Готовим сотрудников к внедрению системы бюджетирования

278
Итак, система бюджетирования разработана – определены центры ответственности, готовы формы бюджетов и аналитические справочники, утвержден регламент. Пора переходить от планирования к реализации. Одна из задач - позиционирование системы бюджетирования.

Самое сложное на этапе внедрения системы бюджетирования – преодолеть сопротивление персонала, в частности руководителей функциональных подразделений. Последние обычно уверены в том, что планирование – функция финансово-экономической службы, и чаще всего относятся к внедрению бюджетирования, как к попытке ФЭС переложить свои обязанности на других. Если их не переубедить, не стоит надеяться на получение полного пакета функциональных бюджетов в нужные сроки – тут и регламент не поможет. Одни руководители просто забудут о том, что им нужно было что-то запланировать, а другие подготовят свои бюджеты, но для галочки – не заботясь о качестве и точности планов.

Позиционирование системы бюджетирования

Позиционируйте новую систему бюджетирования как инициативу руководства, решение, необходимое для успешного функционирования и развития компании. Рассказывая о ней, обязательно остановитесь на том, какие преимущества получат подразделения, как изменится система мотивации и оплаты труда их руководителей. Не забудьте упомянуть и о санкциях за неисполнение бюджетных показателей или нарушение процедуры планирования.

В ходе обучения участников бюджетного процесса будет полезно совмещать презентации с практическими занятиями. Дайте сотрудникам возможность попробовать самостоятельно составить бюджет. Такая подготовка поможет им понять и оценить, какие именно формы особенно трудны для заполнения. Не исключено, что впоследствии также понадобится провести дополнительное обучение сотрудников или упростить саму модель.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно правильно позиционировать систему бюджетирования. Ее внедрение - это не каприз финансового директора, а инициатива акционеров компании или ее генерального директора. Необходимо организовать встречу генерального директора со всеми ключевыми участниками бюджетного процесса (руководителями производственных и функциональных подразделений, сотрудниками планово-экономического отдела), раскрыть важность новой системы планирования, уточнить ее задачи. О чем еще стоит рассказать в рамках такой встречи:

  • причины создания системы бюджетирования. Например, компания развивается и ей необходимы новые инструменты управления;
  • распределение функций. Хорошо начать с перечисления всех служб, вовлеченных в процесс бюджетирования, а затем перейти к тому, какие функции они будут выполнять(без деталей, только основная информация). Например, упомянуть, что служба сбыта планирует объем продаж и свои административные расходы. Производственные подразделения – заработную плату своих сотрудников и затраты на приобретение материалов для производства;
  • разделение ответственности и система мотивации. Довести до участников бюджетного процесса информацию о том, за какие показатели они будут отвечать. Например, начальники производственных служб – за сумму затрат подразделений, руководители филиалов – за прибыль по своему филиалу и т. п. Рассказать об изменении системы мотивации, зависимости дохода от исполнения этих показателей. Необходимо остановиться на связи системы бюджетирования с текущей деятельностью, например, упомянуть, что прием новых сотрудников будет возможен только в случае, если вакансия запланирована в бюджете расходов на оплату труда. В заключение стоит обратить внимание на санкции за некачественное планирование, несвоевременную передачу данных в планово-экономический отдел, а также на ответственность за неисполнение бюджетных показателей.

Одной встречи с сотрудниками будет недостаточно, ведь им может потребоваться помощь и в ходе планирования. В небольших и средних организациях для координации и поддержки бюджетного процесса выделяют сотрудника планово-экономического отдела, в крупных компаниях и холдингах создают центр компетенции по системе бюджетирования в рамках финансово-экономической службы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль