На стыке трех ветров

77
Во МХАТе им. Горького в рамках V Международного фестиваля им. А.П. Чехова прошла премьера балетного спектакля Kaze ("Ветер") Компании Теро Сааринена и объединения Яс-Каза (Финляндия - Япония - Сенегал). Современная хореография насыщена символами и образами, а музыка постепенно вводит зрителя в транс.
Барабаны надрываются, звук пульсирует в постоянно меняющемся ритме. Музыкантами из Японии правит Ясуказу Сато (Яс-Каз), то ускоряя, то замедляя пробирающую до нутра дробь. И только чернокожие ударники, словно часовые, стоящие по бокам сцены, выходят из повиновения, отбивая собственные ритмические узоры. Невольно начинаешь покачиваться в такт, чувствуя себя завороженным, и одновременно испытываешь легкую панику: кажется, что уже ничего не будет, кроме этого стука. Но все погружается во мрак, из которого медленно выплывает белесая фигура.

Она проходит по темноте. Лица пока не видно, но в редких потоках света вырисовывается каждый мускул. Человек начинает раскачиваться в такт барабанам. Его руки словно сделаны из гибкого пластика - кажется, что они не принадлежат ему, а подчиняются лишь ритмичным и резким звукам ударных. Его словно носит из стороны в сторону, словно подкидывает, переворачивает. Ты спрашиваешь себя, что это может быть, и вдруг понимаешь, что это похоже на сухой лист, гонимый ветром...

Компания Теро Сааринена, наверное, самая известная финская театральная труппа, ставящая современный танец. Впрочем, начинал Сааринен как танцовщик вполне классический. Родившийся в 1964 году, в 20 лет он уже танцевал на сцене Национального балета Финляндии, который во многом основывался на традициях русского классического балета. Талантливый танцовщик быстро обратил на себя внимание и вскоре исполнял ведущие сольные партии. Так продолжалось вплоть до 1992 года, когда Сааринен понял, что классический балет перестал удовлетворять его творческим запросам. Новое время требовало новых форм, и изъясняться архаичным хореографическим языком он больше не хотел. Он покидает Национальный балет, чтобы заняться современной западноевропейской хореографией, а потом и вовсе уезжает в Японию, где в 1992-1993 годах изучает традиционный японский танец и танец бато.

Влияние японцев заметно в творчестве Сааринена, в 1996 году уже создающего собственную группу - Toothpick Company (Компания "Зубочистка"), которая в 2001 году переименовывается в Компанию Теро Сааринена. Японская эстетика проявляется прежде всего в стремлении к минимализму, к лаконичности, к тонкой прописанности образов.

...Постепенно на сцену выходят все шестеро танцовщиков. Они образуют пары, трио, квартеты; они листья и перья, подхватываемые, швыряемые, ломаемые холодными воздушными потоками. Порой забываешь, что танцоры привязаны к плоскости: начинает казаться, что они свободно парят в пространстве, не связанные законами земного тяготения. Это танец необычайно эмоциональный и напряженный, он полон недосказанностей и намеков. Он буквально пропитан чувственностью: партнер резко отталкивает партнершу, притягивает ее к себе, она, как змея, выскальзывает из его объятий, но через секунду он снова властвует и снова приказывает. Это борьба, это соперничество, извечное притяжение полюсов.

Кажется, что Сааринен уничтожает границы между людьми. Движения одного перетекают в движения другого, пластика доведена до совершенства, и порой кажется, что артисты танцуют каждой клеточкой своего тела. Они извиваются, изгибаются, вскакивают на спину ветра, исполняют какой-то мистический обряд.

Это и впрямь напоминает шаманство. Танцор чертит на полу магический круг и оказывается внутри этого круга - один против всех остальных. Они надвигаются на него стеной - словно белая неумолимая стая, взбунтовавшаяся против своего вожака. Он отступает и отступает, а потом вдруг начинает орудовать гибкими прутьями, взрывая, взрезая, вспарывая застоявшийся воздух. Это тоже один из ликов ветра - резкого, и острого, и бьющего прямо в лицо.

В своем балете Сааринен смешивает сразу три воздушных потока. Северный - хореографическую труппу из Финляндии, южный - чернокожих сенегальских ударников и восточный - вкрадчивые медитативные звуки в исполнении японских музыкантов, в музыку которых вплетается и вибрирующее соло саксофона, и стон зависшей на одной ноте электрогитары. Творчество Сааринена - сочетание современного танца, линий классического балета и японского буто, из которых он и выводит свой собственный уникальный стиль. Впрочем, 39-летний Теро выступает не только в качестве хореографа, но и как танцор: спектакли для него ставят такие звезды современной хореографии, как Каролин Карлсон, Йорма Утинен и Мюррей Льюис.

Kaze Теро Сааринена - спектакль удивительный. Он кажется проникновением в самую душу ветра. Словно ураганная воронка, он затягивает в себя зрителя, не давая ему опомниться и пошевелиться. Словно морской бриз, он обдает его волной чего-то нового, свежего и безусловно талантливого.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль