Мозговой штурм: шесть эффективных правил

4933
Долина Ольга
руководитель HR-отдела компании Area Job
Мозговой штурм обычно проводится для генерации творческих и бизнес-идей или решения различных рабочих задач. Есть проверенные методы мозгового штурма и шесть важных правил, соблюдая которые можно быстро найти верное решение в групповой дискуссии.

Правило № 1. Создайте комфортную рабочую обстановку

Среди советов о том, как провести мозговой штурм, нередко встречаются предложения собраться заранее сформированной фокус группой из 4-10 человек, желательно поздно вечером или ночью. Приглушить свет или зажечь Мозговой штурм: шесть эффективных правилсвечи в том помещении, где проходит собрание. Разрешается даже выпить немного, чтобы расслабиться. Между тем, мозговой штурм может проходить и в совершенно ином формате. К примеру, креативная группа может сформироваться сама собой. В любом коллективе есть так называемое «ядро» – самые активные, творческие люди, формальные и неформальные лидеры. Именно их обычно и привлекают к групповой дискуссии. А раскрепощенную атмосферу можно организовать и без участия спиртных напитков, например, можно заварить хороший чай, купить свежую выпечку. В дружеской атмосфере чаепития можно очень продуктивно пообщаться на выбранную для мозгового штурма тематику.

Правило № 2. Забудьте об иерархии во время мозгового штурма

Мозговой штурм как творческий процесс может включать в себя элементы игры. Например, для того чтобы участники временно забыли об иерархии и вырвались из привычных рамок, надо отменить обращение на «вы». Каждый может выбрать себе псевдоним, и все остальные на протяжении мозгового штурма должны обращаться к нему только так. В идеале восприятие участника фокус группой должно приблизиться к восприятию ребенка - подсознание раскрепоститься. Во время мозгового штурма не возбраняется рисовать у себя на листочке или в блокноте, негромко слушать музыку, передвигаться по кабинету, чертить что-то на маркерной доске и так далее.

Правило №3. Назначьте модератора мозгового штурма

Мозговой штурм нельзя затягивать, превращать в совещание, как и нельзя пускать все на самотек, иначе совещание превратится в банальные посиделки. Для поддержания нужной атмосферы необходимо исподволь управлять процессом. Поэтому модератор мозгового штурма должен обладать хорошим чувством юмора и находчивостью, чтобы время от времени подстегивать участников остроумными фразами, весело комментировать идеи, давать им нужное развитие. Это поможет людям «не закисать», предлагать новые мысли, подхватывать идеи друг друга. Иногда этому процессу мешает смущение, боязнь показаться смешным и некомпетентным, сказать глупость. Задача модератора – разрядить атмосферу и по максимуму снять напряженность.

Важное замечание
Мозговой штурм должен проходить в условиях ограниченного времени, чтобы участники групповой дискуссии понимали: у них есть час-полтора, и за это время они должны сгенерировать свои идеи.

Правило № 4. Не допускайте критики

Лучше заранее повесить на доске соответствующее напоминание. Запрещены фразы, типа: «Да ну!», «Что за ерунда», «Это невозможно/ невыполнимо», «Ты с ума сошел?» и т.п. При этом поощряются все идеи, даже самые фантастические. Кстати, нередко бывает так, что рационально звучащая мысль в результате детального рассмотрения признается нежизнеспособной, а самая безумная версия берется за канву, к ней присоединяется другая, и все вместе составляет отличный замысел или дерево решений, которое в несколько измененном виде находит практическое применение.

Правило №5. Запишите идеи и вновь обсудите их через несколько дней

Ведущий групповой дискуссии должен записать абсолютно все идеи, пришедшие в голову участникам мозгового штурма, даже самые безумные. И неважно, сколько их – 40, 50 или 100. После того, как идеи собраны, они должны «отстояться». Фокус группа расходится по своим рабочим местам, а спустя пару-тройку дней вновь собирается, чтобы оценить реальную применимость предложенных задумок. Как правило, повторный мозговой штурм бывает эффективнее и психологически легче, чем первый.

На этом этапе можно провести своеобразное соревнование: записать в таблицу все возникшие ранее идеи и обсудить все их плюсы и минусы. Применимость оценивается по следующим параметрам:

  • можно ли воплотить идею в принципе;
  • в какое время ее можно воплотить;
  • сколько понадобится денег/ ресурсов;
  • не противоречит ли эта идея законам или моральным нормам, принятым в компании.

Побеждает та идея, которая набирает больше всего плюсов.

Правило № 6. Не используйте мозговой штурм для решения сложных задач

Не стоит решать слишком сложные и многоступенчатые вопросы с помощью мозгового штурма. Например, повышение рентабельности проекта – дело не одного шага и не одного дня, и групповая дискуссия здесь не поможет. Подобные сложные задачи нужно сначала разбить на подзадачи, а их – на еще более простые шаги, и так до тех пор, пока задача не станет максимально проста и обозрима в ближайшем будущем. Вот тогда уже можно креативить с помощью мозгового штурма.

Вам также будут интересны статьи:

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль