Как быстро и точно провести анализ финансово-экономической деятельности компании

36676
Николаев Игорь
финансовый директор ООО «Арлифт»
После того, как финансовый директор взял под контроль финансовые потоки компании, провел систематизацию краткосрочных обязательств и осуществил мероприятия по привлечению финансирования, самое время детально проанализировать деятельность компании в предыдущих периодах. Это позволит сформировать среднесрочную повестку дня и определиться с тем, какими делами надо заняться в первую очередь, а что можно отложить.

Все компании отличаются друг от друга, поэтому схема работы и приоритеты финансового директора также будут разными в зависимости от того, в какой организации он работает. Чтобы финансовый директор был максимально эффективен и в первую очередь занимался теми вопросами, которые действительно являются ключевыми для компании, необходимо провести финансовый анализ её деятельности. Этот процесс (его можно назвать операционным due diligence) в чем-то схож со стандартной процедурой due diligence, которая проводится при покупке бизнеса, но есть и существенные различия. Главным отличием операционного due diligence является то, что он проводится не с целью определения стоимости компании, а с тем, чтобы выявить наиболее слабые места в её финансовой политике и определить приоритеты деятельности финансового директора на ближайшую (1-2 года) перспективу.

В состав операционного due diligence входят следующие этапы:

  1. Анализ денежных потоков
  2. Анализ продаж и маржинального дохода
  3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
  4. Анализ накладных расходов
  5. Анализ товарных потоков
  6. Анализ кредитных и заёмных средств

Кратко рассмотрим цель каждого этапа.

Анализ денежных потоков. Этот этап является ключевым, так как денежные потоки, будучи зримым отражением практически всех хозяйственных операций компании, могут очень многое рассказать о выручке, затратах, инвестициях компании, привлечении кредитных ресурсов и т.д. На основе анализа денежных потоков финансовый директор должен выяснить следующие моменты:

  • Какие юрлица входят в структуру компании, и как организовано движение денежных средств между ними;
  • Какова ситуация с ликвидностью в компании: есть ли у компании подушка безопасности на счетах или все остатки постоянно сливаются в ноль;
  • Использует ли компания кредитные ресурсы (овердрафты, кредитные линии и т.д.), если да — как часто и на какие цели;
  • Испытывает ли компания колебания выручки в течение года (сезонность) и в течение каждого календарного месяца, если да — насколько сильны эти колебания и как компания с ними справляется;
  • Какова структура платежей компании, насколько она стабильна в течение длительного (до 1 года) периода времени.

Анализ продаж и маржинального дохода. Этот этап призван ответить на следующие вопросы:

  • Какова структура продаж компании — доля каждой группы товаров/услуг в общем объёме продаж, как эта структура изменилась за последние 6-12 месяцев;
  • Какова маржинальность каждой товарной группы, как она меняется с течением времени;
  • Как распределена выручка между различными сбытовыми подразделениями (филиалами) компании;
  • Какова ценовая политика компании, отличаются ли цены реализации различным категориям клиентов, практикуются ли скидки, ретро-бонусы и т.п.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности производится с целью выяснения следующих моментов:

  • На каких условиях компания закупает и продает товары и услуги;
  • Как реально исполняются договорные обязательства компании и ее контрагентов (с точки зрения соблюдения сроков оплаты);
  • Какова оборачиваемость дебиторки и кредиторки, кто кого реально финансирует — компания контрагентов или контрагенты компанию. Почему сложилась такая ситуация;
  • Есть ли у компании проблемная дебиторская задолженность, как она возникла, какие меры принимает компания по её взысканию.

Анализ накладных расходов важен с точки зрения:

  • Понимания финансовой устойчивости компании при снижении продаж;
  • Выявления структуры и динамики расходов;
  • Анализа эффективности осуществляемых расходов и возможностей по их снижению;
  • Анализа текущей налоговой политики компании, неиспользованных возможностей по снижению налогового бремени.

Анализ товарных потоков особенно актуален для торговых компаний, у которых значительная часть оборотного капитала инвестирована в товарные остатки. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Какова величина и структура товарных остатков;
  • Какова оборачиваемость склада в целом и по отдельным товарным группам в частности;
  • Есть ли на складе неликвидные товарные позиции, какие меры принимаются по их реализации;
  • За счёт чего финансируется склад: кредиторской задолженности поставщиков, кредитов банков, собственного капитала компании.

Анализ кредитных и заёмных средств позволяет выяснить:

  • Из каких источников компания черпает внешние ресурсы, какие продукты использует (банковские кредитные линии, овердрафты, лизинг, факторинг, целевое финансирование и т.д.);
  • Какова стоимость и сроки погашения кредитов и займов;
  • Какое обеспечение компания предоставляет под привлеченные кредиты, если ли обеспечение, пока не заложенное в банках, которое можно использовать для получения новых кредитов;
  • На какие цели и насколько эффективно были направлены кредитные ресурсы;
  • Соответствует ли стоимость кредитных ресурсов рентабельности компании;
  • Есть ли возможности по эффективной реструктуризации кредитного портфеля компании.

По итогам финансового due diligence финансовый директор должен определиться с перечнем срочных мероприятий, необходимых для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Это может быть:

  • Внедрение жёсткой системы бюджетирования;
  • Усиление контроля за расходами;
  • Внедрение более адекватной ценовой, кредитной политики;
  • Реструктуризация кредитного портфеля;
  • Реструктуризация всей компании и т.д.

Таким образом, финансовый due diligence — это важнейший этап процесса адаптации финансового директора в новой компании, после осуществления которого CFO определяет ключевые проблемные точки в деятельности организации и приступает к их устранению.

Другие блоги автора:

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль