"Финансовый супермаркет против финансового бутика"

224
Однажды во Франции я попытался купить круассаны к завтраку в большом супермаркете, но был остановлен моими друзьями-французами. Через несколько минут, в маленькой булочной, весь пропитанный изумительным запахом свежего хлеба, я понял, почему, несмотря на охвативший весь мир бум строительства гипермаркетов, булочные на углу будут существовать вечно.

Об этом случае я вспоминаю всегда, когда слышу, как говорят о финансовых супермаркетах и бутиках в применении к перспективам развития российского финансового рынка. Параллель, на мой взгляд, очевидна.

По распространенному мнению, будущее финансового рынка - это финансовые супермаркеты, предлагающие для клиентов операции на фондовом рынке, расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, трастовое управление и другие финансовые услуги. В последние годы в России появляются классические супермаркеты (типа Citigroup), состоящие из трех звеньев - инвестиционного, банковского и страхового, например финансовый супермаркет на основе корпорации "НИКойл", Автобанка и Промышленно-страховой компании или МФО "МЕНАТЕП" (банк "МЕНАТЕП СПб", НПФ "Прогресс-Доверие", страховая компания "Прогресс-Гарант"). На пути к финансовому супермаркету находится Альфа-банк, который уже продает в своих офисах полисы страховой компании "АльфаСтрахование", и группа компаний "Тройка-Диалог" (в группе работают страховщик, банк, инвестиционная и управляющая компании).

Плюсы для компании заключаются в возможности оптимизации управления такой группой (например, перераспределять финансовые потоки внутри структуры). Минусы (на переходном этапе) - в различных подходах к регулированию деятельности банков и инвестиционных компаний, различия в бухгалтерском учете и учете операций. Будут ли эти минусы до конца преодолены за счет перехода на стандарты МСФО в 2004 году - пока не очевидно.

Еще один минус - уже для клиента - связан с тем, что у него больше практически нет свободы выбора: например, при кредитовании в банке он вынужден заключать договор страхования только с компанией - партнером банка, разумеется, на ее условиях.

И наконец, качество услуг. Никогда sales-менеджер финансового супермаркета не сможет предоставить клиенту обслуживание, которое тот получит у sales-менеджера бутика. И это даже не вопрос добросовестности работников: sales-менеджер большой компании просто не сможет этого сделать физически.

Рассмотрим простой пример: на рынке акций проходит новость или слух из тех, которыми принято делиться с клиентами. Донести эту информацию необходимо предельно быстро. У sales-менеджера супермаркета - 40-50 работающих клиентов. С кем он свяжется в первую очередь? Естественно, с обладателем большего счета или наиболее активным клиентом. Словом, с тем, от кого велик шанс получить ордер на сделку. А как же остальные? До них ценная оперативная информация дойдет с опозданием, и им придется принимать решения, когда поезд уже уйдет. Справедливости ради стоит заметить, что sales-менеджер бутика поступает так же. Но у него клиентов не 50, а 5 - и временная задержка будет меньше. Пострадавших не будет.

А теперь - о главном. Правило, заключающееся в том, что большому кораблю - большое плавание, а маленькие должны уйти, может и не сработать в российских реалиях. Заветные мечты больших российских инвестиционных домов продаться крупным "ребятам" типа Merrill Lynch или Morgan Stanley рискуют мечтами и остаться. Не готова среднестатистическая домохозяйка в Тамбовской области инвестировать никуда кроме как в свой собственный огород, а посему даже пенсионные деньги, которые обещают отдать под управление самих граждан, вряд ли будут инвестированы в ценные бумаги. Да и Сбербанк вряд ли уступит монополию в обслуживании клиентов, продаже страховок и паев - по крайней мере, в ближайшие годы. А ритейловые сети покупаются и строятся сейчас. И финансируются они зачастую не из доходов, а из денег, вырученных из других бизнесов. Что будет, когда нефтяная игла уже перестанет закачивать оптимизм, а сети не заработают? Встанет вопрос о расходах.

Вряд ли кто-то обладает объективной статистикой по доходам супермаркетов и бутиков. Но даже одного взгляда на этот бизнес достаточно, чтобы сделать вывод: расходы у супермаркетов гораздо больше бутиковских, а доходы не растут пропорционально.

Так что с будущим рынка финансовых услуг все просто: были, есть и останутся люди, которым особо трепетное отношение к себе важнее удобств другого порядка. Такие люди никогда не будут стоять в очереди - даже в очереди из VIP-клиентов. И финансовые бутики с их эксклюзивными услугами - для них.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль