Семь правил создания эффективной системы мотивации

7165
Юстус Генрих
к.п.н., бизнес-тренер, T&D эксперт, доцент кафедры педагогики и психологии.
Сегодня компании используют точечные, уникальные и разнообразные мотивационные модели, подхода «кнута и пряника» уже не хватает. Среди известных способов стимулирования персонала - процентное отношение к окладу, корпоративные показатели, грейдирование, коэффициенты или индикаторы эффективности. Если вам предстоит внедрить или усовершенствовать уже имеющуюся в компании систему мотивации персонала, то предлагаю ее проверить на целостность, полноту и соответствие важным правилам создания эффективной системы мотивации. Их всего семь.

Правило №1

Анализ текущей ситуации организации в области управления персоналом. Сначала можно проверить сотрудников на соответствие функциональным ролям в разрезе текущих задач. Это позволит понять, чем заняты подчиненные и, если потребуется, перераспределить обязанности. Среди традиционных правил этого блока также составление портрета «среднего» сотрудника компании, исследование в рамках компании, направленное на понимание уровня удовлетворенности персонала. 

Правило №2

Выбор мотивационных компонентов. Необходимо составить список лучших мотиваторов из возможных, а затем создать фокус-группы сотрудников, на которых можно проверить, действуют эти правила или нет. Затем создать шкалу успешности внедрения мотивационной модели, которая позволит измерить результат.

Правило №3

Внедрение системы мотивации в компании. В крупных компаниях внедрять новую модель мотивации надо поступательно - от одного отдела к департаменту и т.д. Через 2-3 недели после старта можно сделать срез и оценить эффективность внедрения системы с возможностью разных корректировок. Особое внимание надо проявить к проблемным подразделениям, среди которых обязательно будут консерваторы, старожилы.

Правило №4

Проверка работоспособности системы  в реальных условиях. В этот пул входят следующие правила: индивидуальные встречи с сотрудниками, по отношению к которым была разработала мотивационная модель, итоговый контроль успешности внедрения системы через 1-6 месяцев, составление корректирующих действий после анализа и т.д.

Правило №5

Поддержка работоспособности эффективной системы мотивации. Поддержать работающую систему мотивации можно разными способами. Например, можно нанять отдельного специалиста, который будет поддерживать работоспособность системы, если в компании более 300-500 сотрудников в штате. Или добавить эту дополнительную обязанность действующему сотруднику, можно за дополнительную плату. Потребуется оптимизировать все затраты: временные, человеческие, материальные и др. до минимума – идеальная система должна работать почти полностью самостоятельно, другими словами,  автономно.

Правило №6

Беспрерывная актуализация приемов мотивации, куда среди прочих входит ежегодный пересмотр планов. Во-первых, надо выяснить, насколько ваши предположения соответствуют текущим результатам и один из самых действенных здесь индикаторов – это прибыль. Вы узнаете, насколько она увеличилась после внедрения системы мотивации. Во-вторых, регулярно собирать данные. Делать это можно с помощью тестирования, наблюдения, беседы, а затем выделить сильные и слабые стороны системы мотивации с последующими корректировками.

Правило №7

Прогноз будущего компании и ее развития. Здесь важно проводить стратегическое планирование системы мотивации, например, какой будет ваша система мотивации через 5 лет. Беспрерывно собирать и анализировать лучшие мировые и российские системы мотивации. Многие успешные модели уже изобретены и при минимальной адаптации могут быть применимы в большинстве компаний. Если вы планируете обновить действующую в компании систему, подключите персонал организации к этому процессу.

Сегодня определенная мотивация оказывает воздействие на людей, а завтра этот прием будет не актуален или восприниматься он будет как что-то само собой разумеющееся. Раньше сотрудников удивляли обучением, организацией корпоративов, компенсациями, сейчас - процентным отношением к окладу, грейдированием. Кандидаты, находящиеся в поиске работы, изучают вакансии с прицелом не только на определенную зарплату, но и на конкретные дополнительные блага. Помимо стандартного соцпакета, работодатели предлагают обучение за счет компании, абонементы в спортивные клубы и др.

Компании с учетом времени тоже меняются и совершенствуют свои принципы работы. Отбирают самых перспективных в отрасли, в том числе тех, кто уже замотивирован, начинают мотивировать их уже с момента отборочного интервью. Мотивация выстраивается в нескольких плоскостях: при приеме на работу, на этапе адаптации нового сотрудника внутри компании, для всех действующих работников и даже при увольнении.

Безусловно, во главе любой модели мотивации стоят финансы. В мире корпоративных финансов постоянно актуальна фраза: «Тратим, а в идеале не тратим, с умом». Создавая и совершенствуя свою систему мотивации, обязательно задавайте себе вопрос: «А что важно людям, которые работают со мной? Что  станет импульсом для повышения результативности моих сотрудников?»

Вам также будет полезна статья, в которой Наталья Кузнецова, финансовый директор ООО «Управляющая Компания “ЯВА”», делится опытом создания комплексной системы мотивации. Она охватывает все особенности рабочего процесса и позволяет оценить не только качество исполнения обязанностей сотрудника, но и его отношение к работе, коллективу и к вам, как к руководителю.


 


 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль