Алексей Шалашов: "Hадо сменить упаковку"

86
Интервью. Сезон в Московской филармонии начался со смены руководства. "Финанс." побеседовал с ее новым генеральным директором Алексеем Шалашовым.
- Могут ли концерты классической музыки приносить прибыль?

- Если иметь в виду всю деятельность филармонии, то говорить о прибыли сегодня было бы странно. Но отдельные, очень известные имена в сфере академической музыки способны привлекать большие деньги и приносить цивилизованные гонорары. Хотя таких людей очень мало и в последние годы они практически с нами не сотрудничали: филармония не была приспособлена для высокобюджетных концертов.

- Эта ситуация сдвинется с мертвой точки?

- Она уже меняется. В прошлом сезоне, например, мы приглашали "Солистов Москвы" с участием Юрия Башмета, были и другие проекты. Впрочем, звездные концерты проводились и раньше: как правило, они финансировались отдельной строкой из госбюджета. Но слишком велико число не имеющих громких имен исполнителей, которым помогает филармония. Выручка с "дорогих" концертов могла бы покрывать текущие расходы, но мы принципиально придерживаемся иной политики: прибыльные концерты не должны "кормить" убыточные. Сложность еще и в том, что у нас почти не развита современная система продажи билетов. Мы слишком привыкли ставить знак равенства между идеей просветительства и низкой стоимостью билетов. Во всем мире залы поделены на ценовые зоны, и престижные места продаются дорого.

- Значит ли это, что вы собираетесь менять систему оплаты билетов?

- Эта потребность давно назрела, поэтому разница между дешевыми и дорогими билетами будет увеличиваться. Это должно стать привычным: посещение симфонического концерта, где на сцене находится огромный оркестр во главе со всемирно известным дирижером и солистом, не может стоить меньше, чем билет в кинотеатр!

- Филармония на мировом рынке классической музыки - это брэнд?

- Безусловно. Кроме того, она имеет авторитет и внутри России. Что касается Москвы, то здесь за последние годы мы частично потеряли свои позиции, оказываясь вне ярких музыкальных событий. Думаю, ситуация изменится. С другой стороны, я не считаю, что филармония должна быть монополистом (как это было в советские годы. - Ю. Г.). Нам очень не хватает частных концертных агентств. В любой музыкальной столице их сотни, и они берут на себя не только отдельные высокобюджетные акции, но и проводят регулярные филармонические концерты.

- Конкуренции не боитесь?

- Очень хорошо, если она будет: сейчас ее не хватает. Появился, конечно, Московский международный дом музыки, в котором мы отчасти видим будущего конкурента. А с другой стороны, радует, что мы вместе будем делать одно общее дело - продвигать популярность классической музыки.

- Как вы планируете привлекать новых спонсоров?

- Их, как известно, интересуют вещи событийные. Поэтому работа со спонсорами находится в прямой зависимости от количества "громких" концертов. В новом сезоне планируются выступления Виктора Третьякова, Юрия Башмета, Николая Петрова, Владимира Крайнева, ведущих оркестров. Мне кажется, надо просто сменить упаковку нашего совсем неплохого культурного продукта и предлагать его уже в обновленном виде. В том числе и спонсорам.

- А по какой схеме филармонии финансируются на Западе?

- В той или иной форме их, как и нас, не менее чем наполовину поддерживает государство. В Европе это прямая поддержка, в Америке - через налоговую систему. В США культурные учреждения освобождаются от уплаты налогов, но это лишь другой способ распределения государственных денег. Вторую половину средств получают непосредственно от концертной деятельности. Есть еще и спонсорский пакет.

- На пресс-конференции вы сказали, что во всем мире филармоническая деятельность основана на спросе слушателей. Что произошло со спросом в России?

- В советское время вся система жила на дотации государства. Концертные залы предоставлялись бесплатно, артисты имели стандартные ставки. Со сменой экономической системы филармонии пришлось научиться считать. Оказалось важным, сколько стоят залы и исполнители. Начали формироваться рыночные правила концертной деятельности, которые до сих пор находятся в стадии становления. Лишь несколько лет назад стало ясно: академическая музыка может пользоваться достойным спросом. Но пока предложение все-таки его превышает.

- Какую сумму выделяет филармонии государство?

- В этом году наш бюджет составил 75 млн рублей. Из них примерно 25-27 млн выделено на запланированную реконструкцию зала им. П.И. Чайковского. Для сравнения: бюджет крупного фестиваля, например в Люцерне или Зальцбурге, составляет почти 20 млн евро. Но и в нашей стране некоторые крупные фестивали имеют годовой бюджет филармонии.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль