Работают ли информационные технологии?

1777
Протасевич Роман
заместитель директора отдела сопровождения корпоративных сделок и реструктуризации бизнеса КПМГ в России и СНГ
Все чаще исследователи задаются вопросом: действительно ли применение информационных технологий дает компаниям существенные преимущества?

Все чаще исследователи задаются вопросом: действительно ли применение информационных технологий дает компаниям существенные преимущества? Николас Карр (Nicholas Carr) высказал свое мнение по этому вопросу в статье «Информационные технологии ничего не значат» (опубликована в майском выпуске Harvard Business Review). Проводя параллели между эволюцией IT-индустрии и развитием электроэнергетической отрасли, железнодорожной системы, телеграфа и других сфер услуг, которые человечество теперь считает безусловно полезными, Карр считает, что информационные технологии следует рассматривать как «фактор удобства для производства». Это означает, что если компания не справится с управлением информационными технологиями, то они не только не обеспечат ей стратегические преимущества, но даже ослабят ее позиции. Он признает, что информационные технологии сохранят важное значение, однако в идеале управление ими должно стать обыденным делом.

В издательстве Harvard Business School Press вышла новая книга под названием «Что действительно работает», в которой «инвестирование в информационные технологии» отнесено к числу двухсот навязчивых идей менеджмента, не приносящих компаниям дополнительной стоимости. Проанализировав показатели ста шестидесяти компаний за последние пять лет, авторы книги Уильям Джойс (William Joyce), Нитин Нория (Nitin Nohria) и Брюс Роберсон (Bruce Roberson) попытались определить, за счет чего «победителям удалось победить».

Согласно их исследованию совокупный доход акционеров — оценка уровня корпоративной производительности (benchmark for corporate performance) — зависит от четырех основных функций менеджмента (стратегии, исполнения, корпоративной культуры и организации), а также от проявления хотя бы двух из четырех второстепенных факторов — таланта сотрудников, лидерства, инноваций и способности к поглощению других компаний.

Компании с высоким рейтингом по четырем основным и любым двум позициям из четырех второстепенных последовательно опережали своих соперников, что позволило авторам вывести так называемую формулу успеха: «4 + 2 = длительный успех в бизнесе». «Зачастую менеджеры не имеют четкого представления о том, что делают, или думают, что успех зависит от одной области, а на самом деле им следовало обратить внимание на совсем другие области», — говорит Нитин Нория. Что касается информационных технологий, то Нория отмечает: «Я был поклонником IT и даже участвовал в разработке бизнес-курса по ним, но мы не обнаружили взаимосвязи между затратами на информационные технологии и корпоративной производительностью».

Однако пока еще есть те, кто верит, что информационные технологии дают конкурентные преимущества. Консультанты McKinsey & Company потратили два года на изучение этой проблемы и сделали вывод, что инвестиции в информационные технологии пока еще позволяют компаниям выбиться в лидеры, но при условии, что они знают, какие «рычаги» нужно при этом задействовать.

По словам авторов книги «Что действительно работает», инвестирование в информационные технологии является ключом к повышению производительности именно тех проектов, которые усиливают инновационные преимущества компаний. Консультанты McKinsey & Company Диана Фарель (Diana Farrell), Терра Тервиллигер (Terra Terwilliger) и Ален Веб (Allen Webb) отмечают, что вместо попыток увеличить производительность служащих компаниям следует наметить сферы, в которых информационные технологии позволят повысить эффективность бизнес-процессов и конкурентоспособность деятельности. Компании также должны избегать подражания другим фирмам, которые в их отрасли расцениваются как лучшие. К примеру, несмотря на обусловленный информационными технологиями успех компании Wall-Mart (которая продает дешевые товары), для универмагов высокого класса эта фирма является плохой моделью для подражания, поскольку в первую очередь они должны справляться с сезонностью продаж модных товаров. Также при инвестициях в информационные технологии очень важно правильно рассчитать время внедрения этих технологий. Если вложения в информационные технологии направлены на инновации или обеспечивают реальную прибыль, то они экономически оправданны.

Консультанты McKinsey согласны с Нориа в том, что компании зачастую не уделяют должного внимания целям, ради которых и внедряют информационные технологии, пуская проекты на самотек. Они также поддерживают точку зрения о том, что компаниям следует избегать большой приверженности информационным технологиям, без которых легко можно обойтись. В частности, консультантыMcKinsey упоминают об эксперименте одного банка, который с помощью программного обеспечения по управлению работой с клиентами предполагал улучшить обслуживание клиентов и увеличить объем продаж. В результате его внедрения банк фактически не получил ожидаемого прироста прибыли в конце дня.

Специалисты McKinsey все еще надеются, что при определенных обстоятельствах информационные технологии смогут обеспечить компании существенные преимущества, но Карр считает по-другому. По его мнению, нужно следовать трем правилам менеджмента:

  • тратить меньше;
  • чаще перенимать успешный опыт других, чем лидировать;
  • коцентрироваться в первую очередь на устранении слабых сторон компании, а не на новых проектах.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль