"АвтоВАЗ": скандал с дивидендами

71
Владельцы привилегированных акций "АвтоВАЗа" могут второй год подряд рассчитывать на получение дивидендов, если менеджмент компании признает свою ошибку и пойдет на компромисс, вернув в устав пункт о выплате 10% чистой прибыли по "префам".
Арбитражный суд Самарской области удовлетворил иск акционера "АвтоВАЗа" Виктора Цобенко о признании недействительным исключения из устава компании пункта, в соответствии с которым 10% от чистой прибыли автозавода должны направляться на выплату дивидендов по привилегированным акциям. В суде ждут рассмотрения иски еще двух совладельцев автозавода - шведской компании HQ Fonder Sverige AB и тольяттинской "Си-трейд".

До окончания рассмотрения исков по существу суд запретил принимать решения о выплате дивидендов в 2002 году. Таким образом, совет директоров автогиганта не сможет рассмотреть этот вопрос на своем заседании в четверг, 27 марта, и, следовательно, включить его в повестку дня годового собрания, которое должно состояться 31 мая.

Главным вопросом, который предстоит обсудить совету директоров "АвтоВАЗа" в четверг, станут итоги работы завода за 2002 год. Именно исходя из этих данных должно приниматься решение о начислении дивидендов. По предварительным данным чистая прибыль "АвтоВАЗа" за прошедший год должна составить около 500 млн рублей. Таким образом, при норме в 10% держателям 4 930 340 привилегированных акций должны быть начислены дивиденды в размере более 10 рублей на одну акцию, что соответствует доходности 2%, при среднерыночном показателе дивидендного дохода по "префам" - 5-8%.

В то же самое время неизвестно, получат ли владельцы "префов" причитающиеся им 50 млн рублей, поскольку вопрос о выплате дивидендов повис в воздухе из-за судебных разбирательств. Руководство "АвтоВАЗа" пока еще не определилось окончательно по этому поводу и, похоже, готово отстаивать свою правоту.

Жесткая позиция части менеджмента предприятия объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, руководству автогиганта не к лицу идти на попятный и отменять свои же собственные решения. Поэтому компания скорее всего будет до последнего отстаивать свою позицию в судах и может затянуть решение вопроса о дивидендах вплоть до конца текущего года.

Как отмечают некоторые аналитики, этот вопрос может долго затягиваться на среднем уровне руководства "АвтоВАЗа" - вплоть до того момента, пока не придется вмешаться топ-менеджменту предприятия для того, чтобы расставить все точки над i.

Вторым важным моментом в нежелании "АвтоВАЗа" исправлять свой устав является амбициозная инвестпрограмма на $1,13 млрд в течение пяти лет. Менеджмент "АвтоВАЗа" планирует решать эту проблему как за счет снижения издержек, так и при помощи привлечения заемных средств. Так, завод уже объявил о планах выпуска в начале 2004 года еврооблигаций на $100 млн. Но у компания итак много долгов - ежегодные платежи по процентам составляют около $100 млн.

В связи с этим понятно намерение "АвтоВАЗа" инвестировать как можно больший объем средств из чистой прибыли. С одной стороны, компании невыгодно раздувать скандал и ссориться с миноритарными акционерами из-за 50 млн рублей (около $1,6 млн), которые могут обеспечить лишь 0,7% от необходимого объема инвестиций на этот год. Более того, по словам члена совета директоров "АвтоВАЗа" Альберта Гаврикова, руководство компании планировало выплатить по "префам" более 10% и рассматривало возможность выплаты и по обыкновенным акциям.

С другой стороны, отмена нормы устава об обязательной выплате 10% прибыли по дивидендам может быть выгодна руководству компании в перспективе. Если предположить, что в ближайшее время "АвтоВАЗ" выйдет на уровень рентабельности 2001 года, когда чистая прибыль составила более 2,3 млрд рублей, или даже превысит его, то становится понятным, о чем идет спор. Не будучи связанной обязательством о выплате 10%, компания сможет направить весь объем полученной прибыли на инвестиции.

Однако с юридической точки зрения позиция менеджмента "АвтоВАЗа" выглядит нетвердой. За исключение из устава пункта о привилегированных акциях должно было проголосовать квалифицированное большинство их держателей, а не всех акционеров предприятия. В действительности же это решение было принято общим голосованием акционеров при принятии новой редакции устава, что нарушило права миноритарных акционеров. Поэтому вряд ли "АвтоВАЗу" удастся решить спорный вопрос в свою пользу в судебном порядке. Остается два варианта - либо признать свою ошибку и договариваться с миноритариями, либо упорствовать и дальше затягивать этот дело в судебных инстанциях.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль