедряют услуги SMS-банкина и обещают, что скоро с помощью мобильного телефона можно будет платить за свет, газ и воду.
SMS-банкингом называют услуги дистанционного банковского обслуживания, предоставляемые с помощью мобильного телефона. При любом движении средств на счете (снятии или зачислении денег) клиент получает текстовые SMS-сообщения, в которых указываются сумма произведенной операции, место ее совершения (название магазина или номер банкомата), дата и время. Внедрять этот сервис банки стали в конце прошлого года, а сейчас его предлагают Сбербанк, Газпромбанк, Гута-банк, банк "Первое О.В.К.", Ситибанк, СДМ-банк, банк "Петрокоммерц", Мастер-банк, Дельта-банк, Абсолют-банк.

Пользоваться услугами SMS-банкинга могут держатели пластиковых карт, на счете которых есть необходимые средства. Для этого им необходим телефон, подключенный к любому из операторов сотовой связи, поддерживающих сервис SMS-сообщений. Обычно для получения услуги SMS-банкинга требуется лично посетить банк, чтобы заключить договор. В Гута-банке и Ситибанке это можно сделать через Интернет, послав соответствующую заявку, а в Ситибанке достаточно просто позвонить по телефону. Номер своего мобильника клиент указывает в договоре. В некоторых банках (в Сбербанке, "Первом О.В.К.") сообщения могут посылаться сразу на несколько номеров.

Основное преимущество SMS-банкинга состоит в том, что он позволяет в реальном времени отслеживать все операции по карточному счету. Отправка сообщения происходит из банка уже через несколько секунд после совершения операции. "Это позволяет бороться с мошенничеством, - поясняет начальник информационно-технического управления Абсолют-банка Сергей Клочков. - Если держатель карты получает сообщение об операции, которую он не совершал, он может тут же связаться с банком, а дальше действовать по обстоятельствам - например, заблокировать карту".

Кроме того, SMS-банкинг позволяет отслеживать размер снимаемых с карты сумм. Это особенно удобно в ресторанах, ведь устройства по приему карточек, как правило, находятся вне поля вашего зрения. Получив сообщение, вы сможете удостовериться в том, что лишних денег с вас не взяли (чаевые в московских ресторанах принято оставлять наличными). По словам банкиров, услуга особо востребована клиентами во время зарубежных поездок в те страны, где часто обманывают туристов. В этом случае получение нужной информации через SMS-сообщения обходится существенно дешевле телефонной связи с банком. С помощью SMS-банкинга клиенты могут также получать информацию о пополнении счета, что особенно приятно владельцам "зарплатных" карт, которые первыми узнают о возможности получить свои деньги.

В Гута-банке, Мастер-банке и Ситибанке услуги SMS-банкинга распространяются не только на карточные, но и на текущие счета, так что заводить пластиковую карту не обязательно. Как пояснил директор департамента расчетов и дистанционного обслуживания Гута-банка Андрей Ванин, если клиент открыл депозит с возможностью его пополнения, то с помощью SMS-сообщений он может получать информацию о приходе денег на счет или об окончании срока действия вклада. Ситибанк по вашему желанию может присылать вам сообщения о состоянии счета ежедневно, еженедельно или ежемесячно - независимо от того, проходили за это время какие-либо операции по счету или нет. Однако если клиент пожелает получать информацию по факту совершения операции, то уведомлять его будут только в том случае, если размер сделанных операций превышает 200 рублей, $10 или 10 евро.

Услуга SMS-банкинга предоставляется клиентам банков либо бесплатно, либо за весьма скромную сумму - от 50 центов до $2-3 в месяц. Прибыль банка от такого рода услуг практически равна нулю, пользователь лишь оплачивает услуги сотового оператора.

Обратная связь. В некоторых банках получить информацию о состоянии своего счета клиент может и по собственному запросу, а не только в момент совершения операции. Для этого необходимо послать в банк закодированное SMS-сообщение (каждый банк сам определяет формат запросов). "Это позволяет получать информацию об операциях, которые проводят в торговых точках жена или ребенок, пользующиеся дополнительными картами, прикрепленными к вашему счету", - поясняет зампред СДМ-банка Владимир Луценко. Некоторые банки устанавливают суточный лимит расходования средств по карте, позволяющий умерить аппетиты родственников, которые слишком увлеклись шопингом. В Мастер-банке можно открывать и пополнять карточные и депозитные счета, переводить деньги со счета на счет, устанавливать ограничения по сумме и количеству операций по пластиковым картам. Рассылка SMS-сообщений, а также прием запросов осуществляется банком круглосуточно, без выходных. Можно попросить банк прислать перечень последних операций по банковскому счету, а также заблокировать карту. Правда, в Сбербанке, если вы хотите возобновить операции по карте, от вас потребуют личного присутствия, а в Газпромбанке достаточно прислать соответствующее SMS-сообщение. "Наш вариант более безопасный, - утверждают в Сбербанке, - так как он гарантирует, что никто кроме вас карту активировать не сможет". Газпромбанк разрешает "дистанционное" возобновление действия карты только при условии, если временная остановка операции производилась отправкой SMS-сообщения.

Расплата за удобства. Несмотря на сравнительно недавнее появление на рынке, услуги SMS-банкинга достаточно популярны. Так, в СДМ-банке ими пользуются почти все держатели "золотых" карточек Visa и MasterCard, а вот их коллеги с более простыми картами новым сервисом интересуются пока не очень активно. По мнению экспертов, более широкому распространению SMS-банкинга мешает незащищенность передаваемой информации от несанкционированного доступа. Как сообщил журналу "Финанс." на правах анонимности топ-менеджер одного из крупных московских банков, лично он не доверяет операторам сотовой связи, а потому и не пользуется активно продвигаемой его банком услугой SMS-сервиса. Действительно, банки не могут гарантировать полной конфиденциальности передаваемой информации, о чем большинство из них честно признается. В договоре, как правило, стоит отдельный пункт, где указано, что клиент "освобождает банк от ответственности в случае, если информация о его картах при передаче ее по каналам операторов мобильной связи может стать доступной сторонним лицам".

"Передача данных действительно идет по публичным каналам, - подтверждает Андрей Ванин из Гута-банка, - однако это все же более безопасно, чем передача данных по электронной почте". Уровень защищенности передаваемых данных достаточно высок: для проведения операций используются дополнительные средства защиты - пароли и коды. Как пояснил главный менеджер отдела интернет-технологий банка "Первое О.В.К." Антон Горшков, для идентификации клиента в системе используется специальный пароль, который выбирается самим клиентом (при необходимости он может быть изменен). Кроме того, банковские реквизиты в открытом виде не передаются - на дисплее телефона видны четыре последние цифры номера карточки или номер счета, для обозначения которого используются специальные символы, известные только клиенту. Как уверяет Владимир Луценко из СДМ-банка, "информация, предоставляемая с помощью SMS-сообщений, понятна только владельцу карты и непосвященному человеку практически невозможно ею воспользоваться".

Радужные перспективы. По словам начальника управления банковских карт Газпромбанка Сергея Огурцова, в ближайшее время с помощью SMS-банкинга можно будет платить за различного рода услуги (мобильную связь, коммунальные услуги, спутниковую антену, Интернет), переводить деньги с текущего счета на пластиковую карту, а также проводить конверсионные операции. Газпромбанк совместно с "Соник Дуо" уже предлагает одну из таких услуг - оплату мобильной связи сети "Мегафон-Москва". Ею может воспользоваться владелец карт Visa, MasterCard или Union Card, эмитированных любым российским банком. В Газпромбанке обещают, что в скором времени посредством SMS-банкинга станет возможным предоставление более сложных услуг - например, оплата товаров в магазинах. Правда, это уже потребует установки дополнительных технических устройств и программного обеспечения. В Японии, например, уже ведутся испытания мобильников, которые совмещают в себе функции телефонных аппаратов и кредитных карт. Их можно будет использовать не только для оплаты покупок, но и в качестве проездных документов и билетов в кино. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль