На выходе из пике

65
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Авиаперевозки. В последние годы мировая индустрия авиаперевозок переживает самые тяжелые испытания за всю свою историю. Сейчас она начинает долгий и трудный путь к восстановлению.
Эпидемия атипичной пневмонии и война в Ираке стоили мировой индустрии авиаперевозок $6,5 млрд по оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Эти потери усугубили непростое положение, в котором отрасль находится уже третий год. Проблемы начались еще в 2001 году: в результате застоя в крупнейших экономиках и террористических атак 11 сентября 2001 года авиаперевозчики понесли огромные убытки. В 2001 году они составили в общей сложности $13 млрд, а в 2002 году - $11,7 млрд.

Пациент скорее жив. В июне объем международных авиаперевозок снизился на 11,8% по сравнению с июнем прошлого года. Однако эксперты IATA видят в этой цифре неплохой сигнал: в мае снижение объема перевозок составило 21%. Даже авиакомпании стран Азиатско-Тихоокеанского региона, принявшие на себя основной удар эпидемии атипичной пневмонии, сейчас страдают от снижения перевозок уже меньше, чем весной (спад составил 35,8% в июне против 55% в мае). Североамериканские авиакомпании в июне продали на 12,4% билетов меньше, чем в прошлом году. В то же время европейские перевозчики, по данным IATA, почти вернулись на уровень продаж 2002 года.

Еще более оптимистична в своих оценках Международная организация гражданской авиации (ICAO). По мнению ее экспертов, объем пассажирских авиаперевозок в мире уже стабилизировался и в этом году даже слегка превысит прошлогодний уровень. В следующем году он возрастет на 4,4%, а в 2005 году - на 6,3% (см. диаграмму).

В июле дела у авиакомпаний действительно пошли лучше. Рост спроса на авиабилеты в сезон отпусков почувствовали многие компании. Например, у американской компании Continental Airlines загрузка рейсов достигла 84,5%, что на 5% больше, чем в июле прошлого года. Более того, прибыль компании в расчете на пассажиро-милю выросла на 4-6%. Аналитики посчитали это очень хорошим знаком потому, что в последние годы показатели Continental довольно точно отражают ситуацию в отрасли в целом. И действительно, несколько крупных авиакомпаний, включая American Airlines, Delta Airlines и US Airways, также сообщили о значительном росте загрузки рейсов и средних доходов от продажи авиабилетов.

Многие европейские перевозчики также почувствовали себя лучше. Например, Deutsche Lufthansa - третья по величине авиакомпания Европы - объявила о том, что количество пассажиров, перевезенных ею в июле, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3%. Объем пассажиропотока сократился на 1%, что гораздо меньше сокращения в июне (3,7%). Еще лучше дела шли у Air France: пассажиропоток увеличился на 2,7%, а коэффициент пассажирской загрузки вырос до 83,3%.

Сомнительное ралли. Участники фондового рынка начали игру на повышение акций авиакомпаний гораздо раньше, чем сами компании начали мечтать о возвращении к прибыли. С начала мая акции авиаперевозчиков США переживали настоящее ралли. За три месяца акции Continental выросли на 65%, Northwest Airlines - на 25%, America West Airlines - на 150%. Акции AMR Corp. - материнской компании American Airlines - взлетели на 120% после того, как она с трудом и при поддержке федерального правительства избежала банкротства этой весной.

Справедливости ради нужно отметить, что в абсолютном значении этот рост не очень сильно впечатляет. Например, котировки акций Continental сейчас колеблются в районе всего лишь $15, а несколько лет назад они были выше $100. К тому же рост котировок скорее отражал череду позитивных для индустрии новостей (окончание войны в Ираке и эпидемии атипичной пневмонии, а также достижение договоренностей менеджмента некоторых компаний с профсоюзами), чем заметное улучшение финансового положения компаний. Та же AMR Corp. продолжает нести колоссальные убытки: во втором квартале они составили $75 млн, несмотря на правительственную поддержку. Некоторые крупные авиакомпании (Delta Airlines, Continental, Northwest и ряд других) рапортовали о получении прибыли по результатам второго квартала - первой со времени террористических атак 11 сентября. Однако прибыли эти - результат правительственной помощи и продажи некоторых активов. Поэтому сами компании не обольщаются этими сомнительными достижениями и ожидают убытков в следующем квартале.

Сообщения о многомиллионных убытках с удручающей регулярностью поступают и из других частей света, особенно из Азии. Например, у Cathay Pacific (Гонконг) чистые убытки за первое полугодие составили $240 млн, а у Singapore Airlines - $219 млн. В разгар эпидемии атипичной пневмонии компании ежедневно теряли примерно $3 млн каждая.

В поисках выхода. Даже если нынешняя тенденция к росту продаж авиабилетов окажется долговременной, возвращение компаний к прибыльности потребует немалого времени и недюжинных усилий. Во-первых, за несколько кризисных лет произошли серьезные изменения в структуре продаж: доля дорогих билетов бизнес-класса значительно сократилась, а спрос на них остается менее устойчивым по сравнению с билетами экономкласса. Некоторые небольшие компании были вынуждены полностью отказаться от предоставления услуг бизнес-класса.

Во-вторых, кризис неоднократно заставлял авиакомпании снижать цены. Так, билеты американских компаний на внутренние рейсы в расчете на милю подешевели в 2001 году на 8,6%, а в 2002 году - на 9,1%. В результате цены достигли минимального значения за последние 20 лет. Особенно отличились компании, находящиеся на грани банкротства. Так, недавно United Airlines запустила рекламную кампанию билетов бизнес-класса под девизом "Покупая один билет, второй получаете бесплатно". Еще более жесткая конкуренция царит на азиатском направлении. Скидки поражают воображение: если до эпидемии услуга компании Cathay Pacific под названием All Asia Pass (перелет из США в Гонконг и обратно плюс возможность в течение трех недель посетить до 17 азиатских городов) стоила $999, то теперь она предлагается всего за $699. Конкурентам в этой ситуации ничего не остается, кроме как предоставлять адекватные скидки в ущерб собственным интересам. Спрос же, несмотря на некоторые признаки роста, еще долго будет оставаться слишком слабым, чтобы дать авиакомпаниям возможность устанавливать цены по своему усмотрению. В то же время повышенные меры безопасности, которые компании были вынуждены ввести в ответ на возрастание угрозы терроризма, негативно отразились на издержках. Только в 2002 году авиакомпании, входящие в IATA, потратили более $5 млрд на приведение своих систем безопасности в соответствие с новыми требованиями.

Чтобы увидеть свет в конце длинного тоннеля, компаниям уже пришлось пойти на большие жертвы. Компании с наиболее высокой долей расходов на оплату труда в издержках - United Airlines, US Airways и American Airlines - после долгих споров с профсоюзами отстояли право значительно снизить уровень заработной платы. Другим компаниям борьба с профсоюзами только предстоит и обещает быть непростой: формально у компаний, не балансирующих на грани банкротства, меньше причин сокращать зарплату. Объем предложений по перевозкам в отрасли сократился на 20% по сравнению с уровнем 2000 года, большинство крупных компаний сократили сотни рейсов и уволили тысячи человек. Даже сейчас, когда загрузка рейсов начинает расти, многие компании продолжают сокращать излишние провозные мощности. Эксперты единодушны во мнении: даже при благоприятном стечении обстоятельств авиакомпаниям потребуются долгие годы, чтобы достичь уровня рентабельности, который они демонстрировали до 2000 года. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль