Театральное "золото" ушло в столицы

80
14 апреля на сцене Мариинского театра прошла торжественная церемония закрытия фестиваля "Золотая маска". Названы имена лауреатов национальной театральной премии.
Золотой маскарад окончен. Декорации сняты и упакованы, костюмы безжизненно висят в гримерках, а театральные критики с трудом переводят дух: что ни говори, "Золотая маска" - сценический марафон, требующий изрядной доли выносливости. И все-таки завершение этого феерического действа, этого двухнедельного театрального карнавала - вещь довольно минорная: питерско-московский дубляж "маскерада" пришелся по вкусу зрителям и даже придал ему сходство с самим символом фестиваля - золотой маской, в которую "вписан" двуглавый орел.

Подведение итогов сенсаций не принесло. Разве что решение не присуждать премию за лучшую работу балетмейстера немного пощекотало нервы. В фаворе оказались театры обеих столиц, и такой результат был до неправдоподобия предсказуем. Говорить, что провинциальная сцена не может на равных конкурировать с московской и питерской, стало недоброй традицией "Золотой маски". На то есть объективные причины: театры российской глубинки живут в другом, принципиально отличающемся от столичного мире. Нехватка денег, отсутствие конкуренции, преобладание традиционных форм... Проблемы провинциальных театров - тема для отдельного разговора, а не упоминания вскользь. Впрочем, на "Золотую маску" приезжают сильнейшие из сильнейших, рассчитывающие на победу, а не на снисходительное похлопывание по плечу московскими критиками.

Что же касается собственно итогов, то здесь раскладка такова. Лучшим актером был признан Александр Калягин, который сыграл главную роль в спектакле "Король Убю" московского театра Et Cetera, потеснив своего главного соперника в этой номинации - Константина Райкина. "Маску" за лучшую женскую роль получила Татьяна Щуко за созданный ею образ Лики в спектакле "Московский хор" (режиссер Игорь Коняев, руководитель постановки Лев Додин). Эта работа петербургского Малого драматического театра - Театра Европы и стала победителем в наиболее обсуждаемой среди публики номинации "Лучший драматический спектакль большой формы".

"Московский хор" поставлен по одноименной пьесе Людмилы Петрушевской. Это своего рода исторический спектакль, повествующий о временах хрущевской "оттепели", возвращении репрессированных, житейской неустроенности конца 50-х. Но спектакль бесконечно далек от вульгарной бытовухи, хотя герои и ходят в обносках, и ютятся на нескольких квадратных метрах, и снуют по нагромождениям допотопной мебели. По мнению Игоря Коняева, социальные мотивы в пьесе - не главное. Убеждения и страсти, столкновение непримиримых позиций и сложная человеческая ситуация - вот что интересует постановщиков. Безусловно глубокий спектакль "Московский хор" стал поистине гармоничной спевкой ярких актерских индивидуальностей.

Лучшим режиссером был признан Кама Гинкас, чья постановка "Дамы с собачкой" стала обладателем "Золотой маски" среди спектаклей малой формы. Эта вещь - вторая часть гинкасовской трилогии по Чехову "Жизнь прекрасна!". В поставленной на сцене Московского ТЮЗа "Даме с собачкой" волшебным образом оживает чеховский текст, превращаясь из прозы в драматические диалоги, насыщенные изгибами интонаций. Герои зачастую говорят о себе в третьем лице: происходит любопытное смешение автора и персонажа. Гинкас - режиссер трагический, ироничный и жесткий. Изображение предельных, оголенных страстей у него уживается с вызовом и клоунадой. "Дама с собачкой" - история любви Анны Сергеевны и Гурова - начинается как яркая вспышка, а заканчивается как уныло тлеющая лучина. И эта едкая безысходность оказывается вполне в духе Гинкаса.

Номинация "Лучшая работа художника" - одна из немногих доставшихся на долю театров из российской глубинки. Декорации Юрия Харикова к спектаклю "Мамаша Кураж" самарского театра "СамАрт" создают ощущение, что ты попал в балаган - разноцветный, опаляющий, яркий. Вместе со своей неизменной тележкой Кураж "везет" на себе весь зрительный зал, который вращается по ходу действа. Костюмы героев цветисты и броски, они сшиты из лоскутов или, напротив, представляют собой сложное нагромождение доспехов. Спектакль поражает необычным цветовым, декорационным решением, что по достоинству и оценило жюри "Золотой маски".

В балетных премиях блистают "все звезды". Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе получают "Маски" за лучшую женскую и мужскую роль в балете, а спектаклем года объявляется "Вечер хореографии Ролана Пети". Что касается оперы, то тут предпочтение было отдано "Мадам Баттерфляй" - постановке Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Обладателем "продвинутой" премии "новация года" был признан спектакль петербургской группы А.Х.Е. Sine Loco, а лучшим дирижером стал Владимир Понькин из московской "Геликон-оперы". В конкурсе среди театров кукол приз за актерскую работу получила Светлана Михайлова (спектакль Архангельского театра кукол "Хамлет, датский принц"), у художников победил Константин Мельник, нарисовавший "Зимнюю сказку" для пензенского театра "Кукольный дом", а лучшим "кукольным" спектаклем жюри признало "Невский проспект" петербургского театра "Потудань" и кинокомпании "Дарфильм" (режиссер Руслан Кудашов).

Итак, все маски сняты, все конверты вскрыты, все победители награждены. Совсем скоро уляжется сезонное волнение в театральной прессе. А актеры и режиссеры, художники и хореографы примутся работать над новыми постановками, чтобы ровно через год достойно выступить на юбилейном, десятом национальном театральном фестивале "Золотая маска".

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль