Выкуп земли и минимизация земельных платежей

2270
Проблема выкупа земли в настоящее время актуальна для многих российских компаний. Как правильно определить цену земельного участка и каковы способы ее минимизации? Что ожидает российские предприятия после 1 января 2004 года, если они не будут выкупать либо брать в аренду землю под собственными зданиями, которая находится у них на праве постоянного (бессрочного) пользования? Эти насущные вопросы стали предметом обсуждения на очередном налоговом тренинге, проведенном нашим журналом.

Проблема выкупа земли в настоящее время актуальна для многих российских компаний. Как правильно определить цену земельного участка и каковы способы ее минимизации? Что ожидает российские предприятия после 1 января 2004 года, если они не будут выкупать либо брать в аренду землю под собственными зданиями, которая находится у них на праве постоянного (бессрочного) пользования? Эти насущные вопросы стали предметом обсуждения на очередном налоговом тренинге, проведенном нашим журналом.

Участники тренинга

Представители бизнес-сообщества1: три крупных российских промышленных предприятия, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представители государственных структур:

Алексей Сорокин, руководитель отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой политики Минфина России;

Андрей Фёдоров, начальник Управления ресурсных и имущественных налогов МНС России;

Елена Бондаренко, руководитель Департамента земельной политики Минимущества России.

Независимые эксперты:

Сергей Шаповалов, генеральный директор юридической компании «Налоговая помощь»;

Дмитрий Хаустов, эксперт по земельному и экологическому праву, преподаватель юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. юрид. наук.

Описание проблемной ситуации

Российская компания владеет земельным участком, расположенным под ее собственными зданиями, на праве постоянного (бессрочного) пользования (далее — право постоянного пользования). Это право компания приобрела при покупке (приватизации) зданий еще до принятия нового Земельного кодекса РФ2. Приобретая такое право, компания рассчитывала на то, что оно действительно является бессрочным и что в будущем ей не придется нести существенные расходы для получения возможности пользоваться данной землей. Однако Федеральным законом о введении в действие нового Земельного кодекса РФ3 установлено, что до 1 января 2004 года все компании (кроме государственных и муниципальных учреждений, а также федеральных казенных предприятий) обязаны переоформить право постоянного пользования земельными участками либо на право аренды, либо на право собственности. Другими словами, предприятия должны либо выкупить земельные участки, либо взять их в аренду.

Руководство компании приняло стратегическое решение о выкупе земельного участка. Однако цена выкупа земли, рассчитанная местным органом власти, оказалась внушительной — около 600 тыс. долл. США (земельный участок расположен на окраине города с численностью населения около 300 тысяч человек). Собственники компании не рискнули сразу осуществить такие значительные финансовые вложения.

Прежде всего компания решила разобраться с тем, как определяется выкупная цена земли. В соответствии со ст. 2 Закона № 137-ФЗ цена выкупа утверждается региональными властями и рассчитывается как определенное количество ставок земельного налога за единицу выкупаемой площади. Власти субъектов РФ могут установить выкупную цену в следующих пределах:

  • в поселениях с численностью населения свыше 3 млн человек — от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога;
  • в поселениях с численностью населения от 500 тыс. до 3 млн человек — от 5- до 17-кратного размера ставки земельного налога;
  • в поселениях с численностью населения до 500 тыс. человек, а также за чертой поселений — от 3- до 10-кратного размера земельного налога.

Регионы, как правило, устанавливают максимально возможную цену выкупа земли.

Правительство РФ может также утвердить поправочный коэффициент, учитывающий основной способ использования здания, под которым находится земельный участок. Тогда цена земли будет определяться с учетом этого коэффициента, который может составлять от 0,7 до 1,3.

Таким образом, для того чтобы рассчитать цену выкупа, необходимо знать точный порядок определения ставок земельного налога. Однако здесь существует ряд неурегулированных вопросов, которые и стали основной темой обсуждения в первой части тренинга.

Ставки земельного налога

Средние ставки земельного налога на федеральном уровне установлены Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю». Однако поскольку земельный налог является местным, то ставки по конкретному земельному участку устанавливаются местными органами власти исходя из средних ставок. Размеры местных ставок земельного налога зависят от местоположения и зоны градостроительной ценности территорий, на которых находятся земельные участки.

Трудность в определении ставок земельного налога заключается в том, что они могут умножаться на различные коэффициенты.

Коэффициенты индексации

Начиная с 1994 года ставки земельного налога индексируются. Коэффициенты индексации устанавливаются ежегодно. Дважды (в 1995 и 1996 годах) коэффициенты определялись постановлениями Правительства РФ, а в остальных случаях — федеральными законами (см. таблицу). Например, коэффициент индексации на 2003 год установлен Федеральным законом № 110-ФЗ в размере 1,8. Тем не менее законность применения коэффициентов вызывает сомнения.

Выкуп земли и минимизация земельных платежей

Налоговый кодекс РФ определяет только шесть элементов налогообложения: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст. 17 НК РФ). Однако среди указанных элементов нет коэффициентов индексации. Возникает вопрос, согласуется ли введение подобных коэффициентов с общими принципами налогообложения. Представители государственных структур считают, что «да».

Андрей Фёдоров: «На мой взгляд, коэффициенты индексации ставок земельного налога являются частью такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Другими словами, федеральный законодатель устанавливает не конкретную налоговую ставку на конкретный год, а порядок ее расчета с помощью коэффициентов. Аналогичные механизмы расчета налоговых ставок существуют и для других налогов, например налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка НДПИ при добыче нефти определяется на каждый налоговый период по определенной формуле».

Алексей Сорокин: «Я полностью согласен с Андреем Федоровым и могу добавить, что коэффициенты применяются и при расчете единого налога на вмененный доход, который сейчас также регулируется Налоговым кодексом."

Елена Бондаренко: «Я присоединяюсь к мнению о том, что коэффициент индексации является частью ставки земельного налога. Законность же введения этих коэффициентов, на мой взгляд, подтверждается статьей 3 Закона о плате за землю. В ней установлено, что ставки земельного налога могут пересматриваться в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Все, наверное, понимают, что коэффициенты индексации вводились для того, чтобы учесть инфляцию. А это и есть то условие, которое не зависит от пользователей земли».

Однако, по мнению Сергея Шаповалова, коэффициент индексации можно рассматривать не только как часть ставки земельного налога, но и как часть порядка исчисления налога: «В рассматриваемой ситуации возможны две трактовки: коэффициент — часть ставки и коэффициент — часть порядка исчисления земельного налога. В первом случае коэффициент должен учитываться при определении размера ставки земельного налога. Во втором случае он никак не влияет на величину ставок и учитывается уже при расчете суммы земельного налога, то есть после того, как ставка умножена на площадь земельного участка. Этой позиции выгоднее придерживаться при выкупе земли, так как при определении цены выкупа во втором случае коэффициенты индексации не учитываются. Вторая трактовка уже получила подтверждение в арбитражной практике: суды признавали, что коэффициенты индексации не влияют на ставку земельного налога4. Следовательно, если суд согласится с доводами предприятия, то цена земли будет определяться как произведение установленного количества ставок земельного налога (без учета коэффициентов индексации) на площадь земельного участка5».

Сергей Шаповалов также обратил внимание на следующее. Если условиться, что коэффициенты индексации являются частью ставок, то по логике они должны устанавливаться местными властями как и сами ставки. Другими словами, местная ставка должна определяться с учетом коэффициента, установленного федеральным законом, только в том случае, если этот коэффициент был утвержден также местным законом. Поэтому если на местном уровне коэффициент не продублирован, то учитывать его при расчете выкупных платежей не нужно.

Елена Бондаренко рассказала, что территориальные органы Минимущества России обычно так и определяют ставку земельного налога при продаже земельных участков, если местные власти не установили коэффициент индексации на своем уровне: «Территориальные органы Минимущества всегда действуют на основании актов об утверждении ставки земельного налога, принятых органами местного самоуправлениия. Поэтому если местный законодатель не установил своим нормативным актом коэффициент индексации, то мы его не применяем. Исключение только одно: мы считаем, что местные власти вправе продублировать коэффициент в любое время в течение года. И при расчете ставки налога в этом году мы учитываем федеральный коэффициент, даже если он еще не утвержден местным законом. Однако если данный коэффициент так и не будет утвержден, то в последующие годы при расчете ставок земельного налога и соответственно цены выкупа земли мы его не применяем».

Однако Андрей Фёдоров не согласился с точкой зрения независимого эксперта: «Мнение о том, что коэффициенты индексации должны устанавливаться местными властями, как и сами ставки, является ошибочным. Пункт 2 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»6 устанавливает, что конкретные ставки земельного налога определяются местными органами власти, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ. Этими иными актами и являются федеральные законы о бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, до признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» федеральный законодатель имеет полномочия по определению конкретных налоговых ставок земельного налога. А вот если на местном уровне принят свой нормативный правовой акт о налоговых ставках земельного налога, налоговые органы будут применять решение местного органа власти.

Необходимо отметить, что суды признавали коэффициенты индексации также и частью налоговой ставки (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.10.01 № А56-12853/01, от 04.03.02 № А56-31779/01 и ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.03 № Ф04/2884-757/А46-2003, а также от 30.06.03 № Ф04/2928-770/А46-2003)».

С индексацией связан еще один спорный вопрос: все ли коэффициенты должны применяться при расчете ставки земельного налога или же на ее размер влияет только тот коэффициент, который установлен на текущий год. Сергей Шаповалов считает, что предприятия могут попытаться доказать в суде правомерность второго варианта: «Каждый раз, когда устанавливается очередной коэффициент индексации, в федеральном законе или постановлении Правительства РФ оговаривается, что этот коэффициент утверждается только на конкретный год. И нигде не сказано, что при определении ставки земельного налога на данный год должны применяться коэффициенты индексации за все предыдущие годы. Уже есть примеры того, как компании, используя подобные аргументы в суде, добиваются существенного снижения цены выкупа земли либо размера земельного налога (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.03 № А56-33984/02)».

Представители Минфина России и МНС России привели свои контраргументы.

Алексей Сорокин: «Это спорный вопрос, однако предприятиям следует иметь в виду следующее. Федеральный закон о плате за землю был принят двенадцать лет назад. Очевидно, что ставки налога, установленные в 1994 году, нуждаются в пересмотре. Однако вместо того чтобы устанавливать новые ставки, законодатель принял решение ежегодно пересматривать эти ставки через коэффициенты индексации. Поэтому если говорить о воле законодателя, то при принятии этих коэффициентов предполагалось, что они будут иметь длящийся характер: каждый коэффициент образует новую ставку налога и применяется соответственно и в последующие годы. Кроме того, процедура расчета ставки земельного налога с учетом всех коэффициентов индексации предусмотрена как недействующей сейчас инструкцией № 29 по применению Закона о плате на землю7, которая была зарегистрирована Минюстом, то есть прошла государственную юридическую экспертизу, так и действующей аналогичной инструкцией МНС России № 568, также прошедшей государственную экспертизу в Минюсте России».

Андрей Фёдоров: «Я бы хотел обратить внимание представителей бизнеса на то, что неприменение всех коэффициентов индексации нарастающим итогом несет в себе существенные налоговые риски. По сути, речь идет об определении воли законодателя, что он имел в виду, устанавливая такой порядок расчета ставки: умножается она последовательно на все коэффициенты либо только на коэффициент за последний год.

На мой взгляд, воля эта определяется однозначно и несостоятельно говорить о неустранимых сомнениях, противоречиях и неясностях, толкуемых в пользу налогоплательщика.

Обратите внимание: утрата законом о федеральном бюджете силы по истечении финансового года не означает, что изменяется налоговая ставка земельного налога, которая действовала в истекшем финансовом году. При этом юридическая техника позволяет в последующих законодательных актах ссылаться на указанную ставку, определяя ее как «действовавшая в . году». Это и использовал законодатель.

Установить волю законодателя по вопросу о порядке определения налоговой ставки на соответствующий финансовый год можно, изучив нормы федеральных законов о бюджете в части, определяющей сумму налога, подлежащую зачислению в доход федерального бюджета.

Анализ судебных решений показывает, что данный аспект судами не рассматривался.

В то же время существуют решения не в пользу предприятий (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.02 № А56-30273/01)».

В завершение дискуссии о коэффициентах индексации Сергей Шаповалов посоветовал предприятиям не забывать о порядке введения в действие актов налогового законодательства: «Часто местные власти вводят коэффициенты индексации, не соблюдая порядок, установленный статьей 5 НК РФ. Поскольку налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, законы, увеличивающие в конкретном году ставки налога, должны быть официально опубликованы до 1 декабря предшествовавшего года. Если данный порядок не соблюден, закон не может применяться задним числом и тогда при определении цены выкупа земли устанавливаемый им коэффициент можно не учитывать».

Повышающие коэффициенты

Помимо коэффициентов индексации ставки земельного налога могут увеличиваться также на повышающие коэффициенты. Эти коэффициенты местные власти вправе устанавливать при определении ставок для тех участков, которые находятся в городах с развитым социально-культурным потенциалом или в курортной зоне.

Проблема заключается в том, что ни один нормативный акт не содержит определения понятия «город с развитым социально-культурным потенциалом». Такое определение есть только в постановлении Правительства РФ № 1129, которое уже не действует. Из него следует, что развитый социально-культурный потенциал имеет любой город, в котором есть средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, театры, концертные залы и т. п.

Сергей Шаповалов: «Поскольку средние школы есть в каждом городе, то получается, что городом с развитым социально-культурным потенциалом может считаться практически любой город. Иначе говоря, местные власти по своему усмотрению могут объявить, что все города обладают развитым социально-культурным потенциалом, и установить для них повышающие коэффициенты ставок земельного налога. На мой взгляд, такая ситуация незаконна. Дифференциация ставок земельного налога в зависимости от статуса населенного пункта предполагает наличие четких критериев, по которым тот или иной город можно было бы отнести к городу с развитым потенциалом».

Однако часто власти вообще не утверждают списки городов, считающихся городами с развитым социально-культурным потенциалом, а также границы территорий, относящихся к курортным зонам, но при этом требуют рассчитывать ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов. Например, такая ситуация сложилась в Московской области, в которой все местные ставки земельного налога установлены с учетом коэффициентов для курортных зон.

Андрей Фёдоров и Елена Бондаренко объяснили, что при определении ставок земельного налога налоговые инспекции и территориальные органы Минимущества России применяют коэффициенты, установленные органами местного самоуправления. Проверка же правильности и правомерности установления этих коэффициентов не входит в полномочия МНС России и Минимущества России.

По мнению Сергея Шаповалова, для того чтобы применять к ставкам земельного налога повышающие коэффициенты, необходимо как минимум наличие нормативного акта местного органа власти о присвоении конкретному городу статуса города с развитым социально-культурным потенциалом либо акта об утверждении границ курортных зон: «Всем предприятиям, собирающимся выкупать землю, я рекомендую проверить, учитывается ли при расчете ставки земельного налога повышающий коэффициент и приняты ли местными властями соответствующие нормативные акты. При этом важно выяснить, приняты ли нормативные акты, определяющие статус конкретного города».

Согласно сложившейся судебной практике статус города с развитым социально-культурным потенциалом и статус курортной зоны должны быть утверждены местными органами самоуправления и официально опубликованы (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.04.03 № КА-А41/2379-03 и ФАС Северо-Кавказского округа от 08.02.01 № Ф08-171/2001). Учитывая, что повышающие коэффициенты могут составлять от 1,9 до 8, оспаривание правомерности их применения может существенно снизить выкупную стоимость земли.

Дифференциация ставок

Как уже упоминалось, конкретные ставки земельного налога устанавливаются местными властями исходя из средних ставок, утвержденных Федеральным законом о плате за землю. При этом средние ставки дифференцируются в зависимости от местоположения и зон градостроительной ценности территорий.

Елена Бондаренко: «Федеральный закон устанавливает только средние ставки земельного налога. Для местных органов власти средние ставки являются ориентиром, по которому можно определить общую сумму поступлений от налога в бюджет. Для каждой территории устанавливается своя ставка земельного налога, которая может быть ниже или выше средней. Однако перемножение всех ставок в данной местности на соответствующую площадь даст сумму, которую можно было бы получить, если бы во всей местности использовалась только средняя ставка».

Но порядок дифференциации и границы ставок, которые могут устанавливать местные власти, на федеральном уровне не определены. Это означает, что местные ставки налога могут в несколько раз превышать среднюю ставку и проконтролировать действия местных органов власти практически невозможно. Поэтому возникает вопрос о законности установления местных ставок выше средних, определенных в федеральном законе.

Алексей Сорокин: «Конституционный Суд уже рассматривал ситуации, аналогичные сложившемуся в настоящее время положению с земельным налогом, — по налогам на игорный бизнес и с владельцев транспортных средств10. Суд установил, что независимо от того, каким является налог — федеральным, региональным или местным, — на федеральном уровне должна быть установлена его максимальная ставка. По земельному же налогу максимальные ставки федеральным законом не утверждены. Поэтому местные законы, устанавливающие ставки выше средних, в принципе также могут быть признаны неконституционными. Однако пока прецедентов не было».

По словам Андрея Фёдорова, однозначно говорить о том, что пределы полномочий местных органов власти по установлению ставок земельного налога не определены на федеральном уровне, нельзя. Аргументируя свою точку зрения, чиновник сослался на постановление Конституционного Суда от 08.10.97 № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году», а также на невозможность применения положения налогового законодательства «по аналогии».

В заключении обсуждения этого вопроса Сергей Шаповалов напомнил, что к настоящему времени накоплена достаточно большая положительная арбитражная практика по вопросу признания незаконной дифференциации средних ставок земельного налога на местном уровне11.

Выкуп земли

Вторая часть тренинга была посвящена процедуре выкупа земли. Главными темами обсуждения стали проблема определения размера земельного участка, подлежащего выкупу, и вопрос о том, что произойдет, если предприятие не станет переоформлять право постоянного пользования земельным участком.

Размер земельного участка

Многие компании интересует: можно ли выкупить не весь земельный участок, а только ту часть, которая находится непосредственно под зданиями и сооружениями и используется в производственной деятельности, и можно ли при этом отказаться от остальной части участка (то есть и не арендовать, и не выкупать). Так, представитель одного из предприятий — участников тренинга рассказал, что непосредственно для хозяйственной деятельности предприятие использует только треть участка. Если бы было возможно выкупить только эту территорию, ее стоимость обошлась бы компании в три раза дешевле, чем стоимость всего участка. Можно ли также часть земельного участка выкупить, а оставшуюся часть взять в аренду?

Свое мнение по данному вопросу высказали представитель Минимущества России и независимый эксперт.

Елена Бондаренко: «Для того чтобы выкупить только часть земельного участка, придется пройти процедуру межевания, то есть деления этого участка на несколько новых, и провести их кадастровый учет. Учитывая расценки, по которым сейчас работают землеустроительные организации, указанная процедура обойдется достаточно дорого. Однако если организация готова нести такие расходы, то мы приветствуем желание компаний выкупить хотя бы часть земли при условии, что оставшаяся часть будет взята в аренду. Но если компания хочет вообще отказаться от части земельного участка, то необходимо иметь в виду, что в соответствии с Земельным кодексом РФ любой участок должен использоваться эффективно. Соответственно орган местного самоуправления может разрешить отказаться от части территории только в том случае, если ее можно выделить в самостоятельный земельный участок и предоставить другому пользователю. Поэтому если осуществить это нереально, то орган местного самоуправления правомерно не примет отказ предприятия от части участка. На практике у компаний возникает противоположная проблема: в соответствии с законодательством они могут выкупить весь земельный участок, который находится у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, а местные власти препятствуют этому. Например, случается, что в крупных городах органы местного самоуправления пытаются урезать территорию. В этом случае законодатель на стороне предприятия: оно вправе выкупить землю в тех границах, в которых она была ему изначально предоставлена».

Дмитрий Хаустов: «В целом я солидарен с Еленой Бондаренко. Однако не могу согласиться с тем, что местные власти имеют право не принять отказ предприятия от части участка, который ему принадлежит, только из-за того, что эта территория не может быть предоставлена другим пользователям. Ни в действующем градостроительном, ни в земельном законодательстве такого условия нет. Существуют определенные градостроительные, санитарные и другие нормативы, которые должны быть соблюдены при межевании участка. Если они будут выполнены, то, на мой взгляд, предприятие сможет осуществить межевание и оформить отдельный кадастровый план на ту часть участка, которую оно желает выкупить. Это позволит провести государственную регистрацию каждого участка и определить его судьбу самостоятельно. Я рекомендую поступить следующим образом: пройти процедуру межевания территорий, выделить землю, которая необходима предприятию, в самостоятельный участок и выкупить ее. С остальной территорией ничего специально делать не нужно. Можно просто сохранить ее на праве постоянного пользования, а можно от нее отказаться. На практике здесь возможны барьеры, связанные с административным ресурсом властей. Тем не менее у предприятий есть возможность добиваться защиты своих интересов через суд».

После 1 января 2004 года

Последним на налоговом тренинге обсуждался вопрос о том, что произойдет, если компания не станет ни выкупать, ни арендовать землю, которая находится у нее на праве постоянного пользования.

Елена Бондаренко: «Если компании не переоформят право постоянного пользования земельным участком самостоятельно, то территориальные органы Минимущества России будут через суд заключать с ними договоры аренды земли. Соответственно с предприятий будет взиматься арендная плата. При этом компании не несут каких-либо рисков потери своих земельных участков. Правда, добавлю, что срок переоформления права постоянного пользования, скорее всего, будет продлен».

Дмитрий Хаустов: «Вопрос о том, смогут ли органы власти принудить компании к заключению договора аренды, на мой взгляд, является спорным. Я исхожу из того, что законодательство не содержит такого основания для прекращения права постоянного пользования земельным участком, как его непереоформление. Здесь также можно вспомнить постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 № 8-П и от 03.07.01 № 10-П, в которых указано, что все вещные права входят в конституционное понятие «свое имущество», которого никто не может быть лишен иначе как на основании решения суда (ст. 35 Конституции РФ). Следовательно, прекращение права постоянного пользования и в дальнейшем возможно только на основании судебного решения при равноценной компенсации. Принуждение же к заключению договора аренды является ограничением принципа свободы договора, которое не может быть признано обоснованным, так как принцип платности землепользования при сохранении земельного участка на праве постоянного пользования не нарушается. Кроме того, имеющееся требование о переоформлении права постоянного пользования нарушает конституционный принцип равенства перед законом и судом. В силу позиции Конституционного Суда РФ (постановления от 21.03.97 № 5-П и от 30.01.01 № 2-П) не допускается дискриминация в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы и т. п. Юридические лица поставлены в неравное положение по сравнению с индивидуальными предпринимателями, на которых не возложена обязанность по переоформлению рассматриваемого права, что нарушает принцип равноправия хозяйствующих субъектов.

Поэтому я убежден, что и после 1 января 2004 года у компаний останется право на постоянное пользование своими земельными участками и совсем не обязательно выкупать землю или брать ее в аренду. Однако из-за отсутствия правоприменительной практики точно предсказать все последствия невозможно. Поэтому определенные риски все-таки есть».

Итоги

В конце встречи участники налогового тренинга подвели итоги дискуссии и оценили ее полезность.

Андрей Фёдоров: «Позвольте мне от себя лично выразить благодарность журналу за организацию подобных встреч. На них удается обсудить много вопросов, услышать интересные мнения и, безусловно, гораздо удобнее рассматривать различные аргументы за «круглым столом», нежели в зале суда».

Елена Бондаренко: «Наш Департамент земельной политики Минимущества России как раз занимается совершенствованием норм земельного законодательства. Такие встречи помогают нам определять направления, в которых нужно двигаться дальше».

Алексей Сорокин: «К словам коллег я хотел бы добавить, что в своей работе я постоянно сталкиваюсь с проблемами и налогоплательщиков, и налоговых органов. Для меня особенно важно отслеживать законодательство и выявлять нормы, которые не соответствуют новым веяниям, Налоговому и Земельному кодексам. Федеральный закон о плате за землю устарел еще в 1999 году. С 1 января 2005 года мы планируем ввести в действие новую главу Налогового кодекса РФ «Земельный налог». При ее разработке необходимо учесть все проблемы, которые возникают при применении Закона о плате за землю. Вот почему такие встречи, как сегодняшняя, просто необходимы».

Сергей Шаповалов: «Беседа получилась очень профессиональной, стали понятны точки зрения представителей государственных структур. Я сделал для себя определенные выводы, и это позволит мне усилить свою позицию в случае судебного спора по обсужденным вопросам».

Дмитрий Хаустов: «Перед тем как прийти на тренинг, я обсуждал рассматривавшиеся сегодня вопросы с людьми, которые работают в области законотворчества и юриспруденции. Теперь же я знаю и мнения людей, которые применяют законы. Очень интересно было также узнать о проблемах предпринимателей».

Представители компаний — участников налогового тренинга отметили, что обсуждение оказалось весьма полезным, так как помогло лучше понять проблемы, возникающие при выкупе земли, и в то же время наметить пути, которые позволят предприятиям понести наименьшие потери при решении этого вопроса.

Материал подготовлен экспертом
журнала Ольгой Сальниковой

Авторы идеи: Сергей Шаповалов, генеральный директор юридической компании «Налоговая помощь» (Москва), Татьяна Жданская, руководитель отдела консалтинга ЗАО АКФ «Бизнес-Интеллект» (Хабаровск).

____________________________________________
1 По условиям проведения налоговых тренингов, проводимых редакцией, названия компаний, которые принимают в них участие, не разглашаются.
2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.01 № 136-ФЗ.
3 Федеральный закон от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ).
4 См., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.03 № Ф04/231-1178/А46-2002. – Примеч. редакции.
5 См., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.03 № А56-401/02. – Примеч. редакции.
6 Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». – Примеч. редакции.
7 Инструкция Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю». Данный документ был отменен в начале 2000 года. – Примеч. редакции.
8 Инструкция МНС России от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю». – Примеч. редакции.
9 Постановление Правительства РФ от 25.02.92 № 112 «Об утверждении Порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли и Порядка централизации средств от платы за землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации и их использования». – Примеч. редакции.
10 См. определения Конституционного Суда РФ от 09.04.02 № 69-О «По жалобе гражданина Игнатьичева Максима Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона «О налоге на игорный бизнес», Законом Нижегородской области «О ставках налога на игорный бизнес» и Законом Ивановской области «О ставках налога на игорный бизнес», а также от 10.04.02 № 107-О «По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пунктов 2 и 5 статьи 6 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации». – Примеч. редакции.
11 См., например, постановления ФАС Московского округа от 04.10.02 № КА-А41/6590-02, а также ФАС Уральского округа от 04.03.03 № Ф09-433/03-АК и от 08.01.03 № Ф09-2779/02-АК). – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль