За печатью - "в одно окно"

96
По поручению правительства в Минэкономразвития подготовили предложения, направленные на снятие административных барьеров в экономике, в том числе поправки в закон о регистрации юридических лиц. Изменения должны привести закон в соответствие с изначально поставленной задачей - упрощением процедуры регистрации. Однако, судя по всему, в оставшееся до конца года время чиновники сделают все возможное, чтобы максимально усложнить для предпринимателей предусмотренную законом регистрацию "в одном окне".
Одним из самых доступных способов для этого является выдача разрешения на изготовление печати, ее регистрация и внесение оттиска в реестр. Например, на создание автоматизированной системы для ведения реестра печатей распоряжением мэра Москвы Юрия Лужкова от 25 августа 1998 г. (№ 843-РМ "О создании в Московской регистрационной палате городского Реестра печатей") предусматривалось выделение Московской регистрационной палате дополнительных средств и площадей в размере 5500 кв. метров. Начиная с 1987 года только в Москве разрешение на регистрацию получили около 3 млн организаций и предпринимателей. Действующие "временные правила" изготовления и уничтожения печатей и штампов только в Москве, в ходе проведенной в прошлом году перерегистрации всех юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица (распоряжение московского мэра от 1 марта 2002 г. № 285-РП), по самым скромным подсчетам, принесли столичной казне более $1,5 млн. Эта сумма складывалась из оплаты за уничтожение печати - чуть более 200 рублей и взноса за регистрацию новой - от 378 до 693 рублей (в зависимости от формы собственности предприятия).

Подзаконный бизнес и легитимные подделки

Установленный порядок внесения образцов печати в реестр действует сейчас не только в Москве, но без исключения во всех субъектах Федерации. Утверждение эскизов печати и штампа и последующее внесение оттиска в реестр печатей происходит во время регистрации хозяйствующих субъектов в налоговых инспекциях и носит обязательный характер, то есть относится исключительно к властным, административно-правовым отношениям. Уплата денежного взноса является обязательным условием для выдачи разрешения на пользование печатью. Но указанный сбор не определен ни в одном федеральном или местном нормативном акте.

Согласно распоряжению московского мэра, изготовить печать до 1 февраля 2003 года могло любое юридическое лицо или предприниматель, имеющие лицензию. Однако сейчас лицензия на изготовление печатей уже не нужна. Заместитель начальника Управления полиграфической промышленности Минпечати России Владимир Топников в беседе с корреспондентом журнала "Финанс." подтвердил, что, действительно, "с начала 90-х Минпечати выдавало лицензии на полиграфическую деятельность, в том числе изготовление печатей и штампов". Однако после вступления в силу нового закона о лицензировании выдача лицензий министерством прекращена. Это означает, что изготовить печать может сейчас любой желающий заняться этим весьма доходным бизнесом. Впрочем, еще задолго до отмены лицензий в Минпечати смотрели на нарушителей установленного порядка сквозь пальцы.

Стоимость примитивного оборудования для производства "печатной" продукции не более $400-600. В начале 90-х годов по всей Москве едва бы набралось три десятка фирм, занимавшихся изготовлением печатей и штампов. Сейчас счет идет на сотни, не считая армии кудесников-индивидуалов, готовых изобразить образец оттиска при помощи подручных средств за считанные минуты. Поэтому подделать любую, даже архисложную печать - вопрос суммы, которую готов выложить за услугу заказчик.

Кроме того, сами изготовители печати вправе вести собственные реестры, которые, как и изготовленные печати, будут иметь не меньшую "юридическую силу", чем реестр печатей Московской регистрационной палаты. Согласно статье 6 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях. Поэтому многие компании, специализирующиеся на изготовлении печатей, штампов и оттисков, ведут сейчас собственные реестры. Юристы консалтинговой компании "Вектор права", например, пришли к выводу, что регистрация печати в ГУП "Московский реестр" никаких правовых последствий не порождает, а потому не может считаться обязательной. Следовательно, и взимание платы за внесение в реестр является, по сути, незаконным и вполне может быть оспорено в судебном порядке.

В развитых странах, например в Великобритании, институт печати как оттиска, подтверждающего подлинность документа, практически изжил себя. Для заверения договора или заполнения чека достаточно подписи.

Сертификат на монополию

В России, однако, отказываться от печати как символа юридической самостоятельности "хозяйствующих субъектов" пока не спешат. Более того, как выясняется, для российских предпринимателей, в особенности для тех, кто представляет малый и средний бизнес, в скором времени вырастет не только отвлеченное значение "символа", но и его вполне конкретная цена. Заместитель гендиректора ВНИИ полиграфии Светлана Калинцева в интервью журналу "Финанс." заявила, что с 1 июля 2003 года вступают в действие новые государственные стандарты на изготовление гербовых печатей. Органом сертификации производства удостоверительных печатей является система "ПечатьСерт", созданная при ВНИИ полиграфии. В Госстандарте России эту информацию редакции полностью подтвердили. Таким образом, с 1 июля 2003 года гербовая печать, изготовленная несертифицированным "штемпелеизготовителем", не имеет никакой юридической силы.

Как следует из присланного в редакцию журнала "Финанс." рекламного электронного сообщения ОАО "Графика-М", устанавливается "новый порядок изготовления удостоверительных печатей". Государственные организации, зарегистрированные на территории РФ, "обязаны размещать заказы на изготовление печатей только у сертифицированного изготовителя". Единственным владельцем сертификата на производство гербовых печатей, по утверждению авторов послания, и является ОАО "Графика-М". Светлана Калинцева из ВНИИ полиграфии при повторном обращении подтвердила полномочия эксклюзивного правообладателя на изготовление гербовых печатей по новому ГОСТу.

В электронном послании "Графика-М" предупреждает редакцию, что "всем учреждениям, имеющим гербовые печати, предстоит их переделать". А с 1 января 2004 года "подобный стандарт будет распространен и на все другие виды печатей". Вот тогда, ликуют авторы электронного послания, "печати придется переделывать и всем коммерческим организациям" РФ.

Повод для ликования действительно серьезный. Корреспондент журнала "Финанс." воспользовался советом ОАО "Графика-М" и позвонил в компанию по указанному телефону "горячей линии". Собеседник на другом конце провода сообщил, что стоимость изготовления новой гербовой печати - $50, срок изготовления - 24 часа. По информации сертифицированного "штемпелеизготовителя", до 1 июля предстоит обновить свои гербовые печати более 500 тыс. государственных учреждений и организаций. Таким образом, портфель заказов ОАО "Графика-М" как минимум до конца года составит $25 млн. В случае если новые стандарты с 2004 года будут распространены и на все коммерческие предприятия России, эксклюзивные права ОАО (в случае их сохранения) принесут "пионеру отечественного штемпелеизготовления" дивиденды, несравнимые с "гербовыми" заказами. А все российские предприниматели, в соответствии с прошлогодним пожеланием Владимира Путина, будут обращаться в "одно окно". По крайней мере, за получением удостоверительной печати для своего юридического лица.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль