Как стать партнером государства

2036
Пономарёва Татьяна
эксперт журнала «Финансовый директор»
Последние три года объем государственных закупок неуклонно растет, и примерно 70% от этого объема размещается на конкурсной основе. Многие коммерческие фирмы стремятся принять участие в тендерах, организуемых государством, поскольку это сулит различные выгоды. Однако желающим стать партнером государства нужно быть готовым к жесткой, не всегда честной конкуренции, к некомпетентности чиновников, дополнительным расходам и целому ряду других проблем.

Почему выгодно сотрудничать с государством

Сотрудничество коммерческих компаний с государственными структурами может принести и дополнительную выручку, и новые связи, а также улучшить репутацию компании.

  • Личный опыт

    Александр Сизов, начальник оптового отдела торгово-производственного объединения «Комус» (Москва)

    Для частных фирм госструктуры привлекательны в первую очередь масштабом своих закупок, а также постоянством, что особенно ценно в клиентах. Поэтому наша фирма уже более пяти лет успешно работает на рынке госзаказов, в том числе на конкурсной основе.

    Александр Шахов, заместитель генерального директора по развитию Страхового акционерного общества «Гефест» (Москва)

    Мы занимается страхованием строительных рисков, в том числе при сооружении объектов транспортного назначения. Государство является основным заказчиком строительства таких объектов (комплекс защитных сооружений от наводнений в Финском заливе, метрополитен в Казани, кольцевые автодороги в Москве и Санкт-Петербурге и т. д.) и соответственно заказчиком по их страхованию. Согласно финансовым показателям нашей компании за прошлый год доля госзаказа составила не менее 40% от всей выручки.

    Евгений Милахин, директор по продажам Промышленной группы «Приводная техника» (Москва)

    Сотрудничество с государством может улучшить имидж компании, ведь для того чтобы стать поставщиком государства, нужно пройти конкурсный отбор, а это под силу далеко не каждому предприятию. Взаимодействие с региональными властями может помочь компании заработать авторитет в регионе и выйти на новые рынки.

Роль государственного поставщика может оказаться полезной и при заключении контрактов с зарубежными коммерческими фирмами. «Для иностранных партнеров очень важно сотрудничество с нашей фирмой, поскольку мы обслуживаем госструктуры», — говорит Александр Сизов.

Иными словами, иметь в качестве партнера государственные структуры для компании выгодно во многих отношениях. Однако нужно быть готовым к тому, что при выходе на рынок госзакупок придется преодолеть серьезные преграды.

Проблемы, с которыми могут столкнуться компании

Законодательные «ловушки»

Первая проблема, с которой сталкиваются поставщики, — это несовершенство законодательства, регламентирующего процедуру государственных закупок. Основным документом по этому вопросу является Федеральный закон от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее — Закон № 97-ФЗ). Внеконкурсные способы закупок предусмотрены Указом Президента РФ от 08.04.97 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»2.

Формулировки Закона № 97-ФЗ3 позволяют организаторам конкурсов не допускать посредников (даже если они выполняют все квалификационные требования) к участию в госторгах на федеральном уровне и настаивать на том, что поставщиком государства могут быть только производители продукции, причем в большинстве случаев российские4. Аналогичные правовые нормы включаются в региональные и местные законы.

  • Личный опыт

    Ирина Романова, начальник отдела корпоративных продаж компании «Юнит» (Москва)

    Существует ряд товаров, которые в России физически не производятся. Заказчики, к счастью, это осознают. В конкурсах на поставку таких товаров принимают участие исключительно посредники.

    В свою очередь заказчики научились обходить «законодательные барьеры», указывая в конкурсной документации в качестве одного из требований — предоставление авторизации производителя на участие в конкретном конкурсе с конкретной поставкой. Таким образом, возможно достичь логичного компромисса, когда в нем заинтересован заказчик.

Есть и другие законодательные ограничения. По словам Александра Шахова, в ряде случаев, например при страховании техники, идущей на нужды обороны, необходимо получать так называемые режимные допуски — разрешения федеральных служб безопасности на работу с документами, составляющими государственную тайну.

«Заказные» торги

Вторая и, пожалуй, главная проблема, с которой, возможно, придется столкнуться компании, решившей стать государственным поставщиком, — это коррупция. В деловых кругах сложилось твердое убеждение, что при проведении крупных государственных конкурсов победитель, как правило, известен заранее.

  • Личное мнение

    Александр Сизов

    Все госторги можно разделить на две категории: серьезные, то есть крупные заказы, которые привлекательны для многих компаний, и небольшие заказы, не представляющие особого интереса для участников в части объема прибыли.

    В первом случае победитель помимо прямой коммерческой выгоды имеет возможность существенно улучшить свою репутацию на рынке соответствующих товаров. Во втором случае победитель ради положительной репутации заключает почти бесприбыльную сделку.

    Мнение, что наиболее «лакомые куски» госзаказов в некоторых случаях определяются заранее, а условия конкурса формируются под известного победителя, вряд ли доказуемо на практике. Такой вывод можно сделать по ряду косвенных признаков, одним из которых является необоснованный проигрыш конкурса.

По словам представителей компаний, при существенных суммах закупок потенциальному поставщику могут в завуалированной форме предложить «профинансировать внештатных экспертов», а попросту — дать взятку организаторам конкурса или чиновникам, от которых зависит принятие решения. На профессиональном сленге поставщиков такие взятки называются «откатом», при этом их размер может достигать 20% от суммы государственного контракта. Для многих компаний подобное предложение неприемлемо.

  • Личный опыт

    Ольга Каненкова, главный бухгалтер ОАО «Авто-фрамос»/RENAULT (Москва)

    Мы представляем крупную западную компанию, которая дорожит своей репутацией и не может себе позволить давать взятки чиновникам. Кроме того, если сегодня вы дадите взятку одному чиновнику, то завтра ее будет требовать другой, потому что такая информация очень быстро распространяется в узких кругах.

У заказчика (или организатора) конкурса есть много способов, с помощью которых он может ограничить круг потенциальных участников, чтобы обеспечить победу конкретному поставщику. Так, согласно Закону № 97-ФЗ (п. 1 ст. 5) заказчик «вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса», а невыполнение хотя бы одного из них лишает поставщика права на участие в торгах.

Приведем некоторые признаки, наличие которых, как свидетельствуют представители бизнеса, позволяет считать торги «заказными».

  1. Сведения о проводимом тендере публикуются в печати за несколько дней до окончания приема заявлений на участие.
  2. В качестве обязательного условия устроители требуют представления документов, которые сложно получить на практике (например, лицензии на осуществление деятельности, согласно законодательству не относящейся к лицензируемой).
  3. К поставщикам предъявляются требования о наличии у них специфического опыта работы, причем с конкретным заказчиком (например, региональные власти в условиях тендера медицинского оборудования могут потребовать от конкурсантов наличия опыта взаимодействия с местными властями в социальной сфере, тем самым сведя круг потенциальных участников к одной-двум нужным им фирмам).
  4. Технические требования к поставляемой продукции подготовлены исходя из характеристик определенной торговой марки.
  5. В конкурсной анкете присутствуют провокационные вопросы (например, оспаривала ли компания в судебном порядке итоги торгов, в которых ей ранее приходилось участвовать).
    • Личный опыт

      Евгений Милахин

      Некоторые устроители требуют перечисления всех судебных разбирательств компании как по факту поставок отдельным покупателям, так и по фактам участия в конкурсах (сумму, дату и принятые решения). Таким образом, если поставщик предъявляет правомерные претензии к покупателям, то в будущем он вряд ли сможет участвовать и побеждать в конкурсах.

       

      Где узнать о конкурсах

      Официальный источник информации о конкурсах, проводимых федеральными структурами власти, — бюллетень Минэкономразвития России «Конкурсные торги». Существует также ряд отраслевых государственных и независимых изданий по направлениям деятельности, а также аналогичных региональных изданий, освещающих вопросы региональных закупок (например, «Московские торги», «Городской заказ Санкт-Петербурга»).

      Еще один доступный источник получения информации — интернет. Здесь можно найти электронную версию уже упоминавшегося бюллетеня «Конкурсные торги» (http://www.bob.ru). Кроме того, практически у всех солидных государственных учреждений, а также у региональных администраций есть сайты, на которых размещается информация в том числе и о предстоящих торгах.

       

  6. Региональные устроители торгов, используя балльную систему оценок участников, нередко начисляют местным компаниям дополнительные баллы, тем самым отсекая иногородних участников.
  7. Устроители выдвигают требование единой комплексной поставки несовместимых товарных групп, производимых, как правило, разными поставщиками (условно говоря, единой поставки боеприпасов и ручек с карандашами).

Подчеркнем, что многие из вышеперечисленных требований не соответствуют законодательству и могут быть оспорены в антимонопольных органах или в арбитражном суде5.

Некомпетентность чиновников

Еще одна серьезная проблема, с которой можно столкнуться при подготовке к тендеру, — некомпетентность государственных чиновников.

По словам Ирины Романовой, сотрудники рабочих групп, отвечающие за подготовку конкурсной документации, часто некорректно формулируют предмет закупки: под общим названием «оргтехника» могут подразумеваться обыкновенные степлеры и вычислительные комплексы.

Некомпетентность госслужащих может выявиться и при составлении технических требований к закупаемой продукции: чиновники либо ориентируются на известную им модель товара, либо вообще не разбираются в ее технических характеристиках.

Расходы на участие в тендере

Конкурсная борьба требует от компании определенных затрат. Во-первых, большинство организаторов предлагают потенциальным поставщикам приобрести пакет конкурсной документации по цене от 500 до 5000 руб. Причем узнать о том, соответствует ли компания специфическим требованиям, предъявляемым к участнику торгов, поставщик может только после покупки документов. Если учесть, что так называемые профессиональные игроки рынка госзакупок ежемесячно участвуют в десятках конкурсов, то общая сумма конкурсных издержек может быть весьма значительной.

Для фирм, регулярно участвующих в тендерах, существенной статьей расходов могут стать затраты на персонал. Такие компании, как правило, нанимают сотрудников, которые занимаются исключительно отслеживанием информации о предстоящих торгах и участием в них. Нередко эти сотрудники обучаются за счет компании правилам проведения госзакупок там же, где и чиновники, участвующие в конкурсных комиссиях, — в Институте госзакупок Государственного университета — Высшей школы экономики или его региональных центрах. Правда, для чиновников такое обучение бесплатно, а вот частным фирмам обучение одного специалиста обходится в 7500—10 500 руб. за курс (в зависимости от выбранной программы).

Также конкурсантам часто приходится нести расходы на получение банковской гарантии, которую организаторы конкурса могут потребовать в качестве финансового обеспечения сделки.

  • Личный опыт

    Александр Шахов

    При крупных поставках одним из обязательных условий участия в тендере является наличие банковской гарантии на выполнение тех или иных работ или услуг. Причем не факт, что этот конкурс вы выиграете, но банковскую гарантию все равно должны представить.

    В моей практике были случаи, когда требовалось предъявить две банковские гарантии: одна подтверждала конкурсную заявку, другая — выполнение контракта (она была нужна в случае, если компания становилась победителем). В первом случае стоимость гарантии составляла примерно 3% от гарантированной суммы, во втором — 10%.

    Андрей Храмкин, директор Института госзакупок ГУ — ВШЭ

    Требование банковских гарантий для участия в тендере — нормальная практика, применяемая во всем мире, например Всемирным банком или Европейским союзом. Банковские гарантии позволяют обезопасить государственных заказчиков от поставщиков, которые берут на себя невыполнимые обязательства.

Победа в конкурсе — не гарантия успеха

По данным Минэкономразвития России, в 2002 году благодаря проведению конкурсов бюджетные учреждения сэкономили 35,5 млрд руб., или 10,4% от первоначальной стоимос-ти государственных заказов. Стремление чиновников сэкономить бюджетные деньги любой ценой приводит к тому, что компании, желающие выиграть тендер, вынуждены работать на грани убыточности.

  • Личный опыт

    Александр Сизов

    Цены, которые мы предлагаем на конкурсе, — самые минимальные и рассчитываются они накануне подачи конкурсной заявки. При этом идет кропотливая работа: прогнозируются курсы доллара США, евро, возможные политические и, как следствие, экономические изменения в стране, так как по условиям договора рублевые цены фиксируются на весь период поставок по контракту.

    Евгений Милахин

    Наша компания имеет единую для всей России ценовую политику: для нас нет разницы, участвуем мы в тендере частного предприятия или государства. Мы подсчитываем минимально возможную стоимость, за которую согласны осуществить поставку. Однако нередко приходится отказываться от участия в госторгах. Ведь если в процессе торгов под давлением заказчика вы поддадитесь искушению сделать самое выгодное для него предложение, то может получиться так, что цена за товар, которую вы назначите, окажется ниже его себестоимости.

    И здесь приходится решать: участвовать в торгах по политическим соображениям либо отказаться от них.

Проблемы для компании не заканчиваются и после победы в конкурсе. Несмотря на присущую государственным учреждениям стабильность, госзаказчики порой не полностью выполняют свои финансовые обязательства, поскольку средства на целевые нужды выделяются из госбюджета не всегда вовремя.

По словам Ирины Романовой, некоторые особенно изобретательные заказчики стали прописывать следующее условие в контракте с поставщиком — «поставка с оплатой через 90 дней». Получается, что, во-первых, цена поставки существенно ниже рыночной, во-вторых, как бы выдается беспроцентный кредит на три месяца, а если еще и контракт в рублях, то условия поставки для продавца становятся совсем невыгодными. Фирмы, продавая товары и услуги государству, вынуждены соглашаться с такими «кабальными формулировками, которые в частном бизнесе просто неприемлемы».

Кроме того, по госконтракту поставщик обязан поставлять продукцию по фиксированной цене, невзирая на инфляцию, колебание валютных курсов и другие факторы, влияющие на ценовую политику компании.

 

Заяви о себе сам

Если вы серьезно рассматриваете государство в качестве своего потенциального партнера, то не обязательно ждать, когда будет объявлен конкурс на закупку предлагаемого вами вида продукции: можно самим активно предлагать государству свои услуги.

  • Личный опыт

    Ольга Каненкова, главный бухгалтер ОАО «Авто-фрамос»/RENAULT (Москва)

    «Пару лет назад мы сами предлагали госструктурам свою продукцию независимо от того, проводили они в то время конкурс или нет. Ведь никто не запрещает компании вступать в диалог с госзаказчиком до проведения конкурса, предлагая ему выгодные условия. В одном случае из трех нам говорили: «Это именно то, что мы ищем». То есть пока чиновники только начинают о чем-то задумываться, фирма может вовремя подоспеть со своим предложением».

Кроме того, нужно иметь в виду, что часть заказов госучреждения размещают, минуя конкурсную процедуру. Если речь идет о небольших объемах закупок стандартной продукции (на сумму до 250 000 руб.6), которая всегда в том или ином объеме присутствует на рынке, госструктуры могут запросить у известных им компаний прайс-листы и выбрать из полученных предложений наиболее приемлемое для себя. Поэтому лучше, если чиновники будут хорошо осведомлены о вашей фирме.

  • Личный опыт

    Илья Ломейко, директор по развитию бизнеса консалтинговой компании МСТ LAB (Москва)

    «В администрациях, которые распоряжаются бюджетными средствами, есть подразделения контроля договоров и цен на закупаемую продукцию. Если поставщик хочет стать государственным (муниципальным) поставщиком, в первую очередь ему надо обращаться в такие подразделения в своем городе, регионе».

 

Перспективы сотрудничества с государством

Несмотря на перечисленные проблемы, по мнению опрошенных нами финансовых директоров, у рынка госзакупок существуют хорошие перспективы: ВВП России ежегодно увеличивается, соответственно будут расти потребности государства и объемы госзаказа. А это значит, что в будущем все больше коммерческих компаний будут принимать участие в этом процессе.

Систему закупок государство обещает сделать максимально прозрачной для всех участников. Для этого в первую очередь необходимы законодательные изменения. «В настоящее время законодательство о закупках для государственных нужд не систематизировано, — констатирует руководитель Департамента цен и закупок Минэкономразвития России Игорь Бодягин. — Существует целый ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. А на уровне субъектов РФ сформировалось свое законодательство о закупках».

Перевести систему госзакупок в цивилизованное русло призван новый федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», проект которого сейчас активно обсуждается в министерствах и ведомствах (о планируемых изменениях читайте ниже). Станет ли новый закон тем эффективным инструментом, который сможет изменить систему государственных закупок и, главное, менталитет российских чиновников, — покажет время.

Благодарим за помощь в подготовке материала ректора Всероссийской государственной налоговой академии Аллу Балакину, профессорско-преподавательский состав кафедры гражданско-правовых дисциплин ВГНА, а также директора Института госзакупок ГУ — ВШЭ Андрея Храмкина и руководителя Департамента цен и закупок Минэкономразвития России Игоря Бодягина.

 

«В жестком контроле в сфере госзакупок заинтересованы и бизнес, и государство»

Интервью с исполнительным директором Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок Вадимом Лазутиным

 

Как стать партнером государства

 

— Рынок госзакупок представляет для бизнеса огромный интерес, но организация конкурсов оставляет желать лучшего. Как Вы считаете, с чем это связано?

— Основных проблем сегодня две — несовершенство законодательства, а также низкая квалификация и коррумпированность устроителей торгов. Причем вторая проблема является следствием первой: из-за несовершенства законодательства не обеспечивается прозрачность рынка госзакупок и создаются условия для недобросовестной конкуренции, что напрямую связано с коррупцией.

Собственно, смысл создания нашей Ассоциации и состоит в том, чтобы помогать государству решать эти вопросы и формировать цивилизованный рынок госзакупок. Ведь за последние несколько лет он вырос настолько, что для большого количества компаний стал основным. Я знаю компании, которые прекращают розничные продажи и занимаются только производством товаров для государственных нужд. И этот рынок будет расти дальше: по прогнозам Минэкономразвития России, в 2004 году объем госзакупок превысит 1 трлн рублей. Поэтому все больше компаний выступают за создание понятных и прозрачных правил игры.

— Каковы, на Ваш взгляд, основные пробелы в действующем законодательстве о закупках для государственных нужд?

— Главный пробел — это отсутствие механизма контроля за деятельностью государственных заказчиков, точнее — за процедурой проведения конкурса.

— Вы хотите сказать, что сегодня такого контроля нет? Но ведь работают Казначейство, Счетная палата.

— Счетная палата контролирует целевое использование бюджетных средств, то есть не саму процедуру конкурса, а факт его проведения. Процедуру конкурса вправе контролировать только уполномоченный орган, которым является Минэкономразвития России. Но поскольку в Законе № 97-ФЗ не прописан механизм контроля, то сотрудники министерства, проводя проверку, не могут приостановить конкурс, даже если выявят нарушения, которые могут повлиять на результаты конкурса. Они вправе только указать государственному заказчику на обнаруженные недостатки. Если компания — участник конкурса обратится в Минэкономразвития с жалобой, то специалисты министерства могут проанализировать конкурсную документацию, протоколы конкурсной комиссии, другие материалы и дать заключение, что жалоба обоснованна и у участника есть все основания для того, чтобы оспорить результаты конкурса в судебном порядке. И все. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

— Иными словами, сейчас конкурсные процедуры практически никто не контролирует?

— Еще раз повторю: дело не в том, что никто в правительстве за это не отвечает — это не так. Минэкономразвития проводит большое количество проверок, к ним поступает огромное количество жалоб, которые действительно серьезно анализируются и на каждую (!) дается официальный ответ. Говорю об этом со всей ответственностью, так как специалисты нашей Ассоциации участвуют во всех этих мероприятиях. Другое дело, что законодательно закрепленного механизма по наведению порядка у Минэкономразвития нет.

Понятно, что по результатам проверок информируется правительство, готовятся отчеты, доклады и так далее. Это действительно нужно делать, но без эффективных мер, заставляющих государственного заказчика исправлять недостатки (например, отказ Минфина оплачивать государственный контракт в случае проведения конкурса с нарушениями действующего законодательства), ситуация не изменится.

Есть и еще один немаловажный аспект — необходимо контролировать деятельность каждого государственного заказчика, то есть работать как на федеральном, так и на региональном уровне. А здесь встает проблема не только полномочий, но и профессионального ресурса: где найти такое количество обученных специалистов? Я считаю, что без помощи бизнес-сообщества в решении этого вопроса государству не обойтись.

— Сейчас подготовлено два проекта нового закона о госзакупках — депутатский и правительственный. В них эта проблема каким-то образом решается?

— Депутатского законопроекта больше не существует — правительство написало отрицательное заключение на него и Дума решила его не рассматривать. Так что имеет смысл говорить только о правительственном законопроекте. По моим сведениям, он сейчас проходит последние согласования перед внесением в Думу.

Мне кажется, что с вступлением в силу нового закона не следует ожидать каких-то кардинальных изменений на рынке госзакупок. Вместе с тем некоторые важные для российских компаний проблемы он действительно позволит решить: например, возможность участия в торгах предоставляется не только производителям, но и посредникам.

Что касается контроля, то согласно законопроекту в сфере госзакупок будут сосуществовать два уполномоченных органа. Одна структура (скорее всего, Минэкономразвития) будет заниматься нормотворческой деятельностью, то есть издавать всевозможные документы для развития системы закупок, вторая — контролировать эту систему.

Однако цельного механизма контроля в законопроекте по-прежнему нет. Есть только отдельные элементы. Например, более подробно, чем раньше, расписана процедура административного обжалования компаниями деятельности конкурсных комиссий и результатов конкурсов, но итогом этого процесса все равно является судебное разбирательство. Зачем тогда проходить эту длинную процедуру, если можно сразу обратиться в суд? Контроль важен не только с точки зрения эффективности расходования государственых средств — участники конкурсов тоже заинтересованы в прозрачности конкурсных процедур. Причин тому много.

Во-первых, компаниям просто надоело давать взятки. Более того, по целому ряду направлений госзакупок это становится экономически не выгодно, так как рентабельность государственных контрактов минимальна. Встает вопрос: где искать деньги для чиновников? Естественно, приходится увеличивать свою цену — не залезать же в убытки. Тогда возрастает вероятность того, что цены могут оказаться существенно выше, чем у конкурентов. Кто в таких условиях может гарантировать выигрыш?

Во-вторых, по многим направлениям компании готовы предлагать действительно высококачественные товары и в ходе конкурса доказывать, что они лучше именно за счет соотношения цена—качество. Заказчик же зачастую пишет техническое задание под продукцию конкретной фирмы, не задумываясь о том, какие вообще продукты существуют на рынке. Соответственно нормальной конкуренции не получается и интерес к конкурсам пропадает. Можно привести простой пример: если я, проводя конкурс на закупку компьютеров, напишу в техзадании, что они должны быть не ниже уровня Pentium-4, то понятно, что производители процессоров, кроме компании Intel, принять участие в конкурсе просто не смогут.

Таким образом, в жестком контроле в сфере закупок заинтересованы и бизнес, и государство. Причем поскольку новый закон предусматривает обязательное проведение конкурсов не только на федеральном, но и на региональном уровнях, то система контроля должна быть цельной и охватывать все уровни исполнительной власти, включая и муниципалитеты.

Кроме того, некоторые положения этого закона, на мой взгляд, могут ухудшить ситуацию на рынке госзакупок. Например, существует такой внеконкурсный способ закупок, как закупка у единственного источника. В числе основных причин, по которым заказчик может не проводить конкурс, — срочная потребность в продукции или ее уникальность (на всю страну существует только один производитель). Так вот, сегодня такую закупку можно осуществить только по согласованию с Минэкономразвития, которое проверяет наличие оснований для размещения государственного заказа. В соответствии же с законопроектом заказчики будут самостоятельно принимать решения о закупках у единственного поставщика.

— Почему это может ухудшить ситуацию на рынке?

— Я считаю, что это приведет к существенному сокращению открытых конкурсов в целом по стране, учитывая неотработанность конкурсных процедур и повсеместное отсутствие у заказчиков достаточного количества квалифицированных специалистов по закупкам. Ну и вопрос коррупции, конечно: гораздо проще распределить заказ на конкретную фирму командно-административным способом, чем проводить открытый конкурс.

— Нужно ли в этом случае форсировать принятие нового закона?

— Думаю, что нужно, поскольку сегодня существует несколько законодательных противоречий, которые иным способом разрешить невозможно. Одно из самых главных — это одновременное действие Закона № 97-ФЗ и Указа № 305. Первоначально предполагалось, что Указ прекратит свое существование с принятием Закона, который будет регулировать всю деятельность в сфере закупок. Но поскольку Закон № 97-ФЗ применяется только при проведении открытых конкурсов, а внеконкурсные процедуры закупок предусмотрены только Указом, то противоречие остается.

Кроме этого, законопроект предусматривает возможность разработки и принятия различных подзаконных актов, в том числе касающихся определения функций уполномоченных органов и механизмов их деятельности. Таким образом, появится реальная возможность через подзаконные акты попытаться решить те проблемы, о которых мы с вами говорим.

В ближайших планах правительства провести заседание, посвященное ситуации на рынке госзакупок, а к 1 ноября представить доклад на эту тему Президенту. Я знаю, что в Минэкономразвития сейчас идет серьезная подготовка к этим событиям. Там тоже весьма озабочены сложившейся ситуацией на рынке госзакупок и в сотрудничестве с бизнес-сообществом готовят предложения по ее изменению.

Беседовала Татьяна Пономарёва

__________________________________
1 По данным Главного контрольного управления Президента РФ, в 2003 году планируется осуществить государственные закупки на сумму 834 млрд руб., или 6,4% ВВП.
2 О противоречиях в связи с применением этого Указа читайте в интервью с В. Лазутиным.
3 Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 5 Закона № 97-ФЗ).
4 Статья 6 Закона № 97-ФЗ.
5 О признании результатов конкурса недействительными см., например, постановления ФАС Уральского округа от 06.11.02 № Ф09-2716/02-ГК и ФАС Дальневосточного округа от 26.03.01 № Ф03-А51/01-1/397.
6 Пункт 29 Указа № 305.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль