"АвтоВАЗ": скандал с дивидендами

82
Владельцы привилегированных акций "АвтоВАЗа" могут второй год подряд рассчитывать на получение дивидендов, если менеджмент компании признает свою ошибку и пойдет на компромисс, вернув в устав пункт о выплате 10% чистой прибыли по "префам".
Арбитражный суд Самарской области удовлетворил иск акционера "АвтоВАЗа" Виктора Цобенко о признании недействительным исключения из устава компании пункта, в соответствии с которым 10% от чистой прибыли автозавода должны направляться на выплату дивидендов по привилегированным акциям. В суде ждут рассмотрения иски еще двух совладельцев автозавода - шведской компании HQ Fonder Sverige AB и тольяттинской "Си-трейд".

До окончания рассмотрения исков по существу суд запретил принимать решения о выплате дивидендов в 2002 году. Таким образом, совет директоров автогиганта не сможет рассмотреть этот вопрос на своем заседании в четверг, 27 марта, и, следовательно, включить его в повестку дня годового собрания, которое должно состояться 31 мая.

Главным вопросом, который предстоит обсудить совету директоров "АвтоВАЗа" в четверг, станут итоги работы завода за 2002 год. Именно исходя из этих данных должно приниматься решение о начислении дивидендов. По предварительным данным чистая прибыль "АвтоВАЗа" за прошедший год должна составить около 500 млн рублей. Таким образом, при норме в 10% держателям 4 930 340 привилегированных акций должны быть начислены дивиденды в размере более 10 рублей на одну акцию, что соответствует доходности 2%, при среднерыночном показателе дивидендного дохода по "префам" - 5-8%.

В то же самое время неизвестно, получат ли владельцы "префов" причитающиеся им 50 млн рублей, поскольку вопрос о выплате дивидендов повис в воздухе из-за судебных разбирательств. Руководство "АвтоВАЗа" пока еще не определилось окончательно по этому поводу и, похоже, готово отстаивать свою правоту.

Жесткая позиция части менеджмента предприятия объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, руководству автогиганта не к лицу идти на попятный и отменять свои же собственные решения. Поэтому компания скорее всего будет до последнего отстаивать свою позицию в судах и может затянуть решение вопроса о дивидендах вплоть до конца текущего года.

Как отмечают некоторые аналитики, этот вопрос может долго затягиваться на среднем уровне руководства "АвтоВАЗа" - вплоть до того момента, пока не придется вмешаться топ-менеджменту предприятия для того, чтобы расставить все точки над i.

Вторым важным моментом в нежелании "АвтоВАЗа" исправлять свой устав является амбициозная инвестпрограмма на $1,13 млрд в течение пяти лет. Менеджмент "АвтоВАЗа" планирует решать эту проблему как за счет снижения издержек, так и при помощи привлечения заемных средств. Так, завод уже объявил о планах выпуска в начале 2004 года еврооблигаций на $100 млн. Но у компания итак много долгов - ежегодные платежи по процентам составляют около $100 млн.

В связи с этим понятно намерение "АвтоВАЗа" инвестировать как можно больший объем средств из чистой прибыли. С одной стороны, компании невыгодно раздувать скандал и ссориться с миноритарными акционерами из-за 50 млн рублей (около $1,6 млн), которые могут обеспечить лишь 0,7% от необходимого объема инвестиций на этот год. Более того, по словам члена совета директоров "АвтоВАЗа" Альберта Гаврикова, руководство компании планировало выплатить по "префам" более 10% и рассматривало возможность выплаты и по обыкновенным акциям.

С другой стороны, отмена нормы устава об обязательной выплате 10% прибыли по дивидендам может быть выгодна руководству компании в перспективе. Если предположить, что в ближайшее время "АвтоВАЗ" выйдет на уровень рентабельности 2001 года, когда чистая прибыль составила более 2,3 млрд рублей, или даже превысит его, то становится понятным, о чем идет спор. Не будучи связанной обязательством о выплате 10%, компания сможет направить весь объем полученной прибыли на инвестиции.

Однако с юридической точки зрения позиция менеджмента "АвтоВАЗа" выглядит нетвердой. За исключение из устава пункта о привилегированных акциях должно было проголосовать квалифицированное большинство их держателей, а не всех акционеров предприятия. В действительности же это решение было принято общим голосованием акционеров при принятии новой редакции устава, что нарушило права миноритарных акционеров. Поэтому вряд ли "АвтоВАЗу" удастся решить спорный вопрос в свою пользу в судебном порядке. Остается два варианта - либо признать свою ошибку и договариваться с миноритариями, либо упорствовать и дальше затягивать этот дело в судебных инстанциях.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль