"Татнефть" и НРБ: окрыленные правительством

63
Вколов дозу допинга в родной автопром, правительство зарядило шприц и для авиастроителей. "Финанс." уже писал о решении резко повысить стоимость растаможивания подержанных иномарок возрастом от 3 до 7 лет - основных конкурентов российским "Жигулям" и "Волгам". Теперь защитить от западных "аналогов" не первой свежести решено и наши самолеты.
Как заявил в минувший вторник премьер Михаил Касьянов, в правительстве рассматривается вопрос о повышении импортных пошлин на ввоз иностранных воздушных судов возрастом более 7 лет с 25 до 35%. Одновременно планируется вдвое снизить пошлины на импортные комплектующие и оборудование для авиастроителей, которое не производится в России. Кроме того, Минэкономразвития предложило правительству обменять 1,2 млрд бюджетных рублей на пакеты акций двух крупнейших российских лизинговых компаний. Предполагается, что эти деньги пойдут на закупку новых отечественных самолетов. В качестве дополнительного стимула рассматривается частичное субсидирование лизинговых и банковских процентных ставок покупателям отечественных авиалайнеров. А чтобы авиастроители смогли максимально эффективно воспользоваться новыми преференциями, их предлагается укрупнить, консолидировав пакеты акций в 2-6 холдингах. Об этом Михаил Касьянов заявил, находясь с рабочей поездкой в Рыбинске в НПО "Сатурн" - одном из крупнейших производителей авиадвигателей.

Особой заботой об отечественном авиастроительном комплексе правительство прониклось практически сразу после перехода блокирующего пакета акций "Аэрофлота" от компании Романа Абрамовича к структуре Александра Лебедева - "НРБ-Групп", учрежденной Национальным резервным банком. Александр Лебедев давно находится с российским правительством в самых тесных партнерских отношениях. Эти отношения связаны и с обслуживанием "Газпрома", и с реализацией совместных с государством лизинговых проектов. В частности, несколько лет назад была создана лизинговая компания "Ильюшин-финанс Ко". В нее и в еще одну - "Финансовую лизинговую компанию" - государство почти два года назад уже вложило 3,2 млрд рублей. Однако российские самолеты никому оказались не нужны. "Аэрофлоту" и "Трансаэро" в свое время даже были предоставлены налоговые и таможенные льготы на приобретение в лизинг западных самолетов в обмен на обещание покупать три российских лайнера на один зарубежный. В ноябре прошлого года "Аэрофлот" договорился с Airbus на покупку 8 и лизинг 10 машин. К отечественным же судам компания осталась абсолютно равнодушна. Оно и понятно, с одной стороны - западные производители и лизинговые компании практически демпингуют после нью-йоркских терактов 11 сентября 2001 года. Плюс родное государство освобождает от НДС и таможенных пошлин. Кому же в такой ситуации понадобятся необъезженные отечественные новинки авиастроения?

Между тем износ отечественного авиапарка, основу которого составляет приватизированное наследство советского "Аэрофлота", достиг критического уровня. Ту-134 на внутренних линиях осталось летать пару лет, а то и меньше. Ту-154 с 1996 года не сможет летать в Европу - там в очередной раз ужесточаются требования к "шумности". По данным "Росавиакосмоса", до 2010 года нашим авиакомпаниям необходимо приобретать примерно по 100 судов различного класса в год. Очевидно, что спрос на самолеты в России в ближайшее время будет увеличиваться. И государство решило переключить этот спрос на отечественную технику. В прошлую среду Арбитражный суд г. Москвы обязал "Аэрофлот" заключить лизинговое соглашение с ИФК на поставку 6 дальнемагистральных Ил-96-300.

Несколько месяцев назад "Ильюшин-финансу" был передан в управление государственный контрольный пакет акций Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), основного производителя самолетов "Ил". Теперь правительство готовится вложить в почти уже свои лизинговые компании еще 1,2 млрд в обмен на контрольный пакет их акций. 10 апреля Минэкономразвития поручило представителям государства в совете директоров "Аэрофлота" одобрить приобретение через "Ильюшин-финанс Ко" в лизинг 6 самолетов Ил-96-300.

После проведения допэмиссии акций ИФК и передачи контроля к государству по сути будет выстроен вертикально интегрированный авиахолдинг: "Аэрофлот"-"ИФК"-ВАСО. По словам замминистра экономразвития и торговли Юрия Исаева, в 2004-2005 годах "Аэрофлот" приобретет у ВАСО несколько Ил-96-300. Администрация Ульяновской области, как обещается, реструктурирует задолженность производителя Ту-204 - компании "Авиастар". Около десяти Ту-214 должно произвести Казанское авиационно-производственное объединение им. Горбунова. Самолеты заказчики будут приобретать через ИФК и ФЛК. Таким образом, российский авиапром постепенно выстраивается в вертикально интегрированную конструкцию под глухим государственным патронажем. Рулить этой структурой будут очень близкие российскому руководству коммерческие структуры. И перевозчикам нашим, видимо, придется полюбить родные "Тушки" и "Илы".

А "Татнефть" и НРБ, являющиеся крупными акционерами соответственно ФЛК и ИФК, видимо, будут между собой ожесточенно конкурировать за место на совершенно новом рынке, искусственно созданном для них российским правительством.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль