Что делать с экономикой России?

45
Андрей ИЛЛАРИОНОВ, советник Президента РФ по экономическим вопросам

По поводу того, что Россия находится в сложном экономическом положении, существует две точки зрения. Наиболее популярна и широко известна следующая: к власти пробрались враги народа, которые в течение всего этого времени проводили политику, направленную на разрушение экономики и социальной сферы. Другая, фактически противоположная ей гласит, что на протяжении последних 12 лет все делалось абсолютно правильно, надо только набраться терпения и немножко подождать результатов. Оба эти мнения являются не научными, а политическими. Третья точка зрения объясняет зависимость благополучия страны от уровня издержек в экономике. Восстановление макроэкономического баланса без сокращения государственных расходов в реальном времени невозможно. Это надо делать, и это придется делать, время популярных рецептов прошло.

Андрей ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации

Ответ может быть только один: нужно резко улучшить деловой климат в стране. В краткосрочной перспективе даже не столь важны административная реформа, привлечение инвестиций и т. д., сколько создание минимально комфортных условий для развития отечественного бизнеса. Реализация задачи подразумевает движение по трем разнонаправленным векторам. Первый - судебная реформа, без которой невозможно обеспечить защиту прав собственников. Комментарии, думаю, здесь излишни. Второй - обеспечение конкурентоспособности импортозамещающей продукции на внутреннем рынке. Нельзя допускать дальнейшего размывания основы экономического развития, полученной в результате глубокой девальвации рубля. Нынешний роста курса рубля, который "менеджеры" главного банка страны оправдывают благородной задачей - борьбой с инфляцией, приведет к прямо противоположным результатам. Но ведь ни в одном федеральном законе эта функция ЦБ не зафиксирована. Третий вектор - революционное снижение налоговой нагрузки на бизнес. Власти признают, что участие государства в экономике чрезмерно велико, но вносят лишь чисто косметические изменения. Хотя уже сегодня можно было бы безболезненно - даже для уже утвержденного бюджета - вообще отменить как минимум налог на прибыль предприятий, подоходный и все имущественные налоги. Их упразднение облегчит фискальный режим в основном на малых и средних предприятиях, для рядовых граждан. Доходы бизнеса не надо будет жестко контролировать, подавлять отчетностью. Потери казны составят при этом не более 8-10% от всех налоговых поступлений, которые легко можно компенсировать за счет увеличения так называемой природной ренты и отказа от расходов бюджета по ничем не оправданным внутренним заимствованиям Минфина.

Юрий ШАФРАНИК, председатель Союза нефтегазопромышленников России

Можно считать, что первый этап реформ в ТЭКе завершился успешно. Особенно если вспомнить его состояние в 1991-1992 годах. Сегодня самая главная задача - сделать работу эффективной и для самих компаний, и для отраслей, которые они обслуживают, и таким образом дать импульс развитию всей экономики. Чтобы отрасли смогли эффективно работать, необходимо дальнейшее снижение налогов, стимулирующих инвестиции, обновление производства и инфраструктуры. Изношенность наших основных фондов "зашкаливает" за 70%, а сегодня ТЭК - это половина страны, доля поступлений его предприятий в бюджет - более 40%.

Из-за своих неуклюжих действий в области ценовой политики и на мировом рынке нефти Россия теряет огромные деньги. Поэтому вопрос инвестиций в ТЭК перетекает в вопросы о национальной безопасности. Нам необходимы благоприятный инвестиционный климат и государственная инвестиционная политика. Могущество страны строится не за счет ТЭКа, а с его помощью.

Для России необходим переход к иной модели развития нефтегазового комплекса: российские ресурсы, технологии, оборудование, сервис и отечественные специалисты, плюс иностранный капитал. Сегодня у нас все наоборот. Нам нужна новая, инновационно ориентированная модель развития российского нефтегазового комплекса. И альтернативы этому направлению просто нет. Рассуждения о перераспределении ресурсов в другие высокотехнологичные отрасли и другие сферы экономики лишены серьезных оснований. Россия есть и будет страной с ресурсной ориентацией экономики, но на новой, научно-технической основе. Прежде всего требуется консолидация усилий власти, бизнеса, науки. Причем инициатором должен выступить именно отечественный бизнес, в первую очередь крупный. Он уже способен жить не только интересами одного дня.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль