«Ежемесячно мы готовим отчеты о прибылях и убытках по каждой из 931 аптек сети»

913
Ступак Сергей
финансовый директор аптечной сети «Ригла»
Относительно недавно крупные федеральные аптечные сети пострадали в результате изменения в законодательстве — используемый ими ЕНВД попал под запрет, что вынудило сетевых игроков переводить аптеки на общую систему налогообложения. При этом во многих регионах местные крупные сети, используя несовершенство законодательства, продолжают использовать льготный режим, а значит, федеральным сетям приходится бороться за покупателей в неравных условиях.

«Ежемесячно мы готовим отчеты о прибылях и убытках по каждой из 931 аптек сети»Известия о смене контролирующих акционеров в аптечной сети «36,6», третьей по величине бизнеса на рынке, заинтересовали многих в бизнес-сообществе. «Финансовый директор» решил узнать, действительно ли торговля лекарствами на грани выживания. Об этом мы решили поговорить с Сергеем Ступаком, финансовым директором аптечной сети «Ригла», которая лидирует на рынке розничных продаж лекарственных средств.

— Не так давно ОАО «36,6» сменило акционеров. Ожидает ли ваша компания изменений на рынке, будете ли учитывать это в бюджете на следующий год?

— Рынок розничной торговли лекарственными средствами достаточно специфичен. Несмотря на то что на нем есть крупные аптечные сети, заметные лидеры в сегменте, консолидация крайне слабая. На долю крупнейших ритейлеров приходится очень небольшая доля рынка, пятерка лидеров занимает менее 10 процентов (рейтинг аптечных сетей IMS Health на 01.07.13. — Прим. ред.). «Ригла» занимает первое место, однако мы контролируем всего 2,85 процента рынка. На втором месте — «А5», «36,6» занимает третье место. Поэтому заметной борьбы между крупными сетями не ощущается.

Досье компании

Аптечная сеть «Ригла»

Год основания: 2001.

Сфера деятельности: «Ригла» — розничный сегмент бизнеса ГК «Протек», одного из крупнейших дистрибьюторов фармрынка.

Факты: сеть насчитывает 931 аптеку (данные на середину октября 2013 года), численность персонала — около 6000 человек. Объем выручки — 9,55 млрд рублей (по результатам первого полугодия 2013 года, данные аудированной отчетности по МСФО сегмента «Розница» ГК «Протек»).

Конкуренция на рынке своеобразная — каждой аптеке приходится бороться «на месте», с точками, расположенными поблизости, в большинстве случаев не с федеральными сетевыми аптеками. А вот в секторе дистрибуции лекарств ситуация обратная — пять крупных игроков контролируют более 50 процентов рынка. Конкуренция там жесткая, поскольку аптечные сети покупают товары у дистрибьюторов через торги. А дистрибьюторы вынуждены предлагать хорошие условия своим поставщикам и жестко контролировать издержки.

— Конкурировать с локальными игроками можно только ценой?

— Не совсем так. Раз в год и мы, и независимые агентства проводим исследования и опросы, определяя покупательские предпочтения. В первую очередь для покупателя важно место расположения аптеки. На втором месте ассортимент, и только на третьем — цена. Хотя в предыдущем исследовании цена фигурировала в списке приоритетов покупателей на втором месте. Но место расположения аптеки в опросах лидирует всегда.

Ключевые для потребителей факторы компания обязана учитывать, прежде всего, при открытии новых аптек. Наибольшее внимание, конечно, уделяется подбору помещения: трафику, то есть среднему количеству человек, проходящих мимо потенциальной аптеки, местоположению — ее удаленности от центральных улиц, а также наличию конкурентов поблизости и их ценовой политике.

Персона

Сергей Ступак, финансовый директор ООО «Ригла»

Образование: окончил Ярославскую высшую военно-финансовую академию по специальности экономист в 1995  году.

Карьера:работал в Центральном вычислительном центре Минобороны. В 2001 году перешел в ГК «Протек» на должность руководителя группы внутреннего аудита. В 2004 году занял пост главного бухгалтера ООО «Ригла», а с 2008 года стал финансовым директором компании.

— А как быть, если рядом с существующей аптекой возник конкурент с более выгодными для покупателя условиями?

— Учитывая изменения среды локального рынка, зачастую аптеки приходится переформатировать. У группы «Протек», куда входит «Ригла», также есть еще один аптечный бренд — «Будь здоров!», торговые точки этой сети работают в дискаунт-формате. Поэтому мы можем пользоваться следующим приемом: если у нас была аптека среднего ценового сегмента «Ригла», а неподалеку открывается конкурент-дискаунтер, мы переводим свою торговую точку в аналогичный формат. Процедура отработана, для этого финансовый департамент готовит технико-экономическое обоснование, где рассчитывается эффективность смены формата. В стоимость ребрендинга включаются затраты на переоформление аптеки: замена оборудования, вывески, корректировка наценки на товары, поскольку у дискаунтера она совсем иная. При этом учитывается и уровень операционных расходов, поскольку ряд опций у дискаунтера, по сравнению со стандартной аптекой, отсутствует. Например, формат торговли у «Риглы» предполагает расходы на охрану, потери товара, связанные с открытой выкладкой. Ну и, конечно, контролируем период окупаемости. Мы считаем, что перевод аптеки в другой формат эффективен, если затраты окупаются за год.

Но ребрендинг — это не единственный возможный вариант реакции на снижение выручки аптеки. Можно скорректировать расходную или же пересмотреть доходную часть. Например, оптимизировать торговые площади, чтобы уменьшить арендную плату или сдать в субаренду излишки. При этом снижение доходности аптеки мы определяем достаточно быстро. Финансовый департамент «Риглы» ежемесячно готовит отчет о прибылях и убытках по каждой аптеке сети, которая на середину октября насчитывала 931 торговую точку. А основные контрольные показатели для аптек — валовая доходность и издержки на квадратный метр, нормативы по которым закреплены во внутренних документах — анализируются поквартально.

— С июля 2013 года врачи выписывают не конкретные лекарства, а МНН*. На розничной торговле препаратами это как-то отразилось?

— С точки зрения аптечных продаж практически ничего не поменялось. У нас почти для каждого МНН есть по несколько препаратов в разных ценовых категориях. Поэтому мы можем предложить покупателям те позиции, которые его устраивают. Некоторые считают, что покупатели будут экономить и покупать препараты за меньшую цену. Однако, как показывают исследования, потребители переходят в более дорогой сегмент лекарств. Растет средняя стоимость чека, средняя стоимость единицы товара. И хотя с момента изменения правил в выписке рецептов прошло немного времени, думаю, это не отразится на бизнесе.

* С 01.07.13 врачи не имеют права выписывать конкретные лекарственные средства, в рецепте указано только МНН (международное непатентованное наименование) — уникальное наименование действующего вещества лекарственного средства.

 

— Какие риски наиболее актуальны для вашего бизнеса и какое влияние оказывает на него госрегулирование?

— Для аптечной сети самым существенным остается инвестиционный риск, то есть неоправданные инвестиции в открытие аптеки. Что же касается госрегулирования, то компания принимает те правила, которые устанавливает государство. При подготовке стратегического бюджета на несколько лет рисков, связанных с существенными изменениями правил игры на рынке, мы не предполагаем. Кроме того, эти риски действуют, как правило, на весь рынок, поэтому реакция у всех игроков чаще всего примерно одинакова. Наибольшее потрясение для бизнеса произошло несколько лет назад, когда аптекам запретили применять режим ЕНВД и заставили переводить все на общую систему налогообложения. Это был ощутимый удар по эффективности бизнеса — существенно увеличилась налоговая нагрузка, да и финансовой службе пришлось перестраиваться, специалистам — переучиваться. Пришлось реформировать ИТ-блок, а также пройти массу камеральных проверок, поскольку практически все юрлица возмещали налог из бюджета.

— Насколько закредитован бизнес?

— Последние несколько лет «Ригла» в заемных средствах не нуждается, развиваемся на внутренний капитал. Ранее мы пользовались средствами материнской компании, были и банковские кредиты на сделки M&A — покупали нескольких региональных игроков. С долгами по банковским кредитам успешно расплатились. За последние два года коммерческий блок совместно с финансовым провели существенную работу по оптимизации размера рабочего капитала и улучшению процедур управления. Так удалось освободить порядка полумиллиарда рублей, что позволяет реализовывать наш внутренний проект «Органика» на собственные средства.

— А в чем смысл этого проекта?

— Его суть в органическом развитии нашей сети аптек. В планах на 2012–2013 годы мы определили цель — существенно нарастить темпы открытия аптек. Так, если в 2010 и 2011 годах сеть приросла на 70 и 46 аптек соответственно, то в 2012 году прирост составил 110, а по итогам 9 месяцев 2013 года — 120 аптек. Под этот проект менялась структура компании и многие бизнес-процессы. С конца 2011 года качественно пересмотрели подходы к открытию аптек, удалось на 35 процентов сократить инвестиции на открытие одной аптеки за счет унификации стандартов оборудования аптеки и подбора сетевых поставщиков.

Параллельно проект предполагает ограничение роста затрат вместе с увеличением объема бизнеса. Запустили тендерную интернет-площадку, что дало хороший результат — среднее снижение цен составило 20 процентов. Тендеры проводились и ранее, однако с переходом на принцип проведения онлайн-тендеров мы получили хороший приток качественных подрядчиков, чаще стали побеждать в тендерах поставщики из регионов, что повлияло на стоимость услуг. Кроме того, за счет активного наращивания количества торговых точек поставщики стали предлагать более выгодные условия работы, и мы получили дополнительное снижение цен от 10 до 15 процентов.

А еще в прошлом году часть финансового департамента перевели в другой регион. Это не общий центр обслуживания в полном смысле, мы отделили часть функций финансового департамента и передали их из московского офиса. Благодаря этому затраты удалось снизить в два раза, прежде всего за счет ФОТ, отчислений с него, а также арендных платежей. Куда именно, говорить не буду, чтобы не помогать конкурентам.

— Каким вам видится бизнес через несколько лет?

— В нескольких крупных аптеках мы внедрили роботов, которые заменяют ручные операции по приему и продаже товаров. Пока роботизированная аптека, скорее, тестовая модель. Оборудование стоит недешево, обслуживание также требует значительных затрат. Но мы стараемся оценить эффективность модели на будущее, через несколько лет, думаю, технология получит значительно большее распространение. Также выделю постепенное развитие ДМС и сопутствующих ему сервисов. В ряде стран лекарства пациенты в аптеках не покупают, а получают по страховке. В России такая опция уже существует, но пока она практически не развита. Будущее за этой моделью, мы к этому рано или поздно придем.

Личные темы

В конкурирующие аптеки заходите? Сравниваете качество обслуживания, уровень цен?
Конечно, из профессионального интереса. Это как в спорте: чтобы понимать, где ты находишься и как хорошо делаешь свое дело, нужно сравнивать результаты с лучшими примерами, изучать их и применять к себе все, что подходит.

На работе много времени проводите?
Мой рабочий день начинается в 9.00 и заканчивается, как правило, около 21.00. Но есть правило: суббота и воскресенье — для семьи.

Чему бы хотели научиться в ближайшем будущем?
Я не сторонник концепции «вечного студента», когда люди стремятся получить несколько высших образований. Может, это кому-то покажется странным, но я предпочитаю учиться по ходу работы тому, что от меня требуется в данный момент.

Финансистом в какой отрасли вам хотелось бы поработать?
Пока не думал об этом.

«Ежемесячно мы готовим отчеты о прибылях и убытках по каждой из 931 аптек сети»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль