Выход на зарубежные рынки: налоговый аспект

819
Шпак Андрей
Налоговый эксперт
По мере развития российской экономики все большее число отечественных компаний раздумывают о выходе на зарубежные рынки. Но, прежде чем принять такое решение, финансовой службе предстоит все тщательно просчитать и оценить налоговую нагрузку компании. Любая ошибка может привести к неправильной оценке рентабельности работы с зарубежными покупателями и вместо ожидаемой прибыли к убытку.

Выход на зарубежные рынки: налоговый аспект
Андрей Шпак, налоговый эксперт


Налоговая нагрузка может зависеть от множества факторов. В частности, от этих:

  • поставляете ли вы продукцию/услуги конечному покупателю, дистрибьютору или ведете деятельность через собственное дочернее предприятие;
  • каким образом российская компания планирует получать/репатриировать доходы (платежи за товар, услуги, пользование интеллектуальной собственностью, дивиденды);
  • требует ли взаимодействие с зарубежными покупателями физического присутствия на рынке ваших сотрудников.

Рассмотрим на примерах

Пример 1.   Поставка программного обеспечения, требующего минимальной доработки на месте, напрямую иностранному покупателю с оказанием послепродажного обслуживания без открытия дочернего предприятия.

Для того чтобы получить представление о вероятной налоговой нагрузке такой продажи, необходимо как минимум получить ответ на следующие вопросы:

  • Какие налоги согласно законодательству страны покупателя покупатель должен будет удержать с платежей в пользу российского продавца? Как правило, это может быть налог на доходы и НДС.  В некоторых случаях могут удерживаться страховые взносы.
  • Если налог по общему правилу применяется, то есть ли возможность получить освобождение? Например, от налога на доходы часто можно получить освобождение по договору об избежании двойного налогообложения, подписанному между Россией и соответствующей страной.
  • Если освобождение потенциально возможно, какова процедура его получения? В некоторых странах налог сначала удерживается, а затем необходимо отдельно получать возмещение такого налога.
  • В части иностранного НДС. Если налог удерживается, может ли покупатель его возместить или он фактически будет для него затратами?
  • Облагается ли такая поставка таможенными пошлинами или иными таможенными платежами для покупателя?
  • Облагается ли платеж российским НДС? Если не облагается, то какими будут последствия освобождения от НДС для компании-продавца, приводит ли это к потере части российского НДС, уплаченного поставщикам?
  • Если предполагаются визиты российских сотрудников в страну покупателя, как часто это будет происходить, и какие функции будут выполняться? Может ли такая деятельность привести к необходимости для российского продавца вставать на налоговый учет в стране покупателя или признанию наличия у него «постоянного представительства», что может привести к полному обложению доходов налогами в стране покупателя?
  • Существуют ли какие-либо ограничения или сложности с получением платежа в иностранной валюте?

Во многом аналогичные вопросы будут появляться при поставке товаров; правда в таком случае, большее значение приобретет размер и процедура взимания таможенных платежей, так как платежи за товары, как правило, не облагаются налогами у источника выплаты  (если только не предполагается продажа большого объема сопутствующих работ, например, по установке оборудования).

Пример 2.   Открытие дочернего розничного или производственного бизнеса ориентированного на продажу местной продукции и продукции, импортированной из иных стран (не России).

В этом случае набор вопросов будет масштабнее:

  • Каков уровень налога на прибыль в стране? Насколько либеральны правила вычета затрат или фактический уровень налогообложения фактически выше номинальной ставки за счет отказа в вычете тех или иных затрат. Например, за счет ограничений на вычет рекламных или маркетинговых затрат, какие есть, например, в Китае.
  • Какие косвенные налоги уплачивают местные дочерние предприятия (НДС, налог с продаж и т.п.)?
  • Какие иные существенные налоги с текущей деятельности должно будет платить местное дочернее предприятие?
  • Есть ли возможность получить какие-либо налоговые льготы, в том числе, на местном уровне?
  • Какова ставка налога на дивиденды и есть ли возможность ее снизить по договору об избежании двойного налогообложения за счет выбора юрисдикции холдинговой компании, и если да, то какие юрисдикции для этого используются? Какова процедура получения сниженной ставки налога на дивиденды?  Какие требования налоговых органов зарубежной страны к функционалу холдинговой компании для получения пониженной ставки налога на дивиденды?  Возникнут ли какие дополнительные налоговые затраты при получении дивидендов такой холдинговой компанией и последующем распределении в пользу российской компании?
  • Какие есть ограничения на выплату дивидендов, например, создание обязательных резервов, обязательное распределение части прибыли среди работников и т.п.?
  • Каким способом планируется инвестировать первоначальный капитал?  Есть ли ограничения на использование заемных средств, например, правила недостаточной капитализации?
  • Какого рода поддержку будут фактически оказывать российские компании новому бизнесу?  Требуется ли взимание платы за услуги или за пользование интеллектуальной собственностью (например, товарным знаком)  сточки зрения российских правил трансфертного ценообразования?
  • Какие налоги согласно законодательству страны покупателя покупатель должен будет удерживать с трансграничных платежей в пользу российской компании, если такие есть?
  • Каким требованиям необходимо соответствовать, например, в части подтверждающей документации, чтобы эти трансграничные платежи учитывались в качестве затрат при расчете налога на прибыль?
  • Какие таможенные платежи придется уплачивать при ввозе товаров в случае самостоятельного импорта из других стран?
  • Есть ли какие-либо налоговые льготы или спецрежимы (например, нулевая ставка НДС), в  случае экспорта?
  • Как часто проходят налоговые проверки?  Какова процедура урегулирования разногласий?
  • Существуют ли ограничения или сложности с получением платежа в иностранной валюте?

Ответив на эти вопросы, вы сможете получить более четкую картину рентабельности и принять правильное решение, стоит ли компании выходить на зарубежный рынок.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль