Как российским компаниям вести бизнес в Белоруссии

9129
Вот уже почти четыре года декларируется, что Россия и Белоруссия являются единым Союзным государством со своими атрибутами власти – правительством, бюджетом, а вскоре должна появиться и единая валюта. Но все вопросы, касающиеся Союзного государства, лежат, скорее, в политической плоскости и очень далеки от потребностей бизнеса. На самом же деле государств по-прежнему два: Россия с рыночными реформами и Республика Беларусь, отстающая от нее как минимум на пять лет по уровню развития экономики. Тем не менее по объему товарооборота Белоруссия сегодня является вторым после Германии внешнеторговым партнером России, опережая Италию, Китай, США и Украину. Поэтому мы решили выяснить, что ожидает российские компании, которые планируют вести бизнес в Белоруссии.

Почему российские компании сотрудничают с Белоруссией

Российские предприниматели достаточно хорошо осведомлены о неудачных попытках инвестиций в белорусскую экономику, например о скандально известной истории с пивоваренной компанией «Балтика», которой белорусские власти до сих пор не вернули 10,5 млн долл. США, вложенных в реконструкцию минского завода «Криница». Несмотря на трудности, интерес российского бизнеса к Белоруссии не ослабевает. Это объясняется несколькими причинами.

Новые рынки сбыта. Основной аргумент в пользу сотрудничества таков: растущим российским компаниям нужны новые рынки сбыта.

  • Личный опыт

    Светлана Жигулина, финансовый директор ООО «Би-Холдинг» (Москва)

    У нас в компании разработана большая региональная программа, которая предусматривает территориальное развитие бизнеса. Сегодня наши товары представлены практически во всех крупных столичных торговых сетях, но московский рынок ограничен, конкуренция растет, поэтому нужно завоевывать новые рынки. Мы уже создали десять дочерних компаний: восемь в российских регионах, одну в Киеве и одну в Минске. Иными словами, выход на новые рынки, в том числе и на белорусский, обусловлен стратегией развития нашей компании.

Выгодные условия производства. В некоторых случаях российские компании интересуют не только рынок сбыта как таковой, но и более выгодные условия размещения производства, одним из которых является дешевая рабочая сила.

  • Личный опыт

    Александр Царёв, вице-президент, руководитель департамента продаж корпорации «Галактика» (Москва)

    Сегодня сбыт нашей продукции в основном сосредоточен в России (хотя и в Белоруссии осуществляется несколько серьезных проектов), а разработка программного обеспечения ведется на дочернем предприятии в Минске.

    Почему нам выгодно производство именно в Белоруссии? Потому что уровень зарплаты там существенно ниже, чем в России, а квалификация персонала на том же уровне. Напомню, что в Советском Союзе Белоруссия считалась своеобразным «сборочным цехом» с высококвалифицированным персоналом. Там и сегодня огромное количество вузов, которые великолепно готовят технических специалистов.

Конкурентные преимущества белорусских товаров. Перспективной сферой взаимодействия российского и белорусского бизнеса можно считать и продажу российскими компаниями белорусских товаров, которые оказываются вполне конкурентоспособными на отечественном рынке.

  • Личный опыт

    Алексей Белов, коммерческий директор ООО «Северный Ветер» (Красноярск)

    Главная причина нашего сотрудничества с белорусскими предприятиями — это цены на их продукцию. Наши белорусские партнеры, во-первых, располагают государственными дотациями на развитие бизнеса, а во-вторых, более дешевой рабочей силой, чем у аналогичных российских предприятий. В результате на продукцию устанавливаются более низкие цены, правда, и качество товаров порой несколько ниже, чем у российских производителей. Но продукция, которую мы закупаем в Белоруссии (светильники и электроустановочные изделия: розетки, выключатели и т. п.), независимо от качества имеет стабильный сбыт в России.

Заметим, что многие белорусские компании осознают конкурентные преимущества своих товаров и, не дожидаясь предложений от российских фирм, самостоятельно выходят на наш рынок, организуя дочерние компании и представительства. Например, частная минская компания «Номакон» три года назад создала в Москве дочернюю компанию «Номакон-Терм».

  • Личный опыт

    Виталий Нестеров, руководитель отдела продаж ООО «Номакон-Терм» (Москва)

    Мы продаем в России промышленные, бытовые и автомобильные нагреватели. Торговать здесь выгодно, поскольку себестоимость товаров, произведенных в Белоруссии, примерно в полтора раза ниже, чем у их российских аналогов (за счет более низкой стоимости аренды, использования более дешевых трудовых ресурсов, а также ряда других факторов).

Однако российские компании, планирующие освоить белорусский рынок, должны быть готовы и к серьезным трудностям.

Возможные проблемы российских компаний в Белоруссии

Жесткое регулирование белорусской экономики

В числе основых проблем представители всех опрошенных нами компаний называют жесткое государственное регулирование белорусской экономики.

  • Личный опыт

    Игорь Лейпи, вице-президент компании «АйТи» (Москва)

    Экономика Белоруссии очень огосударствлена. Это означает, что крупные коммерческие структуры там практически отсутствуют. Если речь идет о серьезном проекте (на десятки тысяч долларов), то он обязательно находится под контролем государства.

Огосударствление проявляется буквально во всем. Например, акционируя предприятия в процессе приватизации, государство не дает возможности новым собственникам купить контрольный пакет акций: максимальная доля, которую можно получить в процессе акционирования, — это 50% акций. При этом государство оставляет за собой «золотую акцию» — преимущественное право распоряжаться активами предприятия.

Практически вся недвижимость в Белоруссии также находится в собственности государства. Поэтому офисные, торговые и складские площади коммерческие фирмы в основном могут только арендовать. Это обстоятельство, по словам представителей компаний, на практике становится эффективным инструментом давления на бизнес. Ведь для того чтобы лишить компанию возможности вести хозяйственную деятельность, государству достаточно расторгнуть с ней договор аренды (или просто не продлевать его).

Госконтроль охватывает и такие сферы, как осуществление расчетов между предприятиями, оформление бухгалтерских документов и т. п.

  • Личный опыт

    Виталий Нестеров

    В Белоруссии очень строгая финансовая политика. Например, при поступлении из Москвы денег за товар налоговая инспекция в Минске обязательно требует в течение трех дней представить договор на поставку данного товара и документы на его оплату.

Следует заметить, что в Белоруссии используются не платежные поручения, как в России, а платежные требования. И для того чтобы получить от покупателя оплату за отгруженный товар, компания направляет в банк платежное требование от своего имени.

Даже такая простая операция, как оформление товарной накладной, становится для предприятий серьезной проблемой.

  • Личный опыт

    Светлана Жигулина

    В Белоруссии товарные накладные являются бланками строгой отчетности. Если компании требуются накладные, то она должна сделать запрос в налоговую инспекцию и получить ее согласие на покупку бланков. Они пронумерованы, и по каждому из них нужно отчитаться перед инспекцией. Если бланк испорчен, то надо указать, почему. Просто взять и разорвать нельзя. Кроме того, очень серьезные требования предъявляются к оформлению накладных: если не указан какой-то реквизит, при проверке грозит штраф до 10% от суммы по накладной.

Иными словами, государство выполняет сдерживающую функцию, поскольку все эти процедуры госконтроля отнимают у компаний много времени, средств и сил.

  • Личный опыт

    Александр Василевский, эксперт-консультант по вопросам организации и ведения бизнеса в Белоруссии (www.valex.net)

    Серьезной является проблема многократных проверок компаний государственными контролирующими органами. В Белоруссии более двадцати органов государственной власти имеют право налагать штрафные санкции и конфисковывать имущество без решения суда. Учитывая сложную ситуацию с наполнением доходной части бюджета, не приходится удивляться, что Белоруссия — единственная страна, в которой поступления от штрафов и пени являются планируемой статьей бюджета. Система работает безукоризненно: сначала ты нарушаешь, потому что не нарушить огромное количество предписаний почти невозможно, а потом тебя проверяют и заставляют платить. По информации Комитета государственного контроля (основной контролирующий орган в Белоруссии), 99% белорусских предпринимателей допускают те или иные нарушения.

    Несмотря на обещание властей проверять предприятие не чаще одного раза в год, каждое предприятие за календарный год проверяется в среднем 2—4 раза. Характерно, что наиболее проблемными для предпринимателей являются визиты не налоговой инспекции или Комитета государственного контроля, а прочих контролеров — органов санитарного и пожарного надзора, милиции, различных министерств и ведомств, местных органов власти, которые, как известно, берут немного, но часто.

Законодательные «нестыковки»

Следующий блок проблем связан с особенностями национального законодательства каждой из стран, а также нестыковками между ними.

Таможенное законодательство. Как известно, Россия и Белоруссия активно формируют единую таможенную территорию, что в перспективе должно обеспечить беспрепятственный обмен товарами между этими странами. Таможенный контроль и таможенное оформление российских и белорусских товаров на общей границе отменены еще в 1995 году1. Однако единое таможенное пространство в рамках Союзного государства официально еще не создано и таможенный контроль и таможенное оформление по-прежнему распространяются на иностранные товары, к которым относятся все товары, происходящие не из Белоруссии и России2.

  • Личный опыт

    Светлана Жигулина

    Когда мы поставляем свой товар из Москвы в нашу дочернюю компанию в Минске, то для нашей «дочки» это импорт, а для нас соответственно экспорт. Но поскольку в наших странах действует единое таможенное пространство (только для российских и белорусских товаров. — Примеч. редакции), то такие операции не считаются ни импортом, ни экспортом. Поэтому при ввозе в Белоруссию товаров российского производства мы оформляем сертификат происхождения3. В этом случае не нужно платить налоги и таможенные пошлины, а товар — растаможивать.

    Но если мы ввозим в Белоруссию товар иностранного производства, то на белорусской таможне нужно заплатить НДС в размере 20% и таможенную пошлину в соответствии с белорусским законодательством, хотя при ввозе этого же товара в Россию мы уже заплатили 20% НДС и таможенную пошлину согласно российскому законодательству, а права на возмещение НДС по экспорту мы не имеем.

Избежать двойной уплаты НДС на российско-белорусской границе при ввозе иностранного товара российский экспортер сможет, если только переработает этот товар.

  • Личный опыт

    Светлана Жигулина

    В Москве мы создали собственное производство и теперь частично перерабатываем импортную продукцию (обжариваем орехи, обливаем их шоколадом и фасуем в свои пакеты). В этом случае товары приобретают статус российских товаров.

У компаний, экспортирующих белорусские товары в Россию, проблемы возникают, как правило, на белорусской таможне. По словам представителей бизнеса, несмотря на формальное отсутствие таможенного контроля, белорусские таможенники скрупулезно проверяют товаросопроводительные документы, а также тщательно досматривают вывозимый товар с единственной целью — обнаружить какое-либо несоответствие. В результате процедура пересечения границы может затянуться на неопределенное время4. Чтобы ускорить этот процесс, компаниям нередко приходится давать таможенникам взятки.

Налоговое законодательство. Несмотря на то что налоговые системы России и Белоруссии в целом похожи, между ними все же есть различия.

В Белоруссии пока не действует Налоговый кодекс5, вместо него применяются множество разрозненных законов и подзаконных актов, с помощью которых белорусские власти регулируют порядок взимания отдельных налогов.

Рассмотрим особенности взимания основных налогов6.

Ставка налога на прибыль для большинства белорусских предприятий, как и российских, установлена в размере 24%. Прибыль малых предприятий7 облагается по ставке 15%. По такой же ставке облагается и прибыль предприятий, работающих на территории свободных экономических зон (СЭЗ)8 и являющихся их резидентами. Для сельскохозяйственных предприятий ставка налога на прибыль установлена в размере 10%.

Существует также утвержденный Советом Министров Республики Беларусь перечень видов деятельности, при осуществлении которых предприятиям может быть установлена фиксированная сумма налога на прибыль. Совет Министров вправе снижать эту ставку вдвое высокотехнологичным предприятиям, включенным в специальный перечень. На практике же эта льгота доступна только государственным компаниям.

Система взимания налога на добавленную стоимость в Белоруссии во многом аналогична российской, как и ставки этого налога: 0% — при реализации товаров на экспорт, а также связанных с экспортом работ и услуг (за исключением экспорта в Россию и Грузию); 10% — при реализации сельхозпродукции и 20% — во всех остальных случаях.

Налоговый период по НДС равен календарному месяцу. В зависимости от объема выручки предприятия должны также вносить в бюджет либо декадные авансовые платежи по этому налогу, либо пятидневные, уплачиваемые до 5, 10, 15-го и т. д. числа каждого месяца (всего шесть раз в месяц). Плательщиками НДС являются все предприятия, а также их филиалы и структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

При взаимной торговле Россия и Белоруссия придерживаются принципа взимания косвенных налогов по «стране происхождения». А при реализации российских товаров в Белоруссии НДС, уплаченный белорусской компанией российским поставщикам, принимается ею к зачету. Поэтому белорусские налоговики считают, что существующий в республике порядок зачета НДС позволяет недобросовестным налогоплательщикам не платить этот налог. Для того чтобы пресечь подобную практику, подготовлены поправки в белорусское законодательство по НДС. Согласно этим поправкам суммы НДС, уплаченные при приобретении белорусских товаров и товаров, ввозимых на территорию Белоруссии без приобретения статуса происходящих из другого государства, не подлежат вычету. Эта мера связана с тем, что в последнее время бизнес активно использует схемы по ввозу в Россию и обратному вывозу приобретенных в Белоруссии товаров с соответствующим вычетом «псевдороссийского» НДС. Кроме того, при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности иностранными компаниями, не состоящими на налоговом учете в Белоруссии, плательщиками НДС будут признаваться покупатели этих товаров.

Белорусские налоговики также готовы отказаться от взимания косвенных налогов по принципу «страны происхождения» при торговле с Россией, поскольку считают, что возмещение экспортерам сумм НДС, уплаченных в российский бюджет при приобретении в России сырья, материалов и комплектующих, наносит ущерб белорусской экономике.

Существуют и другие нестыковки в налоговых законодательствах России и Белоруссии, которыми озабочена белорусская сторона. В частности, в России до сих пор не урегулирован вопрос о принципе взимания НДС при экспорте услуг из Белоруссии. С одной стороны, действует принцип взимания НДС «по стране происхождения», в соответствии с которым экспорт услуг из Белоруссии в Россию облагается НДС в Белоруссии. С другой стороны, в соответствии со ст. 148 Налогового кодекса РФ место реализации услуг для обложения НДС определяется по местонахождению покупателя, которым в данном случае является российская компания. И принцип «страны происхождения» российские налоговики в этом случае игнорируют.

  • Личный опыт

    Александр Царёв

    Сейчас мы вынуждены дважды платить НДС. Один раз мы удерживаем этот налог в России как налоговые агенты, когда перечисляем деньги за оказанные услуги нашей дочерней компании в Белоруссии. Затем еще раз наша «дочка» уплачивает НДС в Белоруссии, причем со всей суммы контракта. Иными словами, если сумма контракта условно составляет 120 руб. (в том числе 20 руб. НДС), то мы и наше дочернее предприятие уплачиваем в бюджеты наших государств НДС в размере 40 руб. (20 руб. в бюджет России и 20 руб. в бюджет Белоруссии).

По словам представителей компаний, налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в Белоруссии составляет около 40%. При этом к «зарплатным» налогам относится и экзотический для россиян чрезвычайный налог (4% от ФОТ).

В Белоруссии также взимаются оборотные налоги (совокупная нагрузка 4,5—5% от выручки), налог на продажу товаров (ставки в размере 5—15%) и множество местных налогов и сборов. Налоговые льготы при этом распространяются в основном на предприятия государственного сектора экономики. Поэтому объективно налоговая нагрузка для частных компаний в Белоруссии сегодня существенно выше, чем в России.

Белорусские власти неоднократно заявляли о необходимости снижения налоговой нагрузки. Так, в следующем году планируется отменить отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, а также снизить с 1 до 0,5% ставки налога на пользователей автодорог и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с ремонтом и содержанием ЖКХ. В целом эти меры должны снизить совокупную нагрузку от оборотных налогов с 4,5 до 1,5—2%.

Однако практическая реализация этих планов большинству опрошенных нами экспертов представляется весьма проблематичной. Дело в том, что их осуществление, которое является частью программы полной унификации белорусского и российского законодательств, по предварительным оценкам, обойдется в 7% от ВВП республики (1,75 трлн белорусских рублей, или 834 млн долл. США). Вряд ли ради унификации законодательства Белоруссия сможет отказаться от такой существенной части своих налоговых доходов.

К тому же практика налогового реформирования в республике оставляет желать лучшего. Как известно, в конце 2002 года Президент Белоруссии одобрил общую часть Налогового кодекса РБ, наложив вето на 26 статей. С президентскими поправками текст Налогового кодекса был одобрен только в начале 2003 года. Причем большинство этих поправок не сулят белорусским налогоплательщикам ничего хорошего. Например, первоначально в Налоговом кодексе РБ, как и в его российском аналоге, присутствовало положение, согласно которому все противоречия налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика. Теперь это положение изъято. Исчезли и другие прогрессивные нормы, в частности статья о недопустимости принятия республиканскими и местными властями нормативных актов, ухудшающих положение налогоплательщика, а также статья, обязывавшая власти до конца 2005 года запретить внесудебную конфискацию имущества. Зато в НК РБ по-прежнему присутствует положение, дающее налоговикам право на личный досмотр граждан и их транспортных средств.

  • Личный опыт

    Александр Василевский

    Белорусское законодательство в настоящее время можно охарактеризовать как нестабильное и противоречивое. Нормативные акты регулярно изменяются, дополняются, частично отменяются или вовсе прекращают свое действие. Зачастую нормативные акты допускают двойное и даже тройное толкование нормы. В результате возникает несогласованность между законодательством и практикой его применения.

Валютное регулирование. По мнению представителей бизнеса, в последнее время в Белоруссии произошли позитивные изменения в области валютного регулирования. Так, еще два года назад белорусские компании не имели возможности легально приобретать российские рубли или иную иностранную валюту для оплаты товаров иностранным (в том числе и российским) поставщикам. Сегодня такой проблемы не существует.

Кроме того, курс белорусского рубля, устанавливаемый Национальным банком Белоруссии, приблизился к своему реальному курсу9.

  • Личный опыт

    Виталий Нестеров

    На протяжении последних пяти-семи лет в Белоруссии были периоды, когда официальный курс отличался от реального в 2,5 раза! И если кто-то имел возможность купить валюту, то тут же продавал ее в 2,5 раза дороже. В таких условиях при ведении бизнеса во главу угла ставились схемы оплаты, а сам бизнес становился слишком рискованным. В настоящий момент можно говорить о том, что в части валютного регулирования произошла либерализация. Мы, например, совершенно спокойно перечисляем российские рубли в Белоруссию.

Если российская компания готова решать описанные проблемы в надежде на будущие прибыли, то ей нужно тщательно продумать стратегию выхода на белорусский рынок.

Как готовиться к выходу на белорусский рынок

Планируя выходить на рынки этой республики, компании используют, как правило, традиционные методы: проводят маркетинговые исследования, оценивают потенциал рынка, осуществляют финансовый анализ проекта и бизнес-планирование.

  • Личный опыт

    Светлана Жигулина

    Решив заняться бизнесом в Белоруссии, мы провели собственное маркетинговое исследование, для чего наш менеджер специально выезжал в Минск.

    Теперь, планируя завоевывать новые рынки, мы пользуемся собственной программой разведки. Приезжая в тот или иной регион, наши представители по косвенным признакам оценивают емкость рынка и покупательную способность населения: выясняют, какие магазины и какого уровня там есть, каковы цены на товары первой необходимости. Затем уровень цен на эти товары сопоставляется с уровнем зарплат, сложившемся на рынке труда (для этого достаточно купить газету типа «Работа для вас»). Конечно же, важен вопрос, в каком объеме представлены наши товарные позиции, есть ли они вообще, сколько конкурентов в регионе и т. п.

    Предполагая выйти на белорусский рынок, мы также проводили опрос знакомых бизнесменов, которые уже вели бизнес в этой стране. Правда, они нас отговаривали: мол, очень сложная республика. Но наши расчеты показали, что бизнес там может быть выгодным. Мы рискнули и не просчитались.

Возможные формы присутствия

Создать частную компанию в Белоруссии можно, используя практически те же организационно-правовые формы, что и в России:

  • хозяйственное товарищество;
  • различные виды обществ: открытое акционерное (ОАО), закрытое акционерное (ЗАО), с ограниченной ответственностью (ООО), с дополнительной ответственностью (ОДО);
  • производственный кооператив;
  • унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

Новым для российского бизнеса в этом списке является, пожалуй, только унитарное предприятие, потому что у нас в такой форме создаются исключительно государственные и муниципальные предприятия, а в Белоруссии их собственниками могут быть и частные компании.

Перечислим требования к минимальному размеру уставного капитала, который учредители должны сформировать при создании компании в республике:

  • 400 евро — для ОДО, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и казенных предприятий;
  • 800 евро — для унитарных предприятий;
  • 1600 евро — для ООО;
  • 3000 евро — для ЗАО;
  • 12 500 евро — для ОАО.

По мнению представителей российских компаний, при создании бизнеса в Белоруссии наиболее выгодно получить статус предприятия с иностранными инвестициями. В этом случае компании на три года предоставляется ряд налоговых льгот, в том числе льгота по налогу на прибыль. Для того чтобы получить такой статус, уставный капитал должен составлять не менее 20 тыс. долл. США10 (независимо от того, в какой организационно-правовой форме создается предприятие — ООО, ОДО и т. п.).

  • Личный опыт

    Александр Василевский

    Российские компании, желающие работать на белорусском рынке, могут выйти на него, открыв представительство. По законодательству Республики Беларусь представительство является не юридическим лицом, а обособленным структурным подразделением, расположенным на территории республики, через которое осуществляются представительские и другие функции в интересах иностранного юридического лица. Открытие представительства позволит изучить рынок этой страны (например, для определения целесообразности размещения производства), оценить инвестиционный климат, наладить контакты с деловыми кругами. Накопленный опыт поможет принять решение о расширении присутствия в стране.

В режиме ожидания

На вопрос, имеет ли смысл вкладывать средства в белорусскую экономику, большинство компаний, уже создавших там прибыльный бизнес, однозначного ответа не дали. Общий смысл высказываний таков: выход на белорусский рынок — это большой риск и большие ставки, поэтому советовать тяжело. Каждая компания должна самостоятельно решить, готова ли она рисковать своим капиталом.

  • Личный опыт

    Виталий Нестеров

    Наша головная компания в Минске полностью создана за счет частных инвестиций. Каждый год ее оборот увеличивается в 2—2,5 раза. И как ни странно, инвестиции идут из России, то есть компания берет кредиты в российских банках, закупает оборудование и потом постепенно эти кредиты отдает.

    Личное мнение

    Александр Царёв

    Потенциал белорусского рынка пока не реализуется, но постоянно растет. Можете ли вы представить, какие возможности откроются перед российскими компаниями в Белоруссии, когда российское и белорусское законодательства, наконец, сблизятся, когда там начнут акционироваться предприятия? Я считаю, что белорусский рынок достаточно перспективен: страна располагает производственными мощностями и специалистами достаточно высокого уровня. Когда белорусский рынок станет более открытым по отношению к России, причем не только с точки зрения границы, но и законодательства, то компании не будут бояться вкладывать туда капитал.

    Игорь Лейпи

    Мы не перестаем следить за ситуацией в Белоруссии. Как только в этой стране активизируются рыночные механизмы, обязательно произойдет всплеск активности российских компаний. Например, одной из перспективных отраслей мы считаем энергетику. Последние десять лет инвестиции в автоматизацию предприятий отрасли практически не осуществлялись. И как только начнется процесс акционирования, новые собственники будут вынуждены вложить в развитие энергетики большие средства. А те компании, которые к этому времени готовы будут предложить лучшие отраслевые решения для автоматизации, смогут занять лидирующие позиции на IT-рынке республики.

Итак, дело за малым: процесс сближения наших экономик, продекларированный на высшем уровне, должен получить практическое воплощение. Российский бизнес, как, впрочем, и белорусский, этого очень ждет.

«Таможенные процедуры станут более прозрачными»

Интервью с заместителем министра экономического развития и торговли РФ Дмитрием Сухопаровым

Как российским компаниям вести бизнес в Белоруссии

— На какой стадии сейчас находится процесс создания единой таможенной территории России и Белоруссии?

— Когда создаются единое государство и единая таможенная территория, то одна из главных задач — унифицировать ставки таможенных тарифов. Эта работа практически завершена: сегодня мы пользуемся единой с европейскими странами товарной номенклатурой, которая включает одиннадцать с лишним тысяч позиций.

Что же касается экономических границ между нашими странами, то мы ликвидировали их задолго до создания Союзного государства, еще в мае 1995 года. И пограничные таможни сегодня занимаются в большей степени статистическим учетом товаров, чем контролем.

— Как известно, у Союзного государства официально еще нет единого таможенного комитета, но уже утверждена Программа создания единой автоматизированной информационной системы. Для чего нужна такая система? Что она даст государству и бизнесу?

— Эта система должна обеспечить качественно новый уровень организации таможенного дела на территории Союзного государства. Достигнуть этого можно как за счет внедрения новых информационных технологий, так и за счет интеграции информационных ресурсов таможенных органов.

Экономическая эффективность этой программы для государства достигается прежде всего за счет экономии издержек таможенных служб, которая возможна благодаря повышению производительности и качества таможенных процедур и обработки информации. По имеющимся расчетам, автоматизированная информационная система позволит сократить такие издержки в 3—5 раз. Предположительно во столько же раз снизится и уровень нарушения таможенных правил, поскольку таможенные процедуры станут более прозрачными. При этом будет исключен так называемый человеческий фактор.

— Каким образом?

— Использование единой информационной системы предполагает, что все решения о выпуске товаров с таможни принимаются на основании заложенной в этой системе информации. Другое дело, когда решение зависит от конкретного таможенника. К примеру, на пограничной таможне работают десятки человек и не все из них специалисты в таможенном деле. Стаж работы на таможне у некоторых один год, но какие-то негативные навыки за это время они уже успели приобрести, что позволило им, к примеру, купить себе иномарки. Вот вам и человеческий фактор!

Информационная же система такой фактор исключает. Кроме того, мы стремимся, чтобы все нормативные акты у нас были прямого действия. В этом случае чиновники будут лишены возможности самостоятельно решать, какую таможенную стоимость установить для конкретного товара.

Внедрение такой системы также высвободит значительное количество таможенных ресурсов: вместо 5—6 «бывших механизаторов», к примеру, будет работать один квалифицированный специалист, а все остальные опять, условно говоря, вернутся к тракторам. Ну и, естественно, эта система позволит увеличить поступления в бюджеты наших государств за счет большей собираемости таможенных платежей.

— Какие же преимущества в результате внедрения системы получат компании?

— Прежде всего ускорится процедура таможенного оформления: уменьшатся очереди на таможенных постах, а их пропускная способность увеличится. В результате это будет способствовать росту товарооборота между нашими странами, поскольку бизнес всегда идет туда, где меньше проблем.

Беседовали Татьяна Пономарёва и Анна Огнева

__________________________________________
1 Указ Президента РФ от 25.05.95 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь».
2 В настоящее время определение страны происхождения товара приведено в Законе РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе». В соответствии со ст. 26 этого Закона страной происхождения товара считается страна, в которой он был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Этим же Законом установлены и критерии переработки. С 1 января 2004 года вступит в действие новый Таможенный кодекс РФ, в котором дано аналогичное определение страны происхождения.
3 Речь идет о системе стандартизации Республики Беларусь, которая предусматривает получение сертификатов происхождения (форма СТ-1) и сертификатов соответствия на ввозимые товары, подлежащие обязательной сертификации на территории Белоруссии. – Примеч. редакции.
4 О способах урегулирования таможенных взаимоотношений России и Белоруссии читайте в интервью с Д. Сухопаровым. – Примеч. редакции.
5 Налоговый кодекс РБ вступает в силу с 1 января 2004 года.
6 О налоговой системе Белоруссии в 2003 году и основных направлениях ее совершенствования см. на сайте www.nalog.ru/world/belorus.shtml.
7 К малым в Белоруссии относятся компании, у которых списочная численность работников составляет: в промышленности – до 200 человек, в науке – до 100 человек, в строительстве, общественном питании и бытовом обслуживании – до 50 человек, а балансовая прибыль не превышает 5000 минимальных зарплат (базовых величин) в год. Базовая величина составляет 10 000 белорусских рублей, что эквивалентно примерно 5 долл. США (Закон РБ от 22.12.91 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль»).
8 В настоящее время в Белоруссии существует шесть свободных экономических зон: «Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Гродноинвест» и «Могилев». Подробную информацию о деятельности СЭЗ можно получить на сайте Посольства Республики Беларусь: www.embassybel.ru/index.php?page=58.
9 Примерный курс белорусского рубля по отношению к российскому – 69 бел. руб. за рос. руб.; к доллару США – 2100 бел. руб. за доллар США.
10 Пункт 3 ст. 77 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль