Двенадцатый стул,или Много пиара из ничего

67
Премьера. В Москве стартовал новый русский мюзикл по роману Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". О последнем воплощении Великого комбинатора рассказывает корреспондент журнала "Финанс.".
Пресно, господа присяжные заседатели. Новая постановка вызывает ассоциации не с острым сатирическим, безумно смешным первоисточником, а с простенькой компьютерной игрушкой: ходят два персонажа да вспарывают гамбсовский гарнитур покойной мадам Петуховой. Нашел стул-проверил его на наличие бриллиантов-перешел на следующий уровень. Вот, собственно, и все.

О том, что сатирическая направленность романа создателей мюзикла нисколько не интересовала, режиссерско-продюсерский тандем Александра Цекало и Тиграна Кеосаяна заявил с самого начала, сосредоточившись на поиске глубоко запрятанного в недрах романа трагического подтекста. Внятная попытка трагедии мелькает лишь единожды: звучащая ближе к концу ария Кисы Воробьянинова (Игорь Балалаев) начинается метафорически: "В моем саду больна туберкулезом еще вчера цветущая сирень". Жестокий романс белогвардейского офицера о судьбе России должен стать кульминацией мюзикла и хитом из разряда душещипательных. И все же на протяжении сцены не покидает ощущение чрезмерного пафоса, которым уж сам Великий комбинатор не преминул бы воспользоваться: "Кто, по-вашему, этот мощный старик? Это-гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору".

И все бы полбеды, да только Остап Бендер тоже заявлен как лицо трагическое. Вместо обаятельного, фонтанирующего идеями проходимца-жертва революции и унылое дитя Потерянного поколения. Главный герой в исполнении Джемала Тетруашвили получается на редкость тусклым, словно актера донимала тоска нежно-зеленого цвета, в который средством "Титаник" Киса Воробьянинов перекрасил свои горизонтальные усы. В мюзикле от Бендера остаются лишь рожки да ножки, как-то: знаменитый шарф и не менее знаменитые цитаты из романа-единственное, что отсылает зрителя к творению Ильфа и Петрова. Зато уж ставшие расхожими фразы разбросаны густо и щедро, будто бы неоскудевающей рукой того самого сеятеля, изобразить которого оказалось не под силу художественным талантам Остапа. Кстати, именно эпизод с транспарантом стал одной из наиболее удачных находок создателей мюзикла: "обрубок с сахарной головой и тонкими плетьми вместо рук" был заменен... репродукцией "черного квадрата" Малевича. И это не единственное нововведение: совершенно неожиданно для зрителей на все том же пароходе "Скрябин" появляется протяжно окающий Максим Горький, дабы исполнить программную, по мнению авторов, партию на тему: "Художник должен быть свободным". Оригинальной и-о, разумеется!-вновь трагической оказывается и трактовка образа мадам Грицацуевой: "знойная женщина-мечта поэта" превращается в хрупкую тургеневскую девушку, наделенную к тому же явными мазохистскими наклонностями. "Распни меня над пропастью и причини мне боль",-срывающимся голосом призывает она безвременно сгинувшего Остапа Бендера, поднимаясь к небу по спирали сложной деревянной конструкции.

Это сооружение, напоминающее башню Татлина, собственно, является единственной декорацией: никаких обещанных спецэффектов в мюзикле не обнаружилось, и это существенное отличие от спродюсированного тем же Александром Цекало "Норд-Оста". Зато безусловно хороши костюмы работы Валентины Комоловой: от русско-народных до сказочно-воздушных, от перепачканного в наклеенной "пене" наряда инженера Щукина до застегнутой на все пуговицы формы сотрудников ГПУ, которые, кстати, танцуют на редкость весело и зажигательно. Массовые сцены в постановке хореографа Егора Дружинина вообще смотрятся довольно живо: хор старушек-пионерок, коммунальный шум в общежитии студентов-химиков, сюрреалистическое действо аукциона, стэповый "Ход конем", который еще до премьеры спектакля позиционировался как главный хит... Не менее эклектична и музыка Игоря Зубкова, который делает стилизованный коктейль из спортивных маршей, мелодий Исаака Дунаевского, пародии на авторскую песню, которую затягивает все тот же намыленный инженер Щукин,-всего того, что можно было бы назвать советской массовой музыкальной культурой. И это тот странный случай, когда статисты-кордебалет и хор-оказываются сильнее и выразительнее солистов.

Как бы там ни было, сам первоисточник "Двенадцать стульев"-настолько раскрученный брэнд, что не вызывать любопытства у публики просто не может. А посему вполне понятно и стремление на нем заработать, которое возникло как у создателей мюзикла, так и у многочисленных желающих отпиариться за счет нового продукта. Вот только после просмотра возникает тот же вопрос, что и у растерянного Кисы в конце романа: "Где же драгоценность?"... l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль