Процедурное электричество

76
Пакет законопроектов по реформе электроэнергетики "в принципе" одобрил Совет Федерации. Можно не сомневаться, что 12 марта сенаторы поддержат все шесть законов по реформе РАО "ЕЭС России" де-факто.
На эту дату назначено пленарное заседание комитетов по промышленной и экономической политике, комиссии по естественным монополиям, которые в прошлый понедельник просто по времени не успели завершить формальную процедуру одобрения. Можно не сомневаться и в том, что законопроекты, благополучно протащенные через парламент, легко подпишет и Владимир Путин. Тем более что для доработки параметров реформы у менеджмента РАО есть еще два года переходного периода. Как выразился соавтор Анатолия Чубайса по законопроектам Герман Греф, законы пора принимать, иначе и дорабатывать нечего будет.

Политические специи

Действительно, пора. Потому как спорить о методах приватизации очередного куска бывшей социалистической собственности можно до бесконечности. Все возжелавшие принять участие в разделе электрического "пирога" такую возможность получили. Лоббистские усилия законодательной и исполнительной власти в интересах ФПГ проплачены административными векселями и наличными и отработаны сполна. Учтены интересы подавляющего большинства рядовых потребителей, поскольку методы реформы и сроки ее проведения поручено контролировать государству. Его обязали не допустить ненавистного гражданами роста тарифов. Реформу будут проводить структуры РАО, что избавит бюджет от неизбежных расходов. А отвечать за нее будет правительство, что избавит рейтинг нынешнего президента от угрозы снижения накануне выборов. К тому же реформаторы надежно подстраховались - электричество начнут делить не раньше новой инаугурации. Если дележ пойдет не по запланированному, найдется и традиционный стрелочник - Михаил Касьянов со товарищи, которые и есть правительство.

Анатолий Борисович Чубайс - имя нарицательное. В народе его нарекли великим приватизатором - за пресловутые залоговые аукционы, которые, по официальной версии, сформировали в державе крупный капитал и рыночную экономику и избавили страну от рецидива социализма. Так было надо, не устает отвечать на скользкие вопросы Чубайс. Надо так надо. Народ у нас покладистый, если его сильно не задирать. Анатолий Борисович, едва оправившись после первого приватизационного бума, в интересах государства берется за новое дело. По большому счету, согласившись занять пост главы РАО "ЕЭС России", он сильно рисковал. Второго передела собственности в интересах олигархов и законной власти ему никто не простит. Однако пока вроде все обошлось. Волки остаются голодными, овцы помалкивают.

Поразительно, но в реформе электроэнергетики в России не заинтересован сегодня никто - ни крупный капитал, ни простые потребители. Реформа в ее нынешнем, практически уже утвержденном виде многократно усложняет доступ к активам РАО отраслевых олигархов. А рядовым пользователям ничего, кроме увеличения тарифных ставок "за свет" и принудительного изъятия "жучков" из электросчетчиков, не сулит. Поэтому, чтобы не искушать политическую судьбу и не нарушать кое-как установившегося паритета интересов бизнеса, власти и граждан, реформу фактически решено отложить еще на пару лет. Потому ни парламент, ни правительство особенно не волновало, что ни в одном из шести законов об электроэнергетике не прописан механизм приватизации государственной электрособственности. Законодательно поддержана только главная идея - расчленение РАО по горизонтали на генерирующие, сетевые и сбытовые подразделения. И обещаны социальные гарантии розничным потребителям. Таким образом, весь пакет законопроектов выглядит как протокол о намерениях власти реформировать электроэнергетику, но нигде не сказано, как это будет сделано на практике.

Электрическая кухня

Аргументы противников реформы Анатолий Чубайс парирует вполне неконструктивно: вне зависимости от того, будет реформа или нет, крупным и мелким потребителям гарантирован рост тарифов. Так зачем тогда ее проводить? Чтобы избавить экономику от последних пережитков прошлого и обеспечить ее рыночную структуризацию. Все дело, по мнению экономистов РАО, во "внутренних противоречиях" - перекрестном субсидировании в системе энергохолдинга. Киловатт-час, поставляемый крупным потребителям (например, заводам "Русского алюминия"), стоит намного дешевле, чем киловатт-час, расходуемый населением.

В алюминиевой плавке используются электросети высокого напряжения. А в бытовых электросетях напряжение нужно понизить до 220 вольт, что требует дополнительных подстанций, разветвленной электросети, дополнительных затрат по обслуживанию. Поэтому в рыночном идеале цена электроэнергии для промышленности должна быть ниже, чем для рядового потребителя. На практике же все получается наоборот. Предприятие покупает у регионального АО-энерго киловатт в среднем за 80 копеек, а население - за 40. Само АО-энерго покупает электроэнергию на оптовом рынке за 35-40 копеек за киловатт. За розничного потребителя доплачивают промышленные предприятия, покупать электроэнергию на оптовом рынке им сейчас запрещено.

Перекрестное субсидирование, по версии реформаторов, будет ликвидировано к 2005 году, когда заработает конкурентный рынок электроэнергии. Его основа - создание 10 оптовых генерирующих компаний (ОГК) на базе региональных подразделений РАО. Предполагается, что 52% акций этих компаний будут принадлежать государству. Будут созданы также альтернативные сбытовые компании. Конкурентный рынок как раз и обеспечат генерирующие и сбытовые структуры. Распределение энергии и сетевая передача по-прежнему останутся прерогативой государственной монополии. Однако размеры ее по завершении реформы будут гораздо меньше нынешней. Один из вариантов передачи собственности в выделенные компании предусматривает "зеркальное" распределение активов будущих ОГК между акционерами РАО.

Так в общих чертах выглядит реформа РАО в одобренных Советом Федерации законопроектах. Все выглядит на первый взгляд достаточно стройно и очень похоже на то, как реформировали электроэнергетику на Западе, например в США и Великобритании.

Передовой капиталистический опыт

Если столько проблем с реформой, почему не оставить все как есть? Предоставить государству финансировать из бюджета издержки монополии и заставить промышленников поддерживать перекрестное субсидирование. Жили же до этого столько лет и не жаловались? В принципе, вариант допустимый. Если не принимать во внимание, что износ инфраструктуры энергохолдинга, генерирующих и сетевых мощностей приближается к 80%. Еще на 5-10 лет их может хватить, а дальше придется осваивать производство керосиновых ламп и увеличивать выпуск стеариновых свечей. Потому что для финансирования только неотложных инвестиций в электроэнергетику не хватит и всего российского бюджета, стабилизационного фонда и накопленных золотовалютных резервов. К счастью, чтобы понять эту простую истину, чиновникам хватило 10 лет всех российских реформ.

Из 215 млн киловатт генерирующих мощностей в России используется около 150 млн киловатт. До 70% всей вырабатываемой электроэнергии производят тепловые электростанции, не испытывающие недостатка в энергоносителях. К тому же уровень потребления электроэнергии в РФ за последние годы стабилизировался, и увеличения его не предвидится. По исследованиям американских ученых-энергетиков именно эти три фактора являются необходимым условием для дерегулирования внутреннего рынка электроэнергии.

С нашими нынешними проблемами по реформе РАО американцы столкнулись еще в 60-е годы. Экономисты Лориц Кристенсен и Уильям Грин обнаружили любопытную закономерность. Оказывается, при достижении определенного уровня мощности генерирующих компаний проявляется эффект "экономии от масштаба". То есть с увеличением централизации производства электроэнергии (что является "родовым признаком" естественной монополии) падают его издержки. Однако после достижения "критической массы" монополизации себестоимость электроэнергии начинает расти. Результаты этих исследований стали основанием для принятия решения о дерегулировании рынка электроэнергии во всех промышленно развитых странах мира. К аналогичным результатам, исследуя систему российской электроэнергетики, пришли недавно и ученые Российской экономической школы. Таким образом, революционная ситуация для структурных реформ в РАО "ЕЭС России" объективно созрела. В этом убедились не только политики, но и экономисты.

Напряжение в сети

Капитализация на единицу мощности в РАО "ЕЭС России" в 30-40 раз ниже, чем в ведущих энергокомпаниях Европы - немецкой RWE и итальянской ENI. Сейчас ее оценивают приблизительно в $5,5-5,8 млрд. С некоторых пор это очень сильно беспокоит миноритарных акционеров российского монополиста, доля которых, по некоторым данным, за последние месяцы значительно уменьшилась. Государству принадлежит около 52% энергохолдинга, иностранные миноритарии еще год назад владели 33% акций. К концу марта 2003 года объем портфельных инвестиций зарубежных акционеров снизился в РАО до 20%. Их акции скупили российские конкуренты, в частности группа "МДМ". (В числе других перекупщиков на рынке называют структуры Олега Дерипаски, Искандера Махмудова, Романа Абрамовича, Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга.) Причем продажа активов иностранными инвесторами наблюдается на фоне медленного роста котировок ценных бумаг РАО начиная с конца сентября прошлого года. Тогда менеджмент монополиста объявил о пресловутых "семи шагах" навстречу миноритарным акционерам.

Однако только за январь 2003 года капитализация РАО упала почти на $1 млрд, то есть без малого на 20%. Анатолий Чубайс обвинил во всем парламентариев, исправно переносивших сроки второго слушания по пакету законопроектов. Аналитики инвестиционных банков связывали это также с правительственными поправками к законам, смысл которых произвел на инвесторов негативное впечатление. Однако после одобрения Советом Федерации всего пакета законопроектов "в принципе" стоимость акций неуклонно растет. После того как законы подпишет Владимир Путин, менеджмент РАО может смело рассчитывать на полную компенсацию январских потерь.

Что на деле означает капитализация такой компании, как РАО "ЕЭС России"? Для западных инвесторов, о которых мечтают в энергохолдинге, - это не более чем аппетитная приманка. Фактически государственная компания работает в рыночных условиях, а управляется первобытнообщинными методами чиновниками с Краснопресненской набережной.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль