Новый Таможенный кодекс: плюсы и минусы

3133
Соболевская Светлана
юрист по таможенному праву
С 1 января 2004 года вводится в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Этот документ получил одобрение многих специалистов, а некоторые даже называют его принятие революцией в сфере российского таможенного законодательства. В статье рассмотрены отличия нового Таможенного кодекса от действующего, а также приведены мнения участников внешнеэкономической деятельности об основных нововведениях.

Новый Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ) значительно отличается от действующего, в том числе и по объему текста, который увеличился более чем в два раза. Вместе с тем на практике многие положения нового ТК РФ, которых нет в действующем Кодексе, применяются уже сейчас, но они регулируются подзаконными актами — приказами и письмами ГТК России и региональных таможенных управлений. Однако есть и принципиальные новшества, имеющие существенное значение для участников ВЭД.

Рассмотрим основные положения нового ТК РФ: некоторые из них закрепляют на законодательном уровне уже сложившуюся практику, а другие — устанавливают отличные от действующего порядка правила таможенного оформления товаров, обжалования решений таможенных органов и ведения «околотаможенной» деятельности.

Таможенное оформление

Представление документов и сведений

Согласно действующему Таможенному кодексу перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и контроля, определяет ГТК России. В новом же ТК РФ приведен максимальный список сведений и документов, которые участники ВЭД обязаны представлять таможенникам на каждом этапе ввоза и вывоза товаров, в частности:

  • при прибытии товара на таможенную территорию России (статьи 73—76 ТК РФ; далее в скобках будут приведены ссылки на новый Кодекс. — Примеч. редакции);
  • для получения разрешения на внутренний таможенный транзит3 (статьи 80, 81 ТК РФ);
  • для помещения товаров на склад временного хранения (ст. 102 ТК РФ);
  • при вывозе товаров с таможенной территории России (ст. 120 ТК РФ);
  • вместе с ГТД при декларировании товаров (ст. 131 ТК РФ).

ГТК России вправе сокращать такие перечни, но не расширять их. Конкретные списки и формы этих документов Таможенный комитет должен разработать, утвердить, зарегистрировать в Минюсте России и опубликовать не позднее 2 октября 2003 года (п. 3 ст. 63 ТК РФ).

  • Личное мнение

    Галина Баландина, начальник Правового управления ГТК России

    При обсуждении проекта нового Таможенного кодекса существовали мнения, что он должен иметь прямое действие, как и Налоговый кодекс РФ. Однако без бланкетных норм4 обойтись не удалось. ГТК России по-прежнему будет вправе издавать обязательные для всех лиц нормативные правовые акты. Но появились жесткие границы такого нормотворчества: нормативные акты ГТК России не должны вводить требования или ограничения, не предусмотренные Кодексом. В частности, в новом Кодексе определен максимальный перечень сведений, подаваемых в таможенные органы. ГТК России вправе его сокращать при различных таможенных процедурах. Таможенные органы смогут требовать предъявления только тех документов, которые действительно необходимы для соблюдения таможенного законодательства.

Сроки таможенного оформления

Новый ТК РФ сокращает сроки таможенного оформления товаров, ввозимых или вывозимых с территории России. Согласно действующему Кодексу таможенники обязаны проверить ГТД и другие документы и провести досмотр товаров в течение 10 дней со дня представления указанных документов. Со следующего года выпуск товаров будет осуществляться в течение трех рабочих дней со дня подачи документов (ст. 152 ТК РФ). Продлевать срок оформления таможенники смогут только в случаях, если (п. 2 ст. 359 ТК РФ):

  • товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам или наименованиям;
  • сведения об упаковке и о маркировке товаров не указаны в коммерческих или транспортных документах.

Как и сейчас, таможенную декларацию необходимо будет представить таможенникам в течение 15 дней со дня прибытия товаров в Россию или завершения внутреннего таможенного транзита (ст. 129 ТК РФ). Однако новый Кодекс позволяет фирмам проводить и предварительное декларирование товаров, то есть подавать ГТД еще до прибытия товаров в Россию. Следует отметить, что и действующий Таможенный кодекс РФ допускает подачу неполной или временной декларации до прибытия товаров, но подробные условия предварительного декларирования приведены не в Кодексе, а в приказе ГТК России от 17.04.2000 № 2995. Согласно этому документу на предварительное декларирование сейчас необходимо получать специальное разрешение ГТК России.

  • Личное мнение

    Людмила Хачатурова, директор ООО «Накутранс»6 (Москва)

    Сокращение сроков таможенного оформления, безусловно, благоприятное изменение для участников ВЭД. Однако, судя по тому, как компании сегодня проходят процедуру пятиступенчатого таможенного контроля и по тому количеству всевозможных разрешений от региональных таможен и ГТК России, которые они должны получать при оформлении грузов, у меня существуют большие сомнения насчет реальности новых сроков. Чтобы уложиться в три дня, таможне предстоит изменить всю технологию таможенного оформления. Единственную надежду я возлагаю на предварительное декларирование, которое позволит ускорить процесс таможенного оформления и соответственно избежать лишних расходов на хранение товара, из-за простоя автомобилей и т. п.

Место таможенного оформления

Согласно новому Кодексу таможенная декларация может быть подана в любой таможенный орган, правомочный принимать ГТД (п. 1 ст. 125 ТК РФ). Из этого правила могут быть исключения, касающиеся определенных товаров. Речь идет о товарах, при таможенном оформлении которых требуются специальное оборудование или знания (например, культурные ценности, военная техника, радиоактивные материалы) либо на ввоз которых установлены ограничения или же в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства. Но даже если ГТД на конкретный товар будет представлена в таможенный орган, который не вправе проводить таможенное оформление таких товаров, это не будет являться основанием для отказа в ее принятии. В таком случае таможенники в течение двух дней перешлют декларацию в соответствующий таможенный орган.

Действующим Кодексом также предусмотрено, что по просьбе фирмы — получателя товара таможенное оформление товаров может производиться не по месту ее регистрации, а в любом другом таможенном органе. Для этого фирме нужно получить так называемое открепление у того таможенного органа, в котором она зарегистрирована. Порядок получения таких откреплений установлен письмами и приказами отдельных таможенных органов. Например, в Москве действует приказ Московского таможенного управления Московской северной таможни от 16.04.99 № 142, согласно которому открепления выдаются только компаниям, которые работают больше года, не имеют задолженностей по таможенным платежам и случаев нарушения таможенных правил.

Помимо свободы выбора места декларирования товаров новый ТК РФ предоставляет перевозчику право самостоятельно выбирать маршрут, по которому он будет осуществлять внутренний таможенный транзит товаров до места таможенного оформления (п. 3 ст. 86 ТК РФ). При этом в отношении отдельных видов товаров Правительство РФ может установить определенные маршруты внутреннего таможенного транзита. В настоящее время Таможенный кодекс позволяет перевозчикам пользоваться только установленными таможенными органами маршрутами.

Таким образом, новый ТК РФ не оказывает влияния на логистические схемы компаний, позволяя выбирать наиболее удобные места таможенного оформления товаров (например, по месту нахождения филиалов предприятия).

  • Личное мнение

    Людмила Хачатурова

    Новый Таможенный кодекс действительно дает возможность выбора места декларирования товаров. Однако за ГТК России остается право устанавливать места таможенного оформления для отдельных видов товаров. В настоящее время действует ряд подобных приказов Таможенного комитета, которыми, в частности, определены места декларирования мебели. Поэтому если эти приказы не будут отменены с 1 января 2004 года, то с вступлением в силу нового Кодекса при ввозе таких товаров практически ничего не изменится. Думаю, что таможня пока не готова отказаться от существующей системы контроля, поскольку новая схема еще не налажена.

Упрощенные процедуры

Согласно новому Кодексу ГТК России обязан устанавливать специальные упрощенные процедуры таможенного контроля для компаний, которые удовлетворяют трем критериям (ст. 68 ТК РФ):

  • не имеют административных правонарушений;
  • ведут учет своей коммерческой документации7 способом, позволяющим таможенникам сопоставлять свои сведения со сведениями компании (требования к организации учета у участников ВЭД должны быть определены в специальном документе ГТК России);
  • осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Специальные упрощенные процедуры могут предусматривать хранение товаров до их выпуска на складах предприятия, проведение таможенного оформления на его объектах, а не на таможне. Кроме того, при условии уплаты таможенных платежей или предоставления обеспечения их уплаты выпуск товаров возможен еще до подачи таможенной декларации, если представлены коммерческие и другие документы, позволяющие идентифицировать товары (ст. 150 ТК РФ). Таким образом, уплатив таможенные платежи, компания до окончания таможенного оформления может получить товары и распоряжаться ими по своему усмотрению. Если фирма регулярно провозит товары через границу, то ей могут разрешить подать одну периодическую таможенную декларацию на все товары, ввозимые (вывозимые) за определенный период (ст. 136 нового ТК РФ).

Для применения специальных упрощенных таможенных процедур необходимо подать соответствующее заявление в таможенный орган.

В настоящее время некоторые упрощенные процедуры применяются при ввозе товаров, требующих в силу уважительных причин ускоренного оформления (например, при ввозе товаров, необходимых при стихийных бедствиях, материалов СМИ, животных, скоропортящейся продукции и др.). Причем эти упрощения предусмотрены как действующим, так и новым Таможенным кодексом. В этих случаях вместо таможенной декларации можно подать товаросопроводительные документы, письменные обязательства и заявления. Кроме того, часто для таких товаров сокращаются и сроки таможенного оформления.

По упрощенным процедурам сегодня также работают отдельные крупные предприятия, включенные таможенными органами в так называемые «белые списки».

Таможенные платежи

С 1 января 2004 года при ввозе товаров на перечисление таможенных платежей компаниям дается 15 дней со дня прибытия товаров на территорию России или со дня окончания внутреннего таможенного транзита (ст. 329 ТК РФ). Сейчас срок уплаты таможенных платежей привязан к дате подачи ГТД: таможенные платежи должны быть перечислены до или одновременно с представлением таможенной декларации.

Как и в настоящее время, уплата таможенных платежей по новому Кодексу является необходимым условием для выпуска товаров для свободного обращения (п. 1 ст. 164 ТК РФ). Однако если таможенники не согласны с расчетом таможенной стоимости товаров и этот вопрос не может быть разрешен за три дня, то после предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей с учетом возможного увеличения таможенной стоимости товар должен быть выпущен и передан компании в положенные сроки (п. 6 ст. 323 ТК РФ). При этом Кодексом предусмотрены четыре вида обеспечения уплаты таможенных платежей: залог имущества, банковская гарантия, перечисление денег в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе и поручительство.

Обжалование решений таможенников

Новый ТК РФ отменяет обязательную процедуру первоначального обжалования действий или бездействия таможенников в вышестоящем таможенном органе и позволяет обращаться сразу в арбитражный суд.

  • Личное мнение

    Андрей Кяльмин, заместитель генерального директора Внешнеэкономического объединения «Внештерминал»8 (Мурманск)

    Сегодня, для того чтобы обжаловать решения таможенника, приходится сначала подавать жалобу в вышестоящий таможенный орган. Если компания уверена в отказе, то для нее это потеря времени, поскольку по Кодексу срок рассмотрения такой жалобы — месяц и он может быть продлен еще на два месяца. Если же не пройти эту процедуру, суд не примет исковое заявление. Новый Таможенный кодекс предоставляет возможность обжалования решения таможенников как в вышестоящем таможенном органе, так и напрямую в суде.

«Околотаможенные» структуры

Одним из наиболее радикальных нововведений Таможенного кодекса является установление жестких требований к фирмам, желающим оказывать таможенные услуги. Речь идет о таможенных брокерах, владельцах таможенных складов и владельцах складов временного хранения, таможенных перевозчиках. Сейчас для ведения этих видов деятельности необходимо получить лицензию и выполнить ряд условий по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей и страхованию гражданской ответственности. Со следующего года лицензирование деятельности этих компаний отменяется. Однако право на ведение «околотаможенной» деятельности получат только те фирмы, которые выполнят требования, установленные в статьях 94, 109, 140 и 227 ТК РФ, что позволит включить их в государственные реестры таможенных брокеров, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, а также таможенных перевозчиков. Эти требования предусматривают предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей (например, для таможенного брокера на сумму минимум 50 млн руб.) и страхование гражданской ответственности (для таможенного брокера на сумму минимум 20 млн руб.). Новые суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, установленные для таможенных брокеров, превышают действующие нормы примерно в 200 раз, а страховые суммы — в 20 раз.

  • Личное мнение

    Галина Баландина

    Проблема ведения деятельности таможенных брокеров и других «околотаможенных» структур сегодня очень актуальна. Пока в России еще не создана соответствующая система таможенных брокеров, помогающих участникам ВЭД во взаимодействии с таможенными органами при осуществлении таможенных процедур, которая есть во многих развитых странах. Основная причина состоит в том, что в нашей стране сейчас существуют две категории посредников. Одни имеют официальный статус таможенного брокера и лицензию, несут существенные материальные затраты для того, чтобы получить такую лицензию, и серьезную юридическую ответственность. Наряду с ними существуют так называемые «черные» посредники — фирмы, которые по доверенности проводят таможенное оформление от имени экспортера или импортера, но никакой ответственности и никаких затрат на получение лицензии не несут. Соответственно они не могут гарантировать качество своих услуг. Но из-за того что сегодня их бизнес совершенно легальный, официальные таможенные брокеры оказываются неконкурентоспособными.

    У них нет возможности получить долю на рынке, развивать бизнес, потому что их услуги стоят дороже, чем у «черных» посредников. Новый Таможенный кодекс должен кардинально изменить ситуацию: с 1 января 2004 года таможенный брокер — тот, кто действует от имени экспортера или импортера. Стало быть, все те, кто сегодня осуществляет деятельность без лицензии, со следующего года будут нелегитимны, если их не включат в реестр.

    Многих интересует, кто и почему установил именно такие суммы обеспечения уплаты таможенных платежей? Этот вопрос решался достаточно долго, и дебаты о сохранении или отмене лицензирования шли до последнего времени. Когда мы поняли, что у нас нет шансов сохранить административные способы контроля организаций, то предложили новый механизм регулирования «околотаможенных» структур путем установления больших сумм обеспечения платежей. Мы считаем, что таможенные органы могут работать на уровне доверия только с крупными компаниями, но никак не с мелкими фирмами, которые создаются сегодня для совершения не вполне законных сделок, а потом исчезают, чтобы появиться вновь под другим именем. Мы заинтересованы в том, чтобы на рынке работали крупные предприятия, отвечающие за свои действия не только деловой репутацией, но и реальными деньгами. И это касается не только таможенных брокеров, но и остальных «околотаможенных» структур — владельцев таможенных складов и складов временного хранения, а также таможенных перевозчиков.

    Людмила Хачатурова

    Мы надеемся, что суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, установленные для таможенных брокеров, будут пересмотрены. Иначе в России останутся одни «черные» таможенные брокеры, которые будут зарабатывать деньги, якобы оказывая консультационные услуги. Такая деятельность не запрещена Таможенным кодексом и не подпадает под лицензирование. На мой взгляд, для большинства работающих на рынке таможенных брокеров такие суммы обеспечения очень значительны. Услуги же официальных брокеров, похоже, существенно подорожают.

    Андрей Кяльмин

    К новым условиям включения таможенных брокеров в реестр наша компания относится крайне отрицательно. Я не представляю, какие компании, за исключением, быть может, московских, осилят такие суммы обеспечения. Непонятно, почему законодатели решили, что работающие сегодня таможенные брокеры недостаточно хороши для того, чтобы продолжать свою деятельность и в следующем году, и записали их в «черные» списки.

    Валерий Болюченко, генеральный директор компании «Тамга»9 (Ростов-на-Дону)

    По мнению наших коллег из разных регионов, таможенных брокеров практически не останется. Из 700 брокеров, получивших лицензию, возможно только 30—50 будут включены в реестр. Для остальных вести деятельность будет невыгодно. Допустим, что комиссия банка за предоставление гарантии составляет 5% в год, столько же необходимо платить за страховку. Тогда получается, что за год обеспечение и страховка обойдутся как минимум в 3,5 млн руб. [(50 млн руб. + 20 млн руб.) х 5%]. Это означает, что только для того, чтобы окупить эти затраты, таможенный брокер должен зарабатывать около 10 000 долл. США в месяц, или 500 долл. США в день. Примерно в такую сумму обходится оформление пяти таможенных деклараций. Получается, что ежедневно брокер должен оформлять не менее пяти деклараций. Например, на Ростовской таможне оформляют около 50 ГТД в день и около 40% из них — через таможенных брокеров. Учитывая эти данные, в Ростове могут работать только два брокера (оформляющие по 10 ГТД в день), потому что если их будет больше, затраты не окупятся.

    На мой взгляд, идти по такому пути неблагоразумно: государство попадет в зависимость от деятельности нескольких крупных брокеров, которые монополизируют рынок и смогут диктовать свои условия таможне. Может получиться так, что некоторые приграничные таможни вообще останутся без брокеров, так как у них слишком маленький рынок и при таких суммах обеспечения и страховки вести там бизнес будет невыгодно.

В целом новый ТК РФ, за исключением норм, касающихся регулирования «околотаможенной» деятельности, заслуживает положительной оценки. Однако о том, как будут реализовываться его положения на практике и какие на самом деле преимущества получат участники ВЭД, можно будет судить только после 1 января 2004 года. К тому же Кодекс не охватывает всех вопросов исчисления и уплаты таможенных платежей. Так, новый порядок определения таможенной стоимости должен быть установлен в отдельном федеральном законе (а может быть, и в виде новой главы Налогового кодекса РФ). Не определены пока и размеры таможенных сборов за таможенное оформление (сегодня они составляют 0,15% от таможенной стоимости товаров). И, конечно же, многое зависит от того, насколько своевременно выйдут постановления Правительства РФ и приказы ГТК России, необходимые для применения норм нового Таможенного кодекса.

«Главное преимущество нового Таможенного кодекса в том, что в основном это документ прямого действия»

Интервью с заместителем начальника Главного управления организации таможенного контроля ГТК России Виктором Дьяченко

 

Новый Таможенный кодекс: плюсы и минусы

— Каковы, на Ваш взгляд, основные положительные черты нового Таможенного кодекса?

— Наверное, главное преимущество нового Кодекса перед действующим в том, что в основном это документ прямого действия. Осуществление множества операций, связанных с таможенным оформлением и контролем, теперь регламентируется Таможенным кодексом. В этом документе приведены исчерпывающие перечни сведений, которые перевозчики и декларанты должны представлять таможенникам на всех этапах перемещения товаров. Кроме того, определены критерии, при соответствии которым участники внешнеэкономической деятельности могут использовать специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Раньше вместо норм Таможенного кодекса приходилось руководствоваться приказами ГТК России. Например, Таможенный комитет утверждал перечень добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые могли пользоваться упрощенными процедурами. Зачастую акты ГТК России оспаривались министерствами, ведомствами и компаниями. Теперь же есть четкие положения Таможенного кодекса, которыми мы будем руководствоваться и которые уже не будут никем оспариваться.

— Какие еще благоприятные для участников ВЭД нововведения есть в новом документе?

— По моему мнению, основное преимущество Кодекса в том, что все таможенные процедуры теперь более прозрачны и для участников ВЭД, и для таможенных органов. Кроме того, одним из благоприятных для участников ВЭД нововведений является сокращение сроков таможенного оформления товаров.

— Многие опасаются, что таможня не сможет соблюдать эти сроки. ГТК России планирует изменить процедуру таможенного оформления?

— Да, планируется перейти от пятиступенчатой системы контроля к так называемому принципу «одного окна». Сейчас документы декларанта проходят через цепочку проверяющих, каждый из которых отвечает за свой участок проверки. Получается довольно громоздкая схема, которая замедляет таможенное оформление. Поэтому мы собираемся организовать работу таким образом, чтобы проверкой декларации занимался один инспектор. Но это непросто, поскольку знания наших специалистов, занимавшихся конкретным участком, необходимо расширить. К тому же многое зависит от категории товаров, так как оформление, например, сложного оборудования требует специальной квалификации. Переход на новую систему будет постепенным: его сроки зависят от степени подготовленности персонала.

— Новые правила включения в реестры таможенных брокеров и других «околотаможенных» структур, скорее всего, приведут к тому, что на рынке останется мало компаний, занимающихся такой деятельностью. ГТК России контролирует ситуацию?

— Конечно. Мы же не хотим совсем остаться без таможенных брокеров, перевозчиков, складов временного хранения и таможенных складов. Поэтому вопрос о том, сколько компаний смогут соответствовать новым критериям, очень важен. Мы будем следить за изменением ситуации на рынке таможенных услуг. Пока, на мой взгляд, мы движемся в правильном направлении. Например, три года назад в России на 140 таможен приходилось 2700 складов временного хранения. Это ненормальное положение. Сейчас их уже почти в два раза меньше — около 1500, что позволяет лучше контролировать ситуацию. На рынке остаются крупные терминалы, которые оказывают участникам ВЭД качественные услуги и имеют современную складскую систему учета. Мы уверены, что если таможенные услуги будут оказывать специализированные крупные компании, то качество таможенного контроля только возрастет.

— Не могли бы Вы рассказать о планах ГТК России по принятию нормативных актов для реализации положений нового Таможенного кодекса?

— В Таможенном комитете создана специальная рабочая группа, на заседаниях которой обсуждаются первоочередные вопросы, связанные с вступлением в силу нового Таможенного кодекса. Кодекс предоставляет порядка 90 полномочий Таможенному комитету и около 40 Правительству России. Нам предстоит разработать множество документов. Помимо подготовки приказов ГТК России мы должны заниматься разработкой проектов постановлений Правительства России. Всю эту работу необходимо закончить своевременно, чтобы участники ВЭД и таможенные органы смогли ознакомиться с указанными нормативными документами еще до вступления в силу нового Таможенного кодекса.

Беседовали Ольга Сальникова и Ирина Сухова

______________________________________________________
1 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.03 № 61-ФЗ.
2 Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 № 5221-1.
3 Внутренний таможенный транзит – аналог существующей сегодня процедуры доставки товаров под таможенным контролем.
4 Бланкетная норма – норма, которая содержит отсылку к правилам, устанавливаемым отдельным нормативным актом (например, правилам техники безопасности, СНиПам). – Примеч. редакции.
5 Приказ ГТК России от 17.04.2000 № 299 «Об утверждении Положения о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций». – Примеч. редакции.
6 Компания – таможенный брокер. – Примеч. редакции.
7 Коммерческими документами являются счета-фактуры (инвойсы), отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговых сделок в соответствии с международными договорами, российским законодательством или обычаями делового оборота (ст. 11 ТК РФ). – Примеч. редакции.
8 Компания – таможенный брокер. – Примеч. редакции.
9 Компания – таможенный брокер. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль