"Финансовый супермаркет против финансового бутика"

200
Однажды во Франции я попытался купить круассаны к завтраку в большом супермаркете, но был остановлен моими друзьями-французами. Через несколько минут, в маленькой булочной, весь пропитанный изумительным запахом свежего хлеба, я понял, почему, несмотря на охвативший весь мир бум строительства гипермаркетов, булочные на углу будут существовать вечно.

Об этом случае я вспоминаю всегда, когда слышу, как говорят о финансовых супермаркетах и бутиках в применении к перспективам развития российского финансового рынка. Параллель, на мой взгляд, очевидна.

По распространенному мнению, будущее финансового рынка - это финансовые супермаркеты, предлагающие для клиентов операции на фондовом рынке, расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, трастовое управление и другие финансовые услуги. В последние годы в России появляются классические супермаркеты (типа Citigroup), состоящие из трех звеньев - инвестиционного, банковского и страхового, например финансовый супермаркет на основе корпорации "НИКойл", Автобанка и Промышленно-страховой компании или МФО "МЕНАТЕП" (банк "МЕНАТЕП СПб", НПФ "Прогресс-Доверие", страховая компания "Прогресс-Гарант"). На пути к финансовому супермаркету находится Альфа-банк, который уже продает в своих офисах полисы страховой компании "АльфаСтрахование", и группа компаний "Тройка-Диалог" (в группе работают страховщик, банк, инвестиционная и управляющая компании).

Плюсы для компании заключаются в возможности оптимизации управления такой группой (например, перераспределять финансовые потоки внутри структуры). Минусы (на переходном этапе) - в различных подходах к регулированию деятельности банков и инвестиционных компаний, различия в бухгалтерском учете и учете операций. Будут ли эти минусы до конца преодолены за счет перехода на стандарты МСФО в 2004 году - пока не очевидно.

Еще один минус - уже для клиента - связан с тем, что у него больше практически нет свободы выбора: например, при кредитовании в банке он вынужден заключать договор страхования только с компанией - партнером банка, разумеется, на ее условиях.

И наконец, качество услуг. Никогда sales-менеджер финансового супермаркета не сможет предоставить клиенту обслуживание, которое тот получит у sales-менеджера бутика. И это даже не вопрос добросовестности работников: sales-менеджер большой компании просто не сможет этого сделать физически.

Рассмотрим простой пример: на рынке акций проходит новость или слух из тех, которыми принято делиться с клиентами. Донести эту информацию необходимо предельно быстро. У sales-менеджера супермаркета - 40-50 работающих клиентов. С кем он свяжется в первую очередь? Естественно, с обладателем большего счета или наиболее активным клиентом. Словом, с тем, от кого велик шанс получить ордер на сделку. А как же остальные? До них ценная оперативная информация дойдет с опозданием, и им придется принимать решения, когда поезд уже уйдет. Справедливости ради стоит заметить, что sales-менеджер бутика поступает так же. Но у него клиентов не 50, а 5 - и временная задержка будет меньше. Пострадавших не будет.

А теперь - о главном. Правило, заключающееся в том, что большому кораблю - большое плавание, а маленькие должны уйти, может и не сработать в российских реалиях. Заветные мечты больших российских инвестиционных домов продаться крупным "ребятам" типа Merrill Lynch или Morgan Stanley рискуют мечтами и остаться. Не готова среднестатистическая домохозяйка в Тамбовской области инвестировать никуда кроме как в свой собственный огород, а посему даже пенсионные деньги, которые обещают отдать под управление самих граждан, вряд ли будут инвестированы в ценные бумаги. Да и Сбербанк вряд ли уступит монополию в обслуживании клиентов, продаже страховок и паев - по крайней мере, в ближайшие годы. А ритейловые сети покупаются и строятся сейчас. И финансируются они зачастую не из доходов, а из денег, вырученных из других бизнесов. Что будет, когда нефтяная игла уже перестанет закачивать оптимизм, а сети не заработают? Встанет вопрос о расходах.

Вряд ли кто-то обладает объективной статистикой по доходам супермаркетов и бутиков. Но даже одного взгляда на этот бизнес достаточно, чтобы сделать вывод: расходы у супермаркетов гораздо больше бутиковских, а доходы не растут пропорционально.

Так что с будущим рынка финансовых услуг все просто: были, есть и останутся люди, которым особо трепетное отношение к себе важнее удобств другого порядка. Такие люди никогда не будут стоять в очереди - даже в очереди из VIP-клиентов. И финансовые бутики с их эксклюзивными услугами - для них.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль