«Текущие ставки банковского финансирования в размере 25 - 30% не сможет отработать ни один торговый бизнес»

1884
Стручков Игорь
финансовый директор Группы компаний «МАГ-Спортив»

«Текущие ставки  банковского финансирования в размере 25 - 30% не сможет отработать ни один торговый бизнес»

Игорь Стручков, финансовый директор Группы компаний «МАГ-Спортив» 


- Падение спроса, рост цен на сырье, повышение процентных ставок по кредитам, увеличение просроченной дебиторки – эти факторы заставили многие компании изменить свою внутреннюю политику и направления в работе с поставщиками и клиентами. У вас что-то поменялось?

-   Текущий кризис в России – это, прежде всего, кризис снижения покупательского платежеспособного спроса. Если в 2009 году спрос и, соответственно, продажи в основных сегментах ритейла непродовольственных товаров (бытовая техника, компьютеры, автомобили, мебель и т.д.) снизился на 20 - 30%, то в 2015 году мы ожидаем сжатия спроса, а значит и продаж в этих сегментах на 40 - 50%.  Наш неоптимистичный прогноз связан с внешними ограничениями на фондирование российской экономики и текущей политики ЦБ РФ. 

Нашей Группе компаний в определенной степени повезло с тем, что антикризисные мероприятия у нас начались не в 4-м квартале 2014 года, как у большинства компаний, а уже во 2-м. В марте – мае 2014 года нам не удалось пролонгировать долговое финансирование в Сбербанке. В итоге перед началом высокого сезона продаж велосипедов (это доминирующая товарная группа в нашем товарном ассортименте), когда любая торговая компания  увеличивает оборотные средства, мы были вынуждены отвлечь значительную их часть (80 млн рублей) на погашение кредитной линии Сбербанка. Частично рефинансировать кредитный портфель в других банках удалось только в конце июня 2014 года.

При возникшем дефиците оборотных средств  перераспределили их в пользу розничного канала сбыта. Это 4 магазина в Москве и интернет-магазин федерального масштаба с покупателями от Калининграда до Владивостока. В результате продажи 2014 года в оптовом канале (дистрибуции) снизились  на 30% по сравнению с 2013 годом, зато в розничном канале продажи 2014 года превзошли прошлогодние показатели.

Вынужденное уменьшение товарного предложения в канале дистрибуции позволило нам перейти на жестко-консервативную кредитную политику в отношении дилеров с отгрузкой товара только по предоплате. К концу 2014 года и на сегодняшний момент у нас отсутствует просроченная дебиторская задолженность. На 2015 год решено оставить кредитную политику на том же консервативном уровне.

- Проблема импортозамещения не обошла стороной?

- Наша Группа компаний занимается дистрибуцией и ритейлом спортивного оборудования: велосипеды, фитнес-тренажеры, инвентарь для зимних видов спорта, аксессуаров и одежды. В канале дистрибуции вся продукция являются импортной, в рознице на импортные товары приходится примерно 75 - 80%  продаж.

 Основная проблема каждой торговой компании с импортным ассортиментом в 2015 году – рост рублевой себестоимости продукции, связанный с девальвацией курса  рубля к доллару и евро на 97% и 67% соответственно.  Мы понимаем  бесперспективность и невозможность линейной трансляции на покупателей  возросших закупочных цен на импортные товары.

- Какие меры антикризисного управления применяете?

-   Первый и самый основной пункт нашей антикризисной программы – повышение среднего рублевого чека на велосипеды в 2015 году «всего на» 20%:  если в 2014 году средняя розничная цена на велосипед  у нас составила 25 тысяч рублей  (ценовое позиционирование нашей Группы – средний и премиальный ценовые сегменты), то на 2015 год мы запланировали ее в размере 30 тысяч рублей. Для обеспечения такого сверхнизкого (по сравнению с приростом курса доллара и евро)  прироста среднего рублевого чека без потери маржинальности валовой прибыли, мы запланировали «двойную программу импортозамещения».   Наряду с увеличением с 10% до 30 - 40% доли в товарном ассортименте российских велосипедных брендов (Forward, Stels, Focus, Stinger) мы решили запустить отверточную сборку ведущих импортных брендов (Cube, Kross) на заводе «Велобалт» в Калининграде. В связи с налоговыми льготами лицензионная сборка велосипедов в Калининграде  даст экономию в себестоимости велосипедов разных моделей от 22 до 30%.

Второй пункт антикризисной программы сформировался  во многом благодаря произошедшему во 2-м квартале 2014 года сбою в банковском финансировании. Для реализации стабильного долгосрочного развития Группы с горизонтом до 2020 года в мае-июле 2014 - го мы разработали финансовую модель и подготовили бизнес-план для привлечения инвестиций в капитал Группы в диапазоне от 5 до 15 миллионов евро.

Сильная девальвация рубля в 4-м квартале 2014 года парализовала интерес практически всех инвесторов к рискам в российских проектах. Но в текущее время после восстановления цен на нефть, начала политической стабилизации в восточной Украине, февральского укрепления рубля к доллару и евро, интерес инвесторов к российским  проектам быстро восстанавливается. Каждую неделю мы проводим по 2-3 встречи с инвестфондами и частными фондами. На текущий момент подписано более 10 NDA (соглашение Группы с инвестфондом о неразглашении конфиденциальной информации),  с одним из фондов уже находимся на стадии обсуждения Term Sheet (предварительных условий сделки по финансированию).  Надеемся в бижайшие 1-2 месяца пройти все необходимые формальности (due diligence в том числе) и получить инвестиции в мае-июне 2015 года.

- В результате перераспределения доли в товарном ассортименте в пользу отечественных производителей длина операционного цикла сократилась?

-   Да, конечно. При замещении импортного бренда отечественным выигрывается интервал операционного цикла, связанный с доставкой импортного товара со склада вендора на дистрибуторский склад в Москве. В нашем случае этот интервал занимает  2~3 недели.  При среднегодовом периоде оборачиваемости складских запасов Группы в 70~80 дней  импортозамещение даст прирост оборотных средств, а значит и среднего стока, на 17,5 ~ 30% = (14дней ~ 21дней) / (70дней ~ 80дней). Оборачивая этот прирост оборотных средств (дополнительный складской запас) в 4,6 – 5,2 раз в год = 365 / (70дней ~ 80дней), мы получим прирост годовой себестоимости продаж в размере 80% ~ 156% = (17,5% ~ 30%) / (4,6 ~ 5,2). Практически удвоение годового объема продаж (по себестоимости = COGS) при 100%-м импортозамещении. В нашем случае, когда мы планируем осуществить импортозамещение на 20 ~ 30%, продажи по себестоимости  возрастут на 16 ~ 46%.  

Важно для  оценки изменения валовой прибыли при импортозамещении не забыть  умножить прирост товарооборота на снижение торговой наценки участков импорт + дистрибуция. В нашем случае дистрибуторская наценка составляет 20 ~ 25%, так что мультипликатор прироста валовой прибыли составит:  { (1+16%) ~ (1+46%)} * {(1-20%) ~ (1-25%)} =  0,9 ~ 1,17.

Это означает, что увеличение доли импортозамещения сверх 20 ~ 30% даст  дополнительный прирост валовой прибыли.   Проблема только в отсутствии качественных отечественных брендов для полного импортозамещения.

- Сейчас банки неохотно дают корпоративные кредиты, а в некоторых случаях поднимают ставки по ранее выданным. Приходится искать альтернативные источники финансирования. Стоит ли вопрос диверсификации источников финансирования перед вашей Группой?

- Текущие ставки  банковского финансирования в размере 25 - 30% не сможет отработать ни один мне известный торговый бизнес.  Компании продолжают держать в своих кредитных портфелях такие дорогие источники от безвыходности ситуации, но постепенно будут избавляться от них параллельно с уменьшением потребности в оборотных средствах при снижающемся потребительском спросе.  В планы нашей Группы входит 100% погашение дорогих банковских кредитов после привлечения инвестиций в Капитал, о котором я рассказал ранее.

Есть еще один выход из ситуации сверхдорогого текущего банковского финансирования.  Если у вас или ваших знакомых партнеров есть качественный залог в виде земли или недвижимости, лучше привлечь под эти активы банковские гарантии и аккредитивы и финансировать оборотные средства ими по ставке всего 2,5 – 5% годовых.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль