"Союз" России и Европы

65
Космос. ЕС станет главным зарубежным партнером российской аэрокосмической промышленности на ближайшее десятилетие, отодвинув США на второй план.
Французский премьер Жан-Пьер Раффарен и заместитель председателя правительства РФ Борис Алешин подписали соглашение о запусках ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру, принадлежащего Европейскому космическому агентству (ESA). Старты оснащенных телекоммуникационными спутниками "Зенитов" с острова во Французской Гвиане будут ежегодно приносить России до 200 млн евро. Это неплохой "довесок" к тем 7 млрд евро, которые ЕС, по словам Филиппа Бюскена, отвечающего за исследования в Европейской комиссии, ежегодно тратит на развитие программ в области науки и техники, связанных с Россией.

Когда говорят пушки. Энергичное развитие отношений между Европой и Россией резко контрастирует с упадком, в который пришло интеллектуальное партнерство последней с США. Нетрудно проследить, как угасали мирные российско-американские проекты, в частности Международной космической станции (МКС), по мере увеличения Америкой своих военных расходов. Исполнительный вице-президент Boeing Лоретт Кельнер сообщила журналу "Финанс.", что за последние десять лет компания вложила в Россию $1,3 млрд. Для сравнения: ведущий европейский аэрокосмический партнер России концерн EADS, по словам пресс-менеджера московского офиса Airbus Александра Бочарова, за тот же период инвестировал в российскую промышленность лишь 800 млн евро.

Однако с началом войны в Ираке ситуация ощутимо изменилась, и не в пользу США. Американцы практически остановили финансирование МКС, почти десять лет являвшейся основным объектом сотрудничества с Россией и уже поглотившей около $20 млрд. Продолжать оплачивать возведение орбитального отеля NASA из-за бюджетных ограничений больше не желает. В итоге орбитальный комплекс целиком "повис" на балансе Росавиакосмоса, который строит космические корабли для МКС на средства российских налогоплательщиков. Единственной отдушиной остается российско-американский проект Sea Launсh по запуску спутников с тихоокеанской плавучей платформы, коммерческие перспективы которого, впрочем, остаются неясными. Некогда впечатляющая аэрокосмическая дружба двух бывших противников по "холодной войне" свелась к поставкам американских лайнеров российским авиакомпаниям, закупкам нашего титана и работе небольшого инженерного центра Boeing в Москве.

Окно в Европу. Куда больший динамизм на фоне этого застоя демонстрирует научно-техническое сотрудничество России с ЕС, охватывающее не только авиацию, космос, но и здравоохранение, биотехнологии, исследования в области планетарного климата. Высокотехнологичное взаимодействие с не озабоченной глобальными амбициями Европой приносит России большие дивиденды по сравнению с завязшими в песках Ирака американцами. Только оборот совместных программ Росавиакосмоса и европейского концерна EADS в ближайшие десять лет оценивается в 2,1 млрд евро. Это заказы, которые промышленность ЕС будет давать российским предприятиям, совместные научно-исследовательские работы, закупка материалов.

В частности, речь идет о проектах строительства гигантского аэробуса А-380 и перспективного военного транспортного самолета НАТО А-400М. Недавно НПО "Гидромаш" получило предложение разработать шасси для "воздушного грузовика". Правда, как сообщил журналу "Финанс." Александр Бочаров, Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) Минобороны России пока не одобрил работы по этому проекту. Военные опасаются утечки оборонных технологий и того, что А-400М составит конкуренцию новейшим российским транспортным машинам Ил-76МФ и Ан-70. Серьезное сопротивление вызывает у отечественного авиапрома и агрессивная политика Airbus и Boeing по продвижению своих крылатых изделий на российский рынок.

В то же время сотрудничество в области космоса, которое Филипп Бюскен причислил к "стратегически значимым" для взаимоотношений России и ЕС, находит исключительно благожелательное отношение у наших промышленников. И это вполне объяснимо. Взять хотя бы космодром в Куру, строительство которого начнется в 2005 году. России, по оценкам Росавиакосмоса, там "светит" пакет заказов на четыре-пять запусков в год. Возможность осуществлять запуски практически с экватора позволяет увеличить доставляемую "Союзами" полезную нагрузку на орбиту с 1,5 до 4 тонн. Причем оплачивать строительство нового космодрома будут страны - участницы Европейского космического агентства. Весь проект обойдется ESA в 314 млн евро, из которых 193 млн пойдет на создание инфраструктуры на острове Куру во Французской Гвиане. Южноамериканский дебют "Союза" намечен на декабрь 2006 года. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль