Бизнес-миф о командообразовании

4666
Шерн Роман
генеральный директор ООО «Вайз эксперт»
Иметь свою команду мечта каждого управленца, в том числе и финансового директора. Так хочется верить, что можно привлечь в финансовую службу людей, которые будут разделять твои цели, преданны тебе лично, жертвовать всем во имя твоего успеха, совершать чудеса трудового героизма, отдавать свои знания и навыки, вкладывать душу в «общее» дело. Но когда коллектив уже собран, представление о команде может оказаться мифом.

Бизнес-миф о командообразовании
Роман Шерн, генеральный директор ООО «Вайз эксперт»


Почему «команда» - миф

Иллюзия команды может действовать продолжительное время, до тех пор, пока участникам не надо будет пожертвовать чем-то более дорогим, чем принадлежность к данной группе людей. Увы, каждый человек имеет свою цену. Чтобы прощание с иллюзией не оказалось дорогим, её возникновения следует избегать.

Я сейчас представил, как кто-то из читателей, вспомнив свой опыт работы в команде, возмутился. Он вспомнил эмоции, драйв, чувство сопричастности к общему делу, признание коллег. А, может быть, он испытывает это сейчас. Да, такое возможно. И даже какой-то проект может целиком пройти в такой обстановке, если цена жертв окажется низкой. Но жизнь – не игра в рулетку. Не стоит надеяться, что вам повезёт. Ведь то, что кажется командой, может развалиться в единый миг. Этому есть веские причины.  Владельцы предприятий и руководители, вы должны знать, что работники:

  1. возмущены неравенством с вами в доходах и власти;
  2. уверены, что умнее вас и сами делают всю работу;
  3. негодуют, что не могут вас уволить, а вы их можете;
  4. поглощены своими бесчисленными заботами больше, чем вашей целью.


Они считают вас обязанными их стимулировать, мотивировать и социально защищать. Они никогда не будут искренними игроками вашей команды. Не совершайте ошибку, оценивайте работников реально.

Чего хотят работники

Я не сгущаю краски. Недавно опубликованы итоги ежегодного опроса студентов и молодых людей о том, куда бы они хотели устроиться. Подавляющее большинство – в известные корпорации. Почему? Они хотят стабильности, профессионального обучения и развития (надеюсь, не врут), больших денег и уверенности в устойчивости фирмы. Значимость дружелюбной атмосферы упала. Опрошенных понять можно. И это естественно, что в число их желаний не входит реализация чьих-то интересов и принадлежность к чьей-то команде.

Людям на уровне инстинктов присуща приоритетная забота о своих интересах. Если верить теоретикам менеджмента, то руководители всех уровней должны и то, и другое, и n-ное, чтобы ублажить работников. Если бездельник таковым и остался, то виноват начальник. При этом подразумевается, что каждый работник априори хорош во всём, к нему только надо найти правильный подход.

В таком случае определение менеджмента должно быть таким: менеджмент, независящее от предыстории развития индивидов,- искусство нахождения индивидуальных мотиваторов и стимулов для работников, которые как один раскрывают свои прекрасные трудовые качества в результате воздействия на них со стороны высокопрофессиональных личных нянек, к которым приставлены свои няньки. (Шучу).

Если же вы всё же верите, что у вас команда, то проведите такой эксперимент: Составьте список ключевых для вас лично сотрудников и для каждого из них в порядке понижения важности напишите по десять на ваш взгляд главных их обязанностей. Затем каждого из них по отдельности, без ознакомления с вашим списком, попросите написать тоже по десять их главных обязанностей, ранжированных по тому же принципу только на их взгляд. Потом сравните полученные списки. Когда шок пройдёт, вы увидите, почему не всё получается так, как надо вам. Точный диагноз – залог успешного лечения.

Можно провести и более жёсткий эксперимент. Объявите команде, что из-за внешних причин финансирование проекта резко снижено и, чтобы никого не увольнять, вы уменьшили свою зарплату на 20%. К этому призываете и всех членов команды. Чтобы не ставить их в неудобное положение, пусть тет-а-тет сообщат вам свой выбор между согласием на снижение зарплаты или увольнением кого-то. Результаты эксперимента подействуют отрезвляюще.

Альтернатива командообразованию

Когда свои сотрудники или сторонние консультанты пытаются вам донести идею командообразования или чего-то подобного, то ссылаются на многочисленность пользователей или последователей этой идеи. Вас ловят на неверном представлении невозможности того, что так много людей ошибаются. Большинство никогда не бывает правым. Не поддавайтесь на этот довод. Тем более что большинство ошибается всегда.

Любая фирма имеет именно такую эффективность работников, какую заслуживает. Если у вас нет формализованных требований к тому, что, как, когда и сколько обязан делать сотрудник, то это ему объяснят коллеги. Только они сделают это так, как удобно и выгодно им, а не фирме. Надеяться на сознательность и квалифицированность специалиста бессмысленно. Он обязательно подстроится под коллег, чтобы получить их одобрение, даже если будет понимать, что это не совсем то или совсем не то, что ожидает от него работодатель. Он, как правило, будет в их, а не в вашей команде.

Поэтому для эффективного управления работниками необходима рациональная технология, а не эмоциональные пусть и распиаренные игры. Подробно о технологии управления можно прочитать в книгах, указанных ниже. Применение технологии не противоречит проведению внутренних пиар компаний на предприятии. Для управления работниками слово «команда» имеет право на применение, только требует истинного понимания ограниченности его смысла.

Литература:

  1. Шерн Р.П. Откровенно об управлении предприятием. – СПб, 2011, 278 с.
  2. Шерн Р.П. Биороботизация работников. – СПб, 2012, 204 с.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль