Как финдиректору адаптироваться в иностранной компании

1401
Петровская Ольга
старший консультант департамента «Финансы и Аудит» хедхантинговой компании Cornerstone
Стабильность, высокий уровень доходов и корпоративной культуры - выгодно отличают иностранные компании от многих российских. Поэтому часто финансовые директора планируют продолжить свою карьеру за границей или в иностранных компаниях, работающих в России, в которых выстроена многоступенчатая иерархическая лестница, жесткая система субординации и устоявшийся подход к бизнесу. Зная все эти особенности, будет проще адаптироваться к новым условиям работы и коллективу. Начать можно с простых, но важных этапов.

Узнать компанию

Первое, что нужно сделать – понять, как и чем компания «живет», определить основные принципы работы в ней, ценности и цели. После этого можно переходить к оценке бизнес-процессов.

Принять ценности и цели компании

Надо не просто определить ценности компании и персонала, а принять и разделить их. Ведь, чтобы полноценно влиться в коллектив, нужно ставить перед собой те же задачи, руководствоваться теми же мотивами. Не разделяя ценности компании-работодателя, сотрудник никогда не станет по-настоящему лояльным и преданным работником.

Слушать специлиста по адаптации

Во всех крупных иностранных компаниях есть отдельный департамент, занимающийся развитием, мотивацией и адаптацией персонала, менеджер которого будет сопровождать вас в течение адаптационного периода и помогать со всеми возникающими вопросами. Именно он расскажет, как грамотно влиться в коллектив и как правильно включиться в работу. Не стесняйтесь обращаться за консультацией к данным специалистам – это не только их прямая обязанность, помогать новым сотрудникам «безболезненно» вливаться в коллектив, но и KPI. Если человек, профессионально удовлетворяющий работодателя, покинет компанию в течение непродолжительного времени по причине неумения найти общий язык с коллегами, влиться в коллектив или работать в соответствии с установленными бизнес-процессами, вопросы будут, в первую очередь к специалисту, отвечающему за адаптацию.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Елена Киристова, CFO Groupon в России

В каждой западной компании с хорошо поставленными процессами существует так называемый процесс “on-boarding”. Это означает, что HR-менеджер и отдел кадров помогают новому сотруднику:

  • максимально быстро адаптироваться в компании, узнать и понять культуру ее общения;
  • определить, кто принимает решения в данной компании (обычно решения коллективно принимает, так называемая управленческая команда, состоящая из менеджеров звена С: генерального директора, финансового директора, директора по продажам, директор по кадрам, директор по маркетингу - далее в зависимости от бизнеса компании);
  • определиться с первыми задачами и приоритетами, а также с долгосрочными и стратегически важными целями;
  • наладить взаимодействие как со своим менеджментом (в матричной структуре обычно это вышестоящий финансовый руководитель, который также может базироваться в другой стране, и административно – генеральный директор), так и со своей командой;
  • уделить внимание нахождению общего языка с коллективом;
  • организовать необходимые вводные тренинги, если человек пришел из другой отрасли.

Конечно, процесс “on-boarding” сильно зависит от уровня пришедшего человека. Когда приходит новый финансовый директор, обычно:

  • составляется график встреч с новыми коллегами;
  • намечается дата и план первой поездки в головной офис для знакомства с коллегами из штаб-квартиры, понимания целей, задач и ожиданий от нового руководителя финансовой службы. На практике это происходит в первые две-три недели с момента выхода финдиректора на работу;
  • при необходимости составляется график тренингов (по системе, по процессам и т.д.). Однако знакомство с ними происходит уже с в момента вступления в должность и начала общения с управленческой и собственной командами.

Ознакомиться с регламентами, методологией

В иностранных компаниях особое внимание уделяется регламентированию и структурированию процессов, а также разработке методологий, которым следуют все сотрудники компании. В западных компаниях, как правило, четко прописаны бизнес-процессы, разделены зоны ответственности, нет хаотичного дублирования функций. Каждый сотрудник досконально понимает свои задачи, существуют четко отлаженные алгоритмы работы, которых стоит придерживаться.

Быть открытым

Доброжелательные отношения – ключ к здоровому сосуществованию. В зарубежных организациях принято быть открытым, помогать коллегам по рабочим вопросам, что также сильно отличает их от российских компаний, где вопросы и уточнения иногда могут ставить под сомнение квалификацию и профессионализм работника. Именно поэтому в иностранных компаниях очень распространены системы коучинга, которые помогают сотрудникам справляться с возникающими проблемами. 

Знакомство с коллективом

В иностранных организациях существует практика еще на этапе собеседований знакомить кандидата с ключевыми коллегами, директорами других направлений. Причем решение о приглашении кандидата в компанию принимается коллегиально: руководитель оценивает профессионализ нового сотрудника, а представители коллектива определяют, вольется ли кандидат в команду. Это позволяет исключить ошибку при найме работника, который не сможет прижиться в коллективе. Дешевле растянуть поиск на месяцы, но найти нужного специалиста, чем взять первого подходящего под стандартное описание, а через полгода начинать поиск заново.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Андрей Клычев, CFO «Тивизор» и «Эдди-Медиа»

При устройстве на работу в иностранную компанию, прежде всего, нужно учитывать особенности менталитета и бизнес-культуры той страны, где находится головной офис. Американские/канадские и, как правило, большинство европейских компаний отличаются от российских меньшей степенью бюрократизации, более неформальным подходом (не путать с фамильярностью) в общении между руководителями и подчиненными, политикой "открытых дверей" и т.п. В тоже время, в азиатских компаниях (китайские, корейские, японские) принят жесткий формальный подход, когда строго определены, в том числе, и правила взаимоотношений сотрудников с руководством.

Поэтому уже на этапах собеседования надо обратить внимание на то, как сотрудники одеваются, каким образом организовано рабочее пространство (open space или кабинетная планировка), какой стиль общения использует руководитель. Также не стоит стесняться задавать вопросы сотрудникам HR-департамента потенциального работодателя. Это поможет понять, насколько работнику будет комфортно работать внутри организации.

В моей практике был случай, когда я устроился работать в очень крупную европейскую компанию, но уже в течение первых месяцев работы ощутил дискомфорт, хотя до этого у меня уже был опыт работы в компании "Большой Четверки" и американской корпорации. Излишняя бюрократия процессов и крайне формальный стиль общения между руководством и подчиненными (обращение по имени/отчеству, запись на прием к руководству через секретаря и т.п.) явно шли в разрез с тем опытом, который был у меня ранее. В течение года я покинул эту компанию, подобрав позицию в другой международной корпорации. Вероятно, если бы я заранее уделил больше внимания на то, как происходит общение между сотрудниками, как организовано офисное пространство, задал вопросы HR директору, то, скорее всего, не стал бы принимать предложение о работе от данного работодателя.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль