Что делать с экономикой России?

72

Борис НАДЕЖДИН, член комитета Госдумы по государственному строительству

Пакет законов о реформе местного самоуправления в случае их принятия может кардинально изменить экономическую ситуацию в регионах. В законах с самого начала закладывалось огосударствление местного самоуправления. Выстраивается губернаторская вертикаль, перекраиваются территориальные основы местного самоуправления. В конечном итоге реформа ставит своей целью продолжение вертикали власти на местном уровне.

Мы разослали во все субъекты Федерации вопрос - что будет с бюрократией, если закон реализовать. Большинство респондентов считают, что ни в одном субъекте Федерации количество чиновников и депутатов при этом не уменьшится. А в некоторых субъектах армия чиновников увеличится многократно. В общей сложности количество бюрократов на местах увеличится в среднем в два раза. Если сегодня полмиллиона граждан работают в муниципалитетах, то будет более миллиона. А совокупные расходы на их содержание увеличится с 50 млрд рублей в год по всем муниципалитетам до 100-120 млрд. Думаю, что закон в первоначальном варианте принимать нельзя. Это самым негативным образом скажется на экономической стабильности регионов.

Сергей ОПЕНЫШЕВ, зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике

З а последние 10 лет бюджетная поддержка агропромышленного комплекса существенно сократилась. Если в 1990 году она составляла где-то 9,5% от расходной части федерального бюджета, то в 2002-м - всего 1,8%. В США бюджетная поддержка АПК составляет $70-80 млрд, в Евросоюзе - $480 млрд евро. Наши 25-30 млрд рублей с этими цифрами несопоставимы. Если учитывать что в России 70% сельхозугодий находится в зоне рискованного земледелия, то, естественно, это не поддержка. Нас волнует и другая сторона проблемы. Сельское хозяйство носит сезонный характер, и поэтому мы рассчитываем, что 60% средств, запланированных в бюджете года на поддержку АПК, должны поступить в первом полугодии. Но из года в год этот порядок нарушается. Не выдерживается и пропорциональность увеличения расходов на АПК. Если в 2002 году расходная часть бюджета выросла на 20,5%, то по селу всего на 12%. То есть увеличение расходов на АПК оказалось на 8,5% меньше, чем общее увеличение госрасходов.

Необходимо, чтобы возможность использовать субсидированные кредиты имели не только сельские производители, но и обслуживающие предприятия, комбикормовые заводы. Это нужно, чтобы они могли направить эти деньги на закупку зерна и таким образом поддержать его производителей. Важно, чтобы эти моменты нашли свое отражение в бюджете 2004 года.

Михаил ДМИТРИЕВ, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ

Перед нами стоит задача комплексного изменения всех бюджетных процедур, изменения, которое потребует 10, а может быть, и 20 лет. Первая и наиболее серьезная проблема, с которой мы сталкиваемся, - это проблема неэффективности методов планирования госрасходов, которые связаны с покрытием затрат. Огромные ресурсы мы вынуждены выделять на содержание сложившейся системы бюджетных учреждений, безотносительно к тому, насколько эта сеть оправдывает свое существование. Более того - внутри каждого учреждения возникают те же самые проблемы, связанные с завышенной численностью персонала, завышенными потребностями в услугах коммунального хозяйства, недвижимости и иных затратах.

Оборотная сторона этой неэффективности связана с тем, что значительная часть бюджетных ресурсов расходуется впустую, а исключительно важные задачи оказываются недофинансированными. У государства существует масса очень важных надзорных функций, но финансируются они так, что не исполняются. У нас есть масса значимых социальных задач, которые в рамках существующей бюджетной системы оказываются недофинансированными просто потому, что есть гораздо менее эффективные направления расходования средств, которые невозможно выявить в рамках бюджетного процесса. И еще один фактор, который порождает не менее серьезные проблемы, - это неэффективность на микроуровне. У низовых бюджетополучателей отсутствуют какие-либо стимулы достижения результата, повышения качества работы, увеличения конечного продукта на единицу затрат. В отсутствие такого рода стимулов всякое учреждение оказывается малоэффективным.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль