text
Журнал

Главный мотив традиционного бюджетирования – уложиться в запланированные лимиты

  • 24 августа 2015
  • 1546
генеральный директор ЗАО «КАРАВАНН» (исполняет обязанности финансового директора)

Сегодня компании различных уровней и отраслей при разработке и внедрении технологий бюджетирования могут опираться на значительный накопленный опыт. Для производственного предприятия важнее всего сосредоточиться на планировании, исполнении и контроле за исполнением бюджета. На что именно следует обратить внимание при бюджетировании на производственном предприятии, читайте в этой статье.

Главный мотив традиционного бюджетирования – уложиться в запланированные лимиты
Сергей Смирнов, генеральный директор ЗАО «КАРАВАНН» (исполняет обязанности финансового директора)


Когда доходит дело до собственно планирования бюджета, любимые примеры, которые чаще всего приводят коллеги - постоянные расходы компании: услуги связи, аренда, офисные расходы. Тема любимая, потому что такие расходы легко спланировать: знаешь, например, ставку арендной площади, сколько метров арендуешь – и бюджет по строке аренда готов.

Другие расписывают бюджетирование некоего проекта, то есть инвестиции. Это сложнее, чем планировать постоянные расходы, но тоже вполне осязаемо и понятно: есть сроки, ключевые точки, проектные команды. К сожалению, традиционная система бюджетирования предусматривает одинаковый, усредненный подход ко всем статьям бюджета движения денег или бюджета доходов и расходов:

  • к статьям постоянных расходов,
  • к статьям инвестиций,
  • к статьям переменных расходов.

Главный мотив традиционного бюджетирования на производственном предприятии – «уложиться» в запланированные лимиты. Такой подход абсолютно применим к постоянным расходам, в большей части, к инвестициям. Но совершенно не подходит к переменным расходам.

Под переменными расходами в данном случае я понимаю цепочку добавленной стоимости для производственного предприятия:
закупки => производство => продажи.

Приведу такой пример. В традиционной системе бюджетирования на производственном предприятии сформирован бюджет (план) движения денег производственного предприятия на год. Подробно разложили по статьям: сколько выделено денег на заработную плату, на аренду, на все остальные расходы предприятия, включая и расходы на закупку комплектующих и материалов для производства. Перед составлением плана движения денег сформировали бюджет (прогноз) продаж. И вдруг фактические продажи стали существенно превышать значения, заложенные в прогнозе. А раз продажи выросли, то и объем производства должен возрасти, а при росте объемов производства растет и потребность в материалах и комплектующих.

Соответственно по строке бюджета «закупка материалов и комплектующих» либо пойдет перерасход, либо финансовый директор перестанет оплачивать счета, превышающие лимит по этой строке. Конечно, можно пересмотреть бюджет движения денег и увеличить лимит на закупку материалов и комплектующих. Вопрос - насколько увеличить?

Если продажи отклоняются от бюджета (прогноза) на 30%, то просто увеличить лимит по строке «закупка материалов и комплектующих» на те же 30% будет неправильно. Потребуется заново рассчитать новый лимит.

А для вас не секрет, что фактические продажи, даже на ближайший год, практически никогда не совпадают с прогнозами, по крайней мере, для предприятий, производящих товары народного потребления. Если не иметь алгоритм планирования и контроля таких переменных, зависящих в первую очередь от объема производства и продаж расходов, то управлять ими невозможно.

Очевидно, что традиционные подходы бюджетирования на производственном предприятии, ставящие главную задачу всем подразделениям «уложиться» в лимиты, не помогут в контроле переменных расходов. Старания менеджера по закупкам материалов и комплектующих не превысить лимит, может парализовать деятельность производства и продаж на растущем рынке, и не даст возможности предприятию воспользоваться удачной конъюнктурой.

Нужны другие, не ставящие во главу угла задачу «уложиться», подходы к бюджетированию переменных расходов производственного предприятия. Иначе говоря, альтернативные традиционному бюджетированию подходы к переменным расходам. Их рассмотрим в следующем блоге.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.