Входной билет за $35 миллиардов

64
Членство в "большой восьмерке" обошлось России в 10% годового ВВП.
Усилиями бывших руководителей СССР Россия до сих пор является крупнейшим кредитором беднейших стран, в том числе африканских, пребывающих в состоянии перманентного банкротства. Большая часть кредитов была формой финансовой поддержки "дружественных" СССР политических режимов и предоставлялась без серьезного анализа платежеспособности заемщиков и каких-либо гарантий. Поэтому невольно России приходится поддерживать статус самого "доброго" кредитора в мире.

Вступив в 1997 году в Парижский клуб, она обязалась участвовать в его деятельности по оказанию помощи странам, обремененным непосильными долгами. Успехи налицо: по объему поддержки беднейших стран Россия занимает третье место, а по отношению этого объема поддержки к ВВП - первое место (примерно 0,3%) в мире. Из прощенных за последние пять лет $35 млрд $5,5 млрд подпадают под категорию официальной помощи в развитии. Кроме того, Россия помогает беднейшим странам еще и косвенно, не взимая таможенные пошлины с большей части импортируемых товаров, причем список беспошлинных товаров периодически пополняется.

Демонстрировать подобную щедрость Россию обязывает положение члена "большой восьмерки". Российские политики так долго добивались вступления в элитарный клуб самых влиятельных государств мира, что списание безнадежных "африканских" долгов выглядит недорогой платой. Раз уж вернуть деньги все равно не удастся, участие в массовом списании долгов будет полезно хотя бы для поддержания государственного имиджа. Массовое списание долгов развивающимся странам - нормальная мировая практика для богатых стран-кредиторов. Россия по уровню жизни и экономического развития проигрывает даже многим развивающимся странам и потому не может претендовать на статус богатой страны даже с натяжкой. И все же некая неловкость перед другими странами "восьмерки" и желание чувствовать себя не хуже других заставляют Россию занимать позицию, явно не соответствующую своему экономическому положению. Прощая долги, пусть даже просроченные и безнадежные, Россия отказывается от возможности использовать их как инструмент политического влияния (особенно это касается стран СНГ). В конце концов при разумном подходе к делу часть долгов можно было бы вернуть, пусть даже небольшими порциями в течение многих лет, и если не деньгами, то товарами или собственностью.

Слабость позиции России проявилась, в частности, в споре вокруг долгов Ирака. Если первоначально российские политики категорически отрицали саму возможность списания иракских долгов, то затем как-то быстро и даже с видимым облегчением согласились с сокращением суммы задолженности с $8 млрд до $3,5 млрд, фактически согласившись простить проценты и штрафы. И это при том, что Ирак не входит в группу беднейших стран, которым принято списывать долги.

Статус великой державы обязывает Россию продолжать поддержку стран-банкротов. Кроме официальной гуманитарной помощи, участия в программах и фондах поддержки беднейших стран, Россия не отказывается и от торгового сотрудничества с той же Эфиопией. Эта страна задолжала России круглую сумму за поставки вооружения еще со времен СССР. Долги само собой признаны безнадежными, и 80% их объема списаны в 2001 году. Между тем даже международные финансовые институты давно признали, что сотни миллиардов долларов, затраченных на помощь бедным странам с 60-х годов, никакого положительного результата не дали. Странам-донорам так и не удалось установить контроль за соблюдением условий предоставления помощи. Напрасно кредиторы призывали правительства стран-должников развивать демократию и проводить реформы. Получатели финансовой помощи сами противостояли переменам, растрачивая предоставляемые Западом средства на бесконечные войны и междоусобицы, а то и просто разворовывая их. В этих условиях "отпущение" долгов и тем более новые вливания вряд ли помогут беднейшим странам: если были растрачены первоначальные займы, где гарантия того, что экономический эффект списания будет использован более разумно? Лучшее, что могут сделать страны-доноры, включая и Россию, для помощи бедным странам, - это поддержать реальные преобразования в тех редких случаях, когда они проводятся.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль