Хватит двух показателей, чтобы проанализировать деятельность небольшой компании

3274
Антонов Дмитрий
руководитель финансового отдела «МИЭЛЬ-Новостройки»
Тема финансового учета и анализа именно в небольших компаниях, на мой взгляд, наиболее интересная. Если на крупном предприятии со своим штатом финансистов практически все отлажено, то в небольшой компании, которая только собирается создавать финансовую службу, не ясно, с чего следует начинать. В этом случае финансовому директору важно с одной стороны доказать собственнику бизнеса, что его работа поможет улучшить финансовые показатели компании, а с другой, не уйти в глубокую теорию, которая уведет его от решения задач по текущей деятельности.

Я убежден, что может быть достаточно двух инструментов для анализа деятельности компании, которые больше всего подойдут руководителю только что созданной финансовой службы небольшой организации.
Под небольшим бизнесом в данной статье будем считать предприятие с оборотом 10-30 млн руб. в месяц и численностью от 40 до 150 сотрудников, с обычным видом деятельности: торговля, услуги. Цифры взяты рамочные, т.к. обычно при таких показателях предприятие уже начинает задумываться о финансовом руководителе.

Расчетные показатели

Начну с прописной истины: чтобы проанализировать, в какую сторону движется компания, необходимо в каждом случае иметь ключевой набор финансовых показателей, которые, как правило, абсолютно универсальны. В книгах по финансовому анализу предлагается целое множество показателей: оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, товарных запасов, EBITDA и т.п. И перед вновь созданной финансовой службой встает вопрос, какие показатели выбрать для оценки деятельности предприятия и сколько их должно быть!

Есть мнение, что чем больше показателей используется для оценки деятельности, тем лучше. Но я считаю такое мнение ошибочным. На первых порах можно вполне ограничиться двумя расчетными показателями: рентабельностью по валовой (маржинальной) и чистой прибыли. Эти показатели покажут собственнику, сколько он получил прибыли как маржинальной, так и чистой на 1 рубль выручки при   продаже своих товаров или оказании услуг. Вот и все показатели, как бы это не показалось странным.

Анализ показателей

На самом деле, более важным, чем расчет показателей, является проведение горизонтального и вертикального анализа той информации, которая есть у финансового руководителя. Ведь, как правило, если еще нет управленческой отчетности, то уже готова бухгалтерская информация, которая может многое рассказать о деятельности компании.

Лучше всего сравнивать и анализировать информацию за несколько периодов (план-факт, динамика фактических данных к аналогичному показателю за прошлый и позапрошлый год)  чтобы понять, как развивается компания и где ее слабые места с точки зрения финансового анализа. Несмотря на то, что и бухгалтерия, и финансовая служба оперируют одними и теми же данными, смотрят на них они все-таки с разных сторон: бухгалтерия отражает информацию согласно законам и нормативным актам по бухгалтерскому учету, а финансовая служба интерпретирует данные бухгалтерского учета с точки зрения оценки деятельности предприятия собственником.

В заключение приведу пример из прошлого опыта, который иллюстрирует взаимосвязь вышесказанного. В управляющей компании, где я работал, возникла необходимость проанализировать деятельность одного из бизнесов (оптовая торговля). Компания уже достигла определенных показателей, прошла start up, а значит, уже можно было начинать делать какие то выводы. При анализе 1 квартала, выявилась следующая картина:

  факт 1 кв. план 1 кв. рост %
Выручка (реализация товара) 43 700 40 000 9
Себестоимость товара 13 600 12 000 13
Маржинальная прибыль 30 100 28 000 8
Рентабельность (марж. прибыль) 69% 70%  
Премия 2600 2000 30
Остальные расходы 23 560 23 000 2
Прибыль 3940 3000 31
Чистая прибыль 3152 2400 31
Рентабельность (чист. прибыль) 9% 7,5%  

С одной стороны, результаты хорошие, с точки зрения горизонтального анализа рост есть. Но если посчитать долю премии в выручке, то получим по факту 6%, а по плану было 5%. Соответственно рентабельность по чистой прибыли была бы выше, при прочих равных условиях. В результате была принята новая система мотивации персонала, при которой учитывались и интересы собственника, и интересы менеджеров отдела продаж.

Я специально привел уже итоговые выводы и сводную информацию, в реальности, конечно, все сложнее. Я только хотел показать, что имея минимальный набор финансовых инструментов, можно решать более 50% вопросов, которые собственник ставит перед новым финансовым руководителем. Больше показателей из финансовой науки может понадобиться только по мере развития компании и решении более сложных задач.

 

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль