Банки вступают в мобильные отношения

68
Платежи. Финансовые институты активно внедряют услуги SMS-банкина и обещают, что скоро с помощью мобильного телефона можно будет платить за свет, газ и воду.
SMS-банкингом называют услуги дистанционного банковского обслуживания, предоставляемые с помощью мобильного телефона. При любом движении средств на счете (снятии или зачислении денег) клиент получает текстовые SMS-сообщения, в которых указываются сумма произведенной операции, место ее совершения (название магазина или номер банкомата), дата и время. Внедрять этот сервис банки стали в конце прошлого года, а сейчас его предлагают Сбербанк, Газпромбанк, Гута-банк, банк "Первое О.В.К.", Ситибанк, СДМ-банк, банк "Петрокоммерц", Мастер-банк, Дельта-банк, Абсолют-банк.

Пользоваться услугами SMS-банкинга могут держатели пластиковых карт, на счете которых есть необходимые средства. Для этого им необходим телефон, подключенный к любому из операторов сотовой связи, поддерживающих сервис SMS-сообщений. Обычно для получения услуги SMS-банкинга требуется лично посетить банк, чтобы заключить договор. В Гута-банке и Ситибанке это можно сделать через Интернет, послав соответствующую заявку, а в Ситибанке достаточно просто позвонить по телефону. Номер своего мобильника клиент указывает в договоре. В некоторых банках (в Сбербанке, "Первом О.В.К.") сообщения могут посылаться сразу на несколько номеров.

Основное преимущество SMS-банкинга состоит в том, что он позволяет в реальном времени отслеживать все операции по карточному счету. Отправка сообщения происходит из банка уже через несколько секунд после совершения операции. "Это позволяет бороться с мошенничеством, - поясняет начальник информационно-технического управления Абсолют-банка Сергей Клочков. - Если держатель карты получает сообщение об операции, которую он не совершал, он может тут же связаться с банком, а дальше действовать по обстоятельствам - например, заблокировать карту".

Кроме того, SMS-банкинг позволяет отслеживать размер снимаемых с карты сумм. Это особенно удобно в ресторанах, ведь устройства по приему карточек, как правило, находятся вне поля вашего зрения. Получив сообщение, вы сможете удостовериться в том, что лишних денег с вас не взяли (чаевые в московских ресторанах принято оставлять наличными). По словам банкиров, услуга особо востребована клиентами во время зарубежных поездок в те страны, где часто обманывают туристов. В этом случае получение нужной информации через SMS-сообщения обходится существенно дешевле телефонной связи с банком. С помощью SMS-банкинга клиенты могут также получать информацию о пополнении счета, что особенно приятно владельцам "зарплатных" карт, которые первыми узнают о возможности получить свои деньги.

В Гута-банке, Мастер-банке и Ситибанке услуги SMS-банкинга распространяются не только на карточные, но и на текущие счета, так что заводить пластиковую карту не обязательно. Как пояснил директор департамента расчетов и дистанционного обслуживания Гута-банка Андрей Ванин, если клиент открыл депозит с возможностью его пополнения, то с помощью SMS-сообщений он может получать информацию о приходе денег на счет или об окончании срока действия вклада. Ситибанк по вашему желанию может присылать вам сообщения о состоянии счета ежедневно, еженедельно или ежемесячно - независимо от того, проходили за это время какие-либо операции по счету или нет. Однако если клиент пожелает получать информацию по факту совершения операции, то уведомлять его будут только в том случае, если размер сделанных операций превышает 200 рублей, $10 или 10 евро.

Услуга SMS-банкинга предоставляется клиентам банков либо бесплатно, либо за весьма скромную сумму - от 50 центов до $2-3 в месяц. Прибыль банка от такого рода услуг практически равна нулю, пользователь лишь оплачивает услуги сотового оператора.

Обратная связь. В некоторых банках получить информацию о состоянии своего счета клиент может и по собственному запросу, а не только в момент совершения операции. Для этого необходимо послать в банк закодированное SMS-сообщение (каждый банк сам определяет формат запросов). "Это позволяет получать информацию об операциях, которые проводят в торговых точках жена или ребенок, пользующиеся дополнительными картами, прикрепленными к вашему счету", - поясняет зампред СДМ-банка Владимир Луценко. Некоторые банки устанавливают суточный лимит расходования средств по карте, позволяющий умерить аппетиты родственников, которые слишком увлеклись шопингом. В Мастер-банке можно открывать и пополнять карточные и депозитные счета, переводить деньги со счета на счет, устанавливать ограничения по сумме и количеству операций по пластиковым картам. Рассылка SMS-сообщений, а также прием запросов осуществляется банком круглосуточно, без выходных. Можно попросить банк прислать перечень последних операций по банковскому счету, а также заблокировать карту. Правда, в Сбербанке, если вы хотите возобновить операции по карте, от вас потребуют личного присутствия, а в Газпромбанке достаточно прислать соответствующее SMS-сообщение. "Наш вариант более безопасный, - утверждают в Сбербанке, - так как он гарантирует, что никто кроме вас карту активировать не сможет". Газпромбанк разрешает "дистанционное" возобновление действия карты только при условии, если временная остановка операции производилась отправкой SMS-сообщения.

Расплата за удобства. Несмотря на сравнительно недавнее появление на рынке, услуги SMS-банкинга достаточно популярны. Так, в СДМ-банке ими пользуются почти все держатели "золотых" карточек Visa и MasterCard, а вот их коллеги с более простыми картами новым сервисом интересуются пока не очень активно. По мнению экспертов, более широкому распространению SMS-банкинга мешает незащищенность передаваемой информации от несанкционированного доступа. Как сообщил журналу "Финанс." на правах анонимности топ-менеджер одного из крупных московских банков, лично он не доверяет операторам сотовой связи, а потому и не пользуется активно продвигаемой его банком услугой SMS-сервиса. Действительно, банки не могут гарантировать полной конфиденциальности передаваемой информации, о чем большинство из них честно признается. В договоре, как правило, стоит отдельный пункт, где указано, что клиент "освобождает банк от ответственности в случае, если информация о его картах при передаче ее по каналам операторов мобильной связи может стать доступной сторонним лицам".

"Передача данных действительно идет по публичным каналам, - подтверждает Андрей Ванин из Гута-банка, - однако это все же более безопасно, чем передача данных по электронной почте". Уровень защищенности передаваемых данных достаточно высок: для проведения операций используются дополнительные средства защиты - пароли и коды. Как пояснил главный менеджер отдела интернет-технологий банка "Первое О.В.К." Антон Горшков, для идентификации клиента в системе используется специальный пароль, который выбирается самим клиентом (при необходимости он может быть изменен). Кроме того, банковские реквизиты в открытом виде не передаются - на дисплее телефона видны четыре последние цифры номера карточки или номер счета, для обозначения которого используются специальные символы, известные только клиенту. Как уверяет Владимир Луценко из СДМ-банка, "информация, предоставляемая с помощью SMS-сообщений, понятна только владельцу карты и непосвященному человеку практически невозможно ею воспользоваться".

Радужные перспективы. По словам начальника управления банковских карт Газпромбанка Сергея Огурцова, в ближайшее время с помощью SMS-банкинга можно будет платить за различного рода услуги (мобильную связь, коммунальные услуги, спутниковую антену, Интернет), переводить деньги с текущего счета на пластиковую карту, а также проводить конверсионные операции. Газпромбанк совместно с "Соник Дуо" уже предлагает одну из таких услуг - оплату мобильной связи сети "Мегафон-Москва". Ею может воспользоваться владелец карт Visa, MasterCard или Union Card, эмитированных любым российским банком. В Газпромбанке обещают, что в скором времени посредством SMS-банкинга станет возможным предоставление более сложных услуг - например, оплата товаров в магазинах. Правда, это уже потребует установки дополнительных технических устройств и программного обеспечения. В Японии, например, уже ведутся испытания мобильников, которые совмещают в себе функции телефонных аппаратов и кредитных карт. Их можно будет использовать не только для оплаты покупок, но и в качестве проездных документов и билетов в кино. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль