Рынок труда. Карьерные предпочтения молодых специалистов в условиях кризиса

1664
Самые перспективные российские студенты мечтают о карьере в международных консалтинговых фирмах, банках и инвестиционных компаниях. Это подтверждают результаты исследования, проведенного членом НП «Эксперты Рынка Труда» - компанией Changellenge. Будущие специалисты ставят во главу угла профессиональный рост и финансовую независимость.

Летом 2015 года агентство Changellenge провело исследование рынка труда, призванное выявить карьерные предпочтения молодых специалистов в условиях кризиса и экономической нестабильности. На вопросы ответили 2150 молодых людей в возрасте от 19 до 21 года из 85 вузов, в первую очередь МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, ФУ при Правительстве РФ, МФТИ, СПбГУ и других престижных учебных заведений. Около 60 % опрошенных учатся в 20 лучших вузах страны и имеют средний балл не ниже 4,5. Кроме того, большинство опрошенных хорошо владеют английским языком и регулярно участвуют в кейс-чемпионатах.

Карьерные предпочтения

Студентам было предложено указать, в какой отрасли они хотели бы начать карьеру, работа в каких компаниях интересует их больше всего, на какой размер заработной платы они рассчитывают. Также они могли указать компанию, которая, на их взгляд, внесла в 2014–2015 учебном году самый заметный вклад в развитие студенческого бизнес-образования, в частности в движение по решению бизнес-кейсов.

По итогам исследования топ-5 привлекательных компаний выглядит так:

  1. McKinsey & Company
  2. The Boston Consulting Group
  3. Google
  4. «Газпром»
  5. «Газпром нефть».

Как видно из результатов, студенты и выпускники с высоким потенциалом предпочитают работу в международных консалтинговых компаниях, уходя от традиционного стремления начать карьеру в отечественном нефтегазовом секторе.

Значительный рост показали все консалтинговые компании «большой тройки». Особенно это касается компаний BCG (2-е место) и Bain (9-е место), после двухлетнего отсутствия вернувшихся в топ-10 (BCG поднялась на 8 позиций, Bain — на 9).

Возглавила рейтинг самых привлекательных работодателей компания McKinsey. Компания «Газпром нефть», бессменный лидер предыдущих рейтингов, впервые за три года не попала даже в топ-3 (4-е место), компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз» также опустилась на 2 позиции (6-е место).

Из компаний сферы FMCG в топ-20 попали лишь три наиболее активно работающих с брендом работодателя среди молодых специалистов — это компании Mars (11-е место), Procter & Gamble (13-е место) и Unilever (14-е место). Самые устойчивые позиции среди них занимает компания Mars. В целом отрасль теряет свою популярность. Заметнее всех, сразу на 8 позиций, в рейтинге упала компания Unilever — она вышла из топ-10, показав самые худшие результаты за всю историю своего участия в рейтинге.

Из отечественных банков в топ-20 наиболее привлекательных компаний для студентов с высоким потенциалом смог удержаться только «Альфа-Банк» (15-е место), который последние три года показывает стабильный рост в рейтинге. Сбербанк (28-е место) и «ВТБ» (22-е место) по сравнению с прошлым годом опустились на 11 и 3 позиции соответственно.

В аудиторском секторе среди ведущих компаний в целом сохранился статус-кво. Наиболее популярными работодателями по-прежнему остаются PwC (7-е место), EY (8-е место) и KPMG (12-е место), стабильно удерживающиеся в верхней десятке рейтинга. На их фоне менее популярной выглядит компания Deloitte (20-е место), хотя в этом году она совершила рывок, поднявшись на пять позиций вверх и впервые заняв место в топ-20.

Среди гигантов IT-отрасли позиции лидера удалось сохранить только компании Google (3-е место), которая постоянно в течение последних лет входит в тройку самых привлекательных работодателей. Заслуживает внимания резкое падение рейтинга компании Yandex (на 11 позиций вниз), которая впервые за последние три года покинула топ-10 и оказалась на 16-м месте. Компания Microsoft выпала из топ-10 еще в прошлом году, в этом году она продолжила свое падение, опустившись еще на 14 позиций вниз — до 27-го места.

В новом исследовании Changellenge дополнительно выделены две номинации: «Взлет года» и «Падение года», которые присуждаются компаниям, максимально усилившим или, напротив, потерявшим свои позиции.

Впечатляющие результаты продемонстрировали компании BCG и Bain, совершив по-настоящему качественный рывок и заняв места в топ-3 и топ-10 соответственно (попав в эти категории впервые за последние два года). Компании SAP и Accenture расположились немного ниже в рейтинговой таблице, однако если им удастся и в дальнейшем сохранять такие же высокие темпы роста привлекательности (13 и 7 позиций вверх соответственно), то в следующем году их тоже можно будет увидеть в топ-20 лучших компаний. Завершает номинацию «Взлет года» компания Sanofi с ростом на 11 позиций вверх, что практически невероятно, поскольку фармацевтические компании традиционно не пользуются вниманием лучших студентов.

В этом году компании Unilever и Yandex выпали из топ-10, показав падение на 8 и 11 позиций соответственно, а компания Microsoft продолжила терять позиции, не попав даже в топ-20 (падение на 14 позиций). Сразу за ними идут компании «Сбербанк России» и Coca-Cola Hellenic, не сумевшие закрепиться в топ-20 прошлого года и провалившиеся в рейтинге на 11 и 18 мест соответственно. Замыкают номинацию компании, впервые за три года попавшие во вторую половину рейтингового списка: Deutsche Bank (17 позиций вниз), PepsiCo (15 позиций вниз), Nestle (своеобразный антилидер, показавший наиболее значительное падение среди работодателей — сразу на 26 позиций вниз), Johnson & Johnson (13 позиций вниз) и РЖД (21 позиция вниз).

Интересно, что на желание работать в компании большее влияние оказывает бренд работодателя конкретной компании, чем общая привлекательность отрасли. Особенно показательна ситуация в FMCG-секторе и аудите: несмотря на относительно невысокую привлекательность этих отраслей в целом (их выбрали 20 и 14 % опрошенных соответственно), суммарный процент голосов, отданных за компании этих отраслей, в общем рейтинге лучших работодателей довольно высок (30–40 % от общего числа голосов). Такой высокий процент обеспечивается за счет популярности нескольких лидеров отрасли с хорошо развитым брендом работодателя. Обратная ситуация с финансовой сферой: инвестиции и банковская отрасль входят в топ-3 самых предпочитаемых отраслей, при этом конкретные компании в сумме набирают всего около 20 % голосов в общем рейтинге лучших работодателей.

Рейтинг лучших работодателей по версии Changellenge

Рынок труда. Карьерные предпочтения молодых специалистов в условиях кризиса

Размер заработной платы

Размер заработной платы по-прежнему остается самым важным фактором при выборе работы. По сравнению с 2014 годом приобрели еще больший вес интересная работа и возможность быстрого карьерного роста (рост на 5–7 %), менее важными факторами стали дополнительное обучение и возможность работать за рубежом (падение на 3–4 %).

Большинство участников голосования рассчитывают на вознаграждение в размере 32 тыс. рублей в период прохождения стажировки и 70 тыс. на постоянной работе. Эти цифры несколько выросли по сравнению с прошлым годом.

Самые высокие зарплатные ожидания отличают студентов и выпускников МФТИ, МГИМО и НИУ ВШЭ. Кроме того, они зависят от возраста участников голосования. Самые нереалистичные зарплатные ожидания характерны для студентов 1-го курса (80 тыс. рублей), по мере продолжения учебы они корректируются до 60–65 тыс. рублей и начинают снова расти только у выпускников (75–93 тыс. рублей).

Вклад работодателей в кейс-движение

Усиливая свой бренд работодателя, многие компании проводят кейс-чемпионаты: предлагают студентам реальные бизнес-задачи, решение которых помогает развить ключевые бизнес-навыки, и тем самым повышают лояльность будущих соискателей к своему бренду. Наибольших успехов в этой области добился в 2015 году «Альфа-Банк». Компания регулярно занимает место в топ-3 компаний по вкладу в кейс-сообщество и на протяжении последних трех лет демонстрирует устойчивый поступательный рост в рейтинге лучших работодателей (что идет вразрез с общей тенденцией к снижению интереса к работе в отечественных банках).

Другой пример корелляции результатов — компания Sanofi, которая в этом году поднялась на 35 позиций в рейтинге по вкладу в кейс-сообщество, и на 10 позиций — в рейтинге лучших работодателей. В верхнюю тройку по вкладу в кейс-сообщество вошли «Альфа-Банк» (36 % голосов), всего лишь на один голос опередивший ближайшего преследователя — компанию «Газпром нефть» (36 % голосов), и компания Mars (17 %). 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль