Тур на чужой машине

110
Стоимость проката машины за месяц иногда превышает ее цену на рынке. Тем не менее компании, предоставляющие автотранспорт в аренду, не жалуются на отсутствие клиентов. Ведь личные автомобили иногда требуют ремонта, будущие жены мечтают о белом лимузине на свадьбу, а желание съездить за город на собственной машине не покидает многих пешеходов. Но не надейтесь просто "сесть и поехать": в прокатном бизнесе свои тонкости. Причем такие, что новичкам иногда стоит обратиться к юристу. Или хотя бы к журналу "Финанс."
На российском рынке проката автомобилей сейчас работают несколько международных компаний rent-a-car. Наиболее известны Hertz, Avis, Budget, Sixt и некоторые другие. Среди преимуществ их услуг, например, возможность арендовать машину в одном городе, а сдать - в другом. Впрочем, в России этими выгодами клиенту вряд ли удастся воспользоваться. Если представительство Hertz имеет несколько прокатных станций в регионах, то, например, "Авис Москва" работает только в столице и области. Помимо известных транснациональных компаний существует немало крупных российских фирм, которые имеют в распоряжении от 50 до 200 автомобилей. Свои услуги предлагают и небольшие агентства, у которых в собственности находится не более 20 машин. Как правило, тарифы менее известных мелких компаний на 30-40% ниже тех, что действуют в крупных фирмах. Зато работать с последними значительно надежнее.

Сегодня рынок аренды автотранспорта четко поделен между фирмами. Одни компании предоставляют в прокат только лимузины для праздников, другие - иномарки бизнес-класса, третьи - машины отечественного производства. Некоторые предлагают автомобили без водителя или только с ним. Остальные дают клиенту возможность выбора.

Отличаются и условия оплаты: по часам и за день. Расчет за сутки, как правило, более дешев и выгоден для заказчика. Если стоимость проката Ford Focus составляет за час около $20-25, то его аренда за день обойдется в $60-70. По словам сотрудников фирм, предоставляющих автомобили в аренду, летом в известных прокатных агентствах сложно найти свободный транспорт. Поэтому на ремонт машин у компаний часто не хватает времени. И условия аренды предназначены для того, чтобы обезопасить товар от повреждений и простоя в ремонте. Однако многие положения договора не слишком выгодны для заказчика. Например, несмотря на страховку, условия аренды могут предусматривать материальную ответственность заказчика в случае кражи и повреждения автомобиля. Договоры многих агентств содержат пункт о франшизе, то есть неоплачиваемой сумме ущерба. В зависимости от марки автомобиля она может составлять от $100 для иномарки.

Менеджер фирмы А.М.Rent Александр З. объясняет, что франшиза предусмотрена для того, чтобы клиенты вели себя более ответственно: "Когда заказчики полагаются на страховку, они ездят на машине неаккуартно: бьют ее обо все фонарные столбы, которые попадаются по дороге. А любая мелкая царапина на двери дорогой машины влечет за собой ремонт стоимостью примерно $200. Страховка, конечно, покрывает ущерб. Но когда у фирмы, как сейчас, в гараже нет ни одного свободного автомобиля, она не сможет сразу отдать поврежденный транспорт в ремонт. И новый клиент будет вынужден брать машину, которая потеряла товарный вид".

Воспитание заказчика

Часто при потере документации или ключей от автомобиля фирмами налагается немалый штраф - видимо, тоже в "воспитательных целях". К примеру, у Budget он составляет $200. В стоимость проката также обычно включены страхование от повреждения, угона, несчастного случая, гражданской ответственности, техническое обслуживание, НДС и налог с продаж. Рассчитаться с фирмой можно наличными, в форме банковского перевода или кредитными картами основных платежных систем АМЕХ, VISA, Diners Club и Eurocard/Mastercard. B основном международные компании, например Hertz, принимают оплату только по кредитке. А в Avis для аренды некоторых автомобилей высокого класса требуется наличие даже двух карт разных платежных систем. Начальник отдела маркетинга компании "Авис Москва" Светлана Сузанская сообщила журналу "Финанс.", что это гарантирует платежеспособность клиента: "Таким образом мы стремимся обезопасить машину от угона и повреждений. К тому же, если страховка не покроет ущерб, его сможет возместить клиент".

Правила проката автомобилей в разных фирмах существенно отличаются. Например, если возраст клиента меньше 25 лет, большинство международных компаний rent-a-car возьмут с него дополнительный сбор в $15-20 за день аренды. Российские фирмы предъявляют менее серьезные требования: по правилам аренды возраст заказчика не может быть меньше 18 лет. Минимальный стаж вождения практически во всех компаниях составляет один год.

Стоимость прокатных услуг зависит от многих факторов: срока аренды, типа страховки и даже времени года - летом, как правило, цены поднимаются. Кстати, предпочтения клиентов, по словам сотрудников фирм rent-a-car, также определяются сезонностью: летом заказывают дорогие машины с кондиционером, зимой - автомобили "поменьше и подешевле". В будние дни компании обычно предоставляют клиентам скидки в 10-15%. А цена долгосрочной аренды в среднем на 40% ниже, чем краткосрочной. При этом почти в каждой крупной компании существуют программы, позволяющие получить скидки. Например, в Hertz действуют специальные предложения для держателей кредитных карт Visa Сбербанка России и Альфа-банка. В компании "Авис Москва" есть скидки для клиентов Гута-банка. Известные российские компании также разрабатывают собственные программы лояльности и предоставляют скидки постоянным клиентам.

Автомобиль на праздник

Отдельный бизнес - аренда машин для свадеб и других праздников. В Москве действуют несколько десятков фирм, предлагающих на прокат машины представительского класса - Lincoln, Cadillac, "Чайка", автомобили в стиле ретро с открытым верхом. Разброс цен достаточно большой: например, час проката единственного в России лимузина Lincoln Navigator на 14 персон с лазерным шоу, генератором бутафорского дыма и другими излишествами стоит около $150.

Можно найти фирму, которая просит за час аренды лимузина на 9 мест около $40. В престижной компании, специализирующейся на прокате эксклюзивных и современных моделей, такой автомобиль стоит вдвое дороже. Зато здесь скорее всего вас не обманут: многие фирмы рассчитывают на разового клиента.

Например, в одном из московских агентств к клиентам, которые заказали лимузин, в оговоренное время приезжают две "Волги". При этом в договоре говорится, что заказчик не имеет претензий к фирме, если он воспользовался ее услугами. А во время собственной свадьбы, когда уже наступило время ехать в загс, клиентам приходится пользоваться предоставленными машинами. Заместитель директора по связям с общественностью компании "Абсолют Корона авто" Анна Пашковская советует внимательно читать договор: "Серьезный повод насторожиться - пункт о замене автомобиля по аналогичной прайсовой стоимости. В идеале в договоре должно быть указано, что компания оставляет за собой право поменять машину на автомобиль того же класса или выше. Это означает, что при любых форс-мажорных обстоятельствах клиент не пострадает".

По словам сотрудников компаний, специализирующихся на автомобилях представительского класса, клиентов в первую очередь интересует цвет: большинство предпочитают белые лимузины. Наибольшей популярностью пользуются автомобили на 9-10 мест стоимостью до $80 за час. Некоторые фирмы предлагают в аренду машины, которые якобы раньше принадлежали звездам или политикам. За легенду приходится доплачивать 5-10% от реальной стоимости проката. Несмотря на многообразие выбора, специалисты рекомендуют заказывать автомобиль заранее, чтобы выбрать желаемую модель: при кажущемся изобилии хороших лимузинов в Москве не так уж и много.

Некоторые компании за дополнительную плату предоставляют своим клиентам возможность путешествовать на взятом в аренду автомобиле по России. Однако таких программ не так много, а выезд за пределы РФ запрещается большинством фирм. Надбавка за поездки вне Москвы в среднем составляет 20%. Гораздо проще с поездками за рубеж: можно забронировать автомобиль с помощью компании rent-a-car. Обычно для клиентов, которые заказывают автомобили заранее, компании предлагают скидки. В разных европейских странах аренда машины экономического класса типа Ford Fiesta или Fiat Panda обойдется вам в среднем около $50 в день. Самые невысокие тарифы в Германии и Бельгии - от $30. Дороже всего обойдется машина в Швейцарии: там за день проката придется заплатить минимум $70.

Прокатный бизнес приносит неплохой доход: новая машина окупает себя примерно за год, теряя за это время только 20% от своей стоимости. Аренда дает выгоды и клиенту - она может стать выходом для "ленивых": техобслуживание, замена резины по сезону - все это входит в обязанности фирмы. Не менее очевидны и преимущества для производителей автомобилей: прокат дает возможность потенциальному покупателю оценить преимущества их продукции и проверить ее действие на дороге. Некоторые американские компании уже давно прибегают к возможностям такого "пассивного маркетинга". Например, Mitsubishi Motors и General Motors поставили свои первые модели 2003 года одновременно в пункты проката и дилерам. Обычно в фирмы rent-a-car новые машины попадают через несколько месяцев после их появления в магазинах. А пресс-секретарь Ford Mapк Ширмер заявил, что прокат - это "путь для людей, желающих ознакомиться с продукцией компании, минуя дилеров и не выслушивая болтовню продавцов".

Средняя стоимость аренды автомобилей в Москве, $ за день

Марка автомобиляПри аренде на деньПри аренде на неделю
Skoda Felicia5040
Skoda Felicia Combi5545
Nissan Primera Sedan8070
Subaru Legacy Sedan9080
Subaru Legacy Wagon9585
Ford Focus Escort4540
"Чайка"3530
"Волга"108

Примечание. Цены включают 20% НДС, стоимость страховки и налог с продаж.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль