«Наша стратегическая задача – удерживать цену билета вне зависимости от колебаний курса валют»

931
Голоушкина Ирина
финансовый директор киносети «Синема парк»
Рост кинотеатральной отрасли имеет тенденцию к замедлению. Уже охваченная аудитория зрителей почти не увеличивается и только распределяется при появлении новых мультиплексов. Чтобы обеспечить рост выручки, киносеть «Синема Парк» делает упор на уровень сервиса, управление контентом и операционную эффективность.

«Наша стратегическая задача – удерживать цену билета вне зависимости от колебаний курса валют»— Как вы оцениваете долю компании на рынке?

Рост кинотеатральной отрасли имеет тенденцию к замедлению. Уже охваченная аудитория зрителей почти не увеличивается и только распределяется при появлении новых мультиплексов. Чтобы обеспечить рост выручки, киносеть «Синема Парк» делает упор на уровень сервиса, управление контентом и операционную эффективность.

— У киносетей два рыночных показателя — доля по количеству экранов и по бокс-офису (сумма кассовых сборов. — Прим. ред.). На 1 июля 2014 года всего в России насчитывалось более 3600 коммерческих экранов, из них 281 принадлежит объединенной сети «Синема Парк». Компания занимает 7,8 процента рынка и по этому показателю является безусловным лидером отрасли. Особенность российского рынка состоит в том, что он деконсолидирован. К слову, на долю первой десятки киносетей приходится лишь 43 процента экранов. Тогда как остальные 57 процентов распределены между локальными игроками и небольшими киносетями.

Второй рыночный показатель — доля по бокс-офису — равен 13,5 процента. Таким образом, на каждый на наш экран условно приходится больше выручки, чем составляет его доля на рынке. Это свидетельствует о высокой эффективности работы сети.

Существует также показатель Power Ratio — отношение доли бокс-офиса к доле проданных билетов. Он отражает реальную ситуацию — как хорошо сеть может себя монетизировать, какой сервис она предоставляет, какой объем зрителей привлекает и т. д. Но его расчет вы нигде не встретите, так как эти данные считаются коммерческой тайной. Тем не менее игроки рынка примерно знают цифры друг друга. Данный показатель у «Синема Парка» составляет 1,4 и, по нашим оценкам, является самым высоким на рынке.

ДОСЬЕ КОМПАНИИ

ЗАО «Синема парк»

Год открытия первого кинотеатра: 2004.

Ключевые факты: сеть «Синема Парк» является лидером отрасли и состоит из 30 кинотеатров с цифровыми залами в 18 городах России. Компания занимает первое место по количеству экранов и совокупным кассовым сборам. Крупнейший в Европе партнер корпорации IMAX® (16 кинозалов) и эксклюзивный представитель формата 4DX™ в России. Впервые в мире запустили зал премиального формата LUXE: A RealD Experience в Санкт-Петербурге.

— Насколько успешным для компании был 2013 год? Каких результатов планируете достичь в 2014-м?

— Прошлый год стал весьма удачным — бокс-офис по сравнению с 2012 годом вырос на 11 процентов до 6,1 млрд рублей.

Результаты первого полугодия 2014 года были чуть ниже ожиданий, которые закладывались в бюджет. Часть контента, вышедшая во втором квартале, оказалась слабее, чем мы прогнозировали. Несколько релизов было перенесено на второе полугодие, и в связи с этим часть планируемой выручки сместилась по времени. Так что в целом в 2014 году мы планируем прирост по бокс-офису на 5 процентов к 2013 году.

— Темп роста по данному показателю снизился по сравнению с прошлым периодом. С чем это связано?

— В частности, с тем, что компания старается сохранять на прежнем уровне цену билета, несмотря на колебания курсов валюты. Так, за первое полугодие 2014 года средняя стоимость билета на рынке увеличилась на 5,9 процента. Аналогичный показатель «Синема Парка» вырос только на 2 процента и то в связи с переходом части зрителей в премиальные залы. Возникающие в итоге расходы компания сознательно принимает на себя, по возможности компенсируя их за счет сокращения внутренних издержек. Данный момент важен, поскольку помогает в решении стратегической задачи «Синема Парка» — увеличить лояльное ядро аудитории кинотеатра. Мы хотим, чтобы доля зрителей, которые остаются постоянными гостями сети вне зависимости от таких факторов, как территориальное расположение, формат и время сеанса, выросла с 40–50 процентов до 60–70 процентов. Поэтому на данном этапе для удержания цены билета на прежнем уровне компания готова даже частично жертвовать своей маржой.

Кроме того, столь бурный рост бокс-офиса в прошлом году стал неожиданным для отрасли. Такой эффект был вызван выходом двух крупных российских блокбастеров «Легенда-17» и «Сталинград», которые просто взорвали рынок. В текущем году такого сильного контента не ожидается.

СПРАВКА ОБ АBТОРЕ

Ирина Голоушкина, финансовый директор киносети «Синема парк»

Образование: окончила с отличием Сыктывкарский государственный университет в 2001 году по специальности «финансы и кредит». В 2003 году подтвердила свой диплом в International Institute of Management LINK, UK по специальности «Financial management». В 2009 году получила степень МВА в Международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» по специальности «Стратегический менеджмент».

Карьера: c 2008 по 2013 год работала в крупнейшем медийном холдинге «ПрофМедиа» на позициях заместителя вице-президента по финансам и директора департамента контроллинга. В 2006–2008 годах работала в управляющей компании «Корпорации Уралсиб» на позиции заместителя руководителя департамента контроллинга и в Объединенной промышленной корпорации (ОПК) на позиции руководителя отдела департамента риска и контроллинга инвестиционных проектов. С 2003 по 2006 год была финансовым директором отдельных бизнес-направлений инвестиционно-строительного холдинга «Империо Групп».

— Расскажите о наиболее значимых реализованных проектах, способствующих росту компании.

— Их несколько. В апреле прошлого года мы открыли наш 30-й кинотеатр в Калининграде, в котором заработало сразу девять залов. За счет этого удалось обеспечить органическое развитие и выполнить целевые показатели, увеличив количество залов до 281.

В конце 2013 года были открыты два новых зала формата 4DX. Это показ с дополнительными эффектами к фильму, такими как дым, капли дождя, ветер, запахи, молния с одновременным движением кресел по время показа фильма. Благодаря им зритель получает другие эмоции, то есть становится соучастником происходящего на экране.

Также мы завершили масштабный проект по замене пленочных проекторов цифровыми. За счет этого удалось существенно улучшить качество воспроизводимой на экране картинки.

— Какие риски наиболее актуальны для вас?

— Существенный блок расходов выражен не в рублях, поэтому у компании высокие валютные риски. Однако, несмотря на рост валютных издержек, мы планируем завершить текущий год с не меньшей маржинальностью, чем предыдущий. На данный момент она составляет порядка 24 процентов по EBITDA и наша ключевая задача ее сохранить и по возможности увеличить. Достичь этого поможет ряд реализуемых сейчас в компании мероприятий, направленных на повышение операционной эффективности. Одно из них — централизация бухгалтерского учета и отчетности. Сейчас численность персонала, занимающегося учетом и отчетностью, составляет 66 человек. Большинство из них рассредоточено по регионам, поскольку компания имеет филиальную структуру и обязана сдавать отчетность на местах. В сентябре этого года «Синема Парк» подала документы на государственную перерегистрацию филиалов в обособленные подразделения. Это даст возможность централизовать функцию. После реструктуризации штат нового департамента сократится на 30 сотрудников. Данное подразделение будет состоять из шести групп, сформированных по следующим блокам: имущественный учет, учет товаров и выручки, учет зарплаты, учет расчетов с дистрибьюторами, учет расчетов с контрагентами и сдача отчетности. Часть групп будет сразу выведена в регионы, остальные останутся в Москве, пока не возникнет необходимость их перевода. Благодаря этому проекту только на финансовой функции мы сможем сэкономить 40 процентов расходов на оплату труда, а также обеспечить более качественный учет и сокращение сроков закрытия периода. Проект стартовал в сентябре, и декабрьскую отчетность мы планируем закрыть уже в централизованной бухгалтерии.

Что касается других мероприятий, то с прошлого года компания полностью перешла на тендерные процедуры работы с поставщиками. Причем тендеры проводятся не по регионам, как это было прежде, а централизованно для всей сети. Получая весь объем от «Синема Парка», контрагенты могут предложить снижение цены за счет увеличения масштаба заказа. Это позволяет на 10–15 процентов сократить расходы компании на закупку товаров и услуг, сохранив их высокое качество.

— Как построен процесс бюджетирования и формирования отчетности компании?

— Бизнес-план и стратегия формируются на пять лет. В августе мы приступаем к обсуждению ситуации на рынке и необходимых стратегических мероприятий. В сентябре формируем пул необходимых инициатив, а в октябре их обсчитываем. Далее, в ноябре, включаем их в часть бюджета на следующий год, так как они обычно нацелены не на один год. В течение ноября составляется годовой бюджет компании, который утверждается до середины декабря на совете директоров одновременно с бизнес-планом на пять лет и стратегическими мероприятиями. В 2014 году в компании как раз пересматривается пятилетний план.

Что касается отчетности, то РСБУ мы закрываем 10-го числа каждого месяца. Кроме того, ежемесячно формируем промежуточную отчетность по МСФО, а также пересматриваем бюджет и составляем расширенный прогноз до конца года. Это позволяет оперативно и гибко реагировать на внешние события.

Годовую отчетность по РСБУ закрываем в конце января, а 5 марта выпускаем консолидированную книгу аудированной отчетности по МСФО.

— В чем, по вашему мнению, будут состоять задачи финансового блока компании в ближайшем будущем?

— Ключевые задачи финансового блока совпадают со стратегическими целями компании — рост стоимости бизнеса и рост коэффициента рентабельности инвестированного капитала (ROIC). Драйвером решения обеих задач является рост операционной эффективности. В связи с этим на 2015 год финансовым блоком запланированы следующие проекты.

Во-первых, это переход на более новую версию Microsoft Dynamics AX, поскольку мы испытываем недостаток функционала в прежней версии системы. В итоге получим автоматизацию четырех блоков — учета, который уже реализован и будет перенесен в новую систему, бюджетирования, CRM и управления ассортиментной политикой.

Во-вторых, сокращение стоимости функций. Хотим разложить функции на отдельные процессы, проанализировать их, определить стоимость каждой и попытаться ее снизить.

В-третьих, разработка и внедрение контентной модели. Этот проект реализуется финансовым блоком совместно с департаментом кинопроката. Поясню, в чем смысл модели. Основными драйверами планирования для кинопроката являются количество проданных билетов и средняя цена одного из них. Однако мы пришли к выводу, что этих показателей для достоверной оценки прогнозной выручки недостаточно. У нас есть план выхода релизов на следующий год, информация об открытых залах и огромный массив данных о контенте и проданных билетах, накопленный за 10 лет с момента открытия первого мультиплекса. Применив сложную математическую модель, мы сможем интерпретировать имеющиеся у нас сведения и более корректно спрогнозировать показатели при формировании бюджета на предстоящий период. Это даст нам серьезное преимущество на рынке, возможность более точно прогнозировать бокс-офис и позволит повысить качество нашей работы. Ведь чем ближе факт к плану, тем лучше управляемость компании.

ЛИЧНЫЕ ТЕМЫ

Часто в кино ходите?
Очень люблю кино и в кинотеатр хожу минимум раз в неделю с моей семьей.

У вас есть хобби?
Увлекаюсь современным искусством. Нравится все, что связано с творчеством. Даже работа финансиста — это творчество, только с цифрами.

Сколько длится ваш рабочий день?
В среднем 10–11 часов. Секрет успешности — это функция трудолюбия, а также высокая вовлеченность в дело, которым занимаешься.

Как, на ваш взгляд, трансформируется отрасль через 10 лет?
В ближайшей перспективе нас ожидает консолидация сетей, а также появление новых форматов досуга в кинотеатрах.

«Наша стратегическая задача – удерживать цену билета вне зависимости от колебаний курса валют»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль