Как избежать налоговых претензий по расходам на услуги внутри группы

1710
Шпак Андрей
Налоговый эксперт
Не секрет, что если в группу входит несколько компаний, то для координации их деятельности нередко приходится содержать центральный аппарат, который занимается решением стратегических задач группы в целом.

Как избежать налоговых претензий по расходам на услуги внутри группы
Андрей Шпак, налоговый эксперт


Нередко такая деятельность осуществляется в пользу связанных, дочерних и зависимых компаний группы, а не только той компании, к которой приписан конкретный сотрудник. Ранее такие расходы часто не перевыставлялись. Но в последнее время, в связи с введением с 1 января 2012 года нового законодательства о трансфертном  ценообразовании и снижении с 1 января 2014 года «порогов», при которых сделки между взаимозависимыми компаниями подпадают под налоговый контроль*, такой подход становится все более рискованным. 

Какие возможны налоговые риски неперевыставления затрат:

  • начисление дополнительных обязательств по налогу на прибыль в связи с отказом в вычете расходов, которые могут быть потенциально отнесены к деятельности в пользу других компаний группы;
  • начисление дополнительных обязательств по НДС на рыночную стоимость работ или услуг, выполненных в пользу других компаний группы или отказ в вычете НДС относящегося к расходам, понесенным в пользу третьих лиц;
  • начисление дополнительных обязательств по налогу на прибыль на рыночную стоимость безвозмездно полученных работ, услуг.

В качестве примера приведу постановление ФАС Московского округа от 24.01.13 № А40-45943/12-99-253 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.05.13 № ВАС-5741/13), в котором налогоплательщику было отказано в вычете (и возмещении соответствующего НДС) части рекламных расходов, относящихся, по мнению инспекции и суда, к деятельности других компаний группы.

Как можно снизить налоговые риски

В случае, если размер централизованных расходов существенен, надо продумать структуру перевыставления таких затрат между компаниями группы. 

Обычно это делается в формате заключения договоров на оказание внутригрупповых услуг. Но если вы решите использовать этот способ, рекомендую заранее подготовить все необходимые документы, чтобы в случае необходимости суметь доказать налоговикам реальность оказываемых услуг и что они действительно были получены.

Исходя из моего опыта работы с ведущими международными компаниями могу сказать, для того, чтобы успешно внедрить такую систему перевыставления затрат на содержание центрального аппарата, необходимо:

  1. определить виды деятельности и типы затрат в разрезе этих видов деятельности на основе изучения фактической ситуации по ключевым подразделениям;
  2. провести функциональный анализ и  интервью с представителями подразделений, чтобы выявить основных бенефициаров их деятельности и состав оказываемых услуг;
  3. выбрать применимый метод трансфертного ценообразования, как правило, он основан на базе затратного метода, для определения стоимости услуг;
  4. провести рыночные исследования для целей трансфертного ценообразования;
  5. определить методологию формирования цены услуги в договоре, например, формулу или «соглашение сторон» в отношении каждого отчетного периода;
  6. составить договор на оказание услуг;
  7. составить типовое «меню услуг» и разработать формат отчета о фактически оказанных услугах, который станет базой для должного документального оформления затрат, оказанных в конкретном отчетном периоде;
  8. подписать договор и подготовить подтверждающую документацию в отношении конкретного отчетного периода на базе общего «меню услуг», но с учетом фактически оказанных услуг в данном периоде.

* С 2014 года снижен лимит для признания сделок между взаимозависимыми компаниями контролируемыми по внутрироссийским сделкам. Теперь к таким относятся сделки с суммой доходов свыше 1 млрд рублей за год (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ).

Читайте также:

Определение рыночного уровня рентабельности при трансфертном ценообразовании

Как подготовить компанию к контролю трансфертных цен

Как выявить контролируемые сделки

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль