Отклик читателя на статью "Тайная цель НДС-реформы"

1610

Уважаемая редакция!

Прочитал небольшую подборку в Вашем журнале по спецсчетам НДС и не мог не откликнуться.

Беда российского государства и его аппарата управления в том, что у нас не умеют мыслить системно. Можно обложиться со всех сторон учеными степенями, супердипломами, карьерными и послужными списками, сложными расчетами и программами (на каждом шагу слышим по делу и без дела – МБА, ГААП, ERP – и т.д. и т.п.), но пока не станут у нас мыслить системно, ничего толкового не будет. Пока же принципы госаппарата (я конечно имею в виду не только МНС, но и большое количество других достойных ведомств, прямо или косвенно влияющих на экономику страны) следующие: «принцип страуса» (то есть что-то натворить и спрятать голову в песок), «после нас хоть потоп», «моя хата с краю», «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» и т. п. – можно даже отдельный конкурс цитат организовать на данную тему.

Я человек не публичный, но (извините за каламбур) логичный. Я многое понимаю в действиях правительственных структур в сфере экономики, со многим, естественно, не согласен, но предлагаемую систему по спецсчетам НДС не приемлю абсолютно.

Рассмотрим простой локальный пример (я беру для удобства расчета ставку НДС 20%, а не 18%):

  1. Для оплаты товара ценой 120 единиц (100 ед. – стоимость, 20 ед. - НДС) торговое предприятие берет кредит в банке 120 ед.
  2. 120 ед. поступают на расчетный счет предприятия.
  3. Производится покупка товара: 100 ед. перечисляются на расчетный счет поставщика, 20 ед. (НДС) уходят на спецсчет поставщика.
  4. Купленный товар продается с наценкой 10%. Цена продажи 132 ед. (110 ед. - стоимость, 22 ед. – НДС).
  5. От покупателя поступает 22 ед. (НДС) на спецсчет торгового предприятия и 110 ед. - на его расчетный счет.

В результате данной (по всем канонам и экономическим законам) рентабельной сделки у нас нет ни только реальных денежных средств на существование предприятия, но и возможности погасить кредит и проценты, хотя продали мы данный товар с торговой наценкой. Практический результат этой торговой операции равен «-10 ед.». Чудеса, да и только!

Скептики, конечно, могут возразить, что у действующего предприятия всегда есть оборотные средства. Но нельзя при этом забывать ключевой закон жизни (в т. ч. и экономической жизни) – «ничто не появляется из ничего и не исчезает бесследно». То есть доплатив за погашение кредита и проценты из средств, предназначавшихся на другие цели, мы автоматически не оплатим что-то другим кредиторам – по договорам, услугам, работам, зарплате, тем же налогам в бюджет и т. п.

Понятно, что МНС смотрит на проблему НДС, контроля и наполнения бюджета со своей колокольни. Но на деле получается государственный рэкет. Надо оценивать (даже если отложить в сторону юридические аспекты данного вопроса) и макроэкономические последствия для страны.

Вот некоторые явные последствия:

  1. Все предприятия, как те, что берут кредиты, так и те, которые оперируют собственными оборотными средствами (СОС), будут вынуждены резко увеличивать торговую наценку или маржу прибыли для возможности погашения кредита и процентов, а также для того, чтобы обеспечить минимальную рентабельность.
  2. Однозначно увеличится количество банкротств. Напомню, что банкротство – это неспособность предприятия платить по счетам. А толкает в банкротство – государство.
  3. Уменьшение собственных оборотных средств и соответственно чистых активов. А как мы помним, само государство определило, что предприятие подлежит ликвидации, если его чистые активы меньше уставного капитала.
  4. Рост кредиторской задолженности. Причем это может коснуться как предприятий контрагентов, так и самого бюджета.
  5. Резкий рост нелегального оборота.
  6. Валовой рост неденежных форм расчетов, так называемых «финансовых суррогатов» – зачетов, векселей. Казалось бы, только отвыкли от этого.
  7. Удар по возможности открытия нового бизнеса и среднему и малому предпринимательству, т. к. резко увеличивается пороговая величина необходимого стартового капитала.

Я думаю, что список можно продолжить. Но ясно одно: «нельзя лечить перхоть гильотиной».

Впрочем, негативного опыта у нас сколько угодно. Вспомним 1992 г. Реформа Гайдара - отпущены цены. Я считаю, что в тот момент была допущена громадная ошибка (а именно, не проиндексированы, хотя бы частично, оборотные средства предприятий), приведшая к гиперинфляции, а также падению и развалу промышленности РФ. Говорю так, потому что мне приходилось сталкиваться со многими предприятиями, вполне работоспособными, но раздавленными валом долгов, образовавшихся из-за того, что предприятия лишились оборотных средств и не смогли осилить тогдашние «бешеные» ставки кредитования и полученную вследствие этого гиперинфляцию. Страна и бизнес прошли через это. И сейчас, когда в экономике существует стабильность, идет ее реальная капитализация, просто глупо снова провоцировать рост инфляции.

С другой стороны, понятно, что гораздо проще «нарисовать» многократный рост ВВП при постоянно растущих ценах, чем в стабильной экономике и инфляции. Для госаппарата это гораздо выгоднее, чем стабильное планомерное развитие экономики страны, да и в бюджетные игры играть гораздо легче.

Что же касается решения по спецсчетам НДС, то возникает ощущение его абсолютной непроработанности. Даже если эти счета все-таки введут, я стопроцентно уверен, что спустя короткий исторический промежуток это решение будет признано ошибкой, оказавшей негативное влияние на экономику.

Я написал это письмо с надеждой, что пока еще можно остановить принятие данного решения, и хотелось бы верить, что это не ситуация с ветряными мельницами из «Дон-Кихота».

С уважением,
Игорь Адольфович Ферберов,
экономист и Ваш внимательный читатель

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль