Какие бюджеты вам нужны

1649
Чертов Дмитрий
Финансовый консультант компании «Микротест»
«Какие бюджеты мне нужны?» - вы обязательно озадачитесь этим вопросом, когда перед вами будет стоять задача организовать бюджетирование. Реальность такова, что бюджетирование предприятию нужно вчера, в простом и понятном виде и со 100% пользой, которая видна сразу. Времени на попытки, пробы и долгие размышления у финдиров, как правило, нет, поэтому надо сразу определиться, с чего начать и какой бюджет или бюджеты вам нужны в первую очередь.

С чего начать

Первый шаг – поставьте цели. Сложность в том, что формулирование правильных целей требует определенных навыков и времени, поэтому частенько получается «картина маслом»: рядовой экономист или не очень рядовой, но удаленный от высшего руководства, видит перед собой копию приказа о разработке системы бюджетирования: «В целях повышения эффективности использования ресурсов предприятия ПРИКАЗЫВАЮ: …».

Как быть, если цели сформулированы очень расплывчато, а что-то делать уже надо? На этот случай лично я вижу два варианта.

Вариант №1 – делать все бюджеты. Взять за основу рабочий план счетов бухгалтерии и сделать бюджеты, соответствующие каждому счету плюс Баланс.

Главное достоинство этого варианта – можно посчитать все необходимые для управления финансовые коэффициенты. Даже если потом понадобиться рассчитать что-нибудь новое, то  достаточно будет настроить новую выборку уже имеющихся данных.

Главный минус – это задача не тривиальная и требует скоординированных действий руководителей почти всех уровней. Кто захочет погружаться в эту задачу и всех координировать? Кто сможет всех скоординировать, у кого хватит на это «веса»? Кто знает, как надо, и будет всем объяснять «надо вот это и вот так»?

Кому подходит этот вариант? Этот вариант подходит тем, у кого есть время, авторитетный руководитель и:

  • сотрудники, способные эту задачу решить;
  • или бюджет для привлечения сторонних консультантов.

При этом варианте есть риск «закопаться» и ничего достойного не получить. Чтобы этого избежать, надо в процессе разработки бюджетов постоянно отвечать на пять важных вопросов:

  1. Как это можно планировать?
  2. Сколько времени это будет занимать?
  3. Сколько человек это будет делать?
  4. Стоит ли оно этого?
  5. А могу я, вообще, обойтись без этого или как-то укрупнить и упростить планирование этих данных?

Важно понимать, что вам надо будет не только планировать, но и перепланировать, собирать факт, анализировать отклонения и корректировать планы. Чем больше будет бюджетов, тем больше вы будете напоминать жонглера, которому все подкидывают и подкидывают шарики.

Вариант №2 – сделать сначала бюджет, который решит вашу самую большую головную боль. Скорее всего, для всех это будет Бюджет движения денежных средств (БДДС). Скажу больше – он у вас уже есть, даже если выглядит как план платежей на неделю в школьной тетрадке. Расширьте ваш бюджет до года, сделайте планирование на ближайший квартал помесячным, а дальше – поквартальным. Зафиксируйте ответственных и разработайте регламент.

Главные достоинства этого варианта:

  • делается быстро;
  • не надо никого убеждать, что планирование денег – это важно;
  • вы  видите, когда у вас провал и можете, например, заранее начать переговоры с банком и готовить обеспечение кредита;

Сделали БДДС? Добавьте к нему Бюджет доходов и расходов, сделайте так, чтобы при изменении одного автоматически изменялся другой. Доработайте список ответственных и регламент.
Со временем можно добавить ещё несколько бюджетов:

  • Доходы и расходы;
  • Расчеты с покупателями;
  • Расчеты с поставщиками;
  • Расчеты по налогам и сборам;
  • Расчеты по полученным займам и кредитам и т.д.

Главный минус – в БДДС вы не видите прибыли или убытка. Однако, выделив авансы, вы сможете с достаточной долей достоверности понять, окупают ли продажи все ваши расходы или вы «проедаете» авансы и перекредитовываетесь. Этого бывает достаточно, чтобы успешно управлять предприятием. А, ведь, выиграть время и получить в кратчайшие сроки приемлемый результат – это как раз то, что нужно при цейтноте.

Кому подходит этот вариант? На мой взгляд, подходит всем и особенно тем, у кого быстрые оборотные активы и небольшая доля внеоборотных активов.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль