Прогноз бюджета в условиях нестабильности

1731
Коссой Николай
финансовый аналитик ООО «БАЛЧУГ»
Многие компании в условиях экономического кризиса столкнулись с рядом проблем, в частности со снижением объемов продаж, рентабельности, сокращением отсрочек платежей, ростом дебиторской задолженности и т.д. Для преодоления кризисных явлений некоторые обратились к прогнозу бюджета.

Итак, разберем, что требуется учесть, разрабатывая прогноз бюджета.

Наша компания, занимающаяся поставкой офисных и иных товаров, требуемых для обеспечения функционирования бизнеса, почувствовала кризис в середине 2014 года. Отказ клиентов от инвестпрограмм, сокращение затрат за счет уменьшения количества и площадей офисов, оптимизации численности персонала непосредственно сказались на нашей деятельности и привели к ряду проблем.

  • Снижение объема продаж привело к значительному снижению рентабельности, 2014 год закончили практически с нулевой прибылью.
  • В условиях сжатия ликвидности, нестабильных валютных курсов и больших инфляционных ожиданий наши клиенты стали стремиться к увеличению отсрочек платежей за поставленный товар, а также к установлению фиксированных цен на длительный период (3–12 месяцев).
  • Многие производители и дистрибьюторы стали уменьшать предоставляемые нам отсрочки платежей, переходить на предоплату и фиксировать отпускные цены только на короткие сроки.
  • Уменьшение кредиторской задолженности перед поставщиками и покупателями, рост дебиторской задолженности увеличили потребность в оборотном капитале и привлечении внешнего финансирования при одновременном, примерно в полтора раза, росте стоимости банковских кредитов.
  • Появились требования от поставщиков о предоставлении банковских гарантий оплат.
  • Рост расходов на банковские услуги.

Так как все больший объем продаж осуществляется по контрактам, выигранным по результатам тендеров в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, наша компания все более активно участвует в тендерах и аукционах. Из-за того что главнейшим критерием для выигрыша является цена, в условиях ценовой конкуренции снижается норма валовой прибыли. Одновременно растут операционные издержки, связанные с подготовкой (часто впустую) большого объема конкурсной документации и необходимостью вносить значительные денежные средства или предоставлять банковскую гарантию в качестве обеспечения участия в конкурсе и обеспечения исполнения контракта (сумма обеспечения зачастую превышает стоимость самого контракта). В результате рентабельность по тендерным контрактам начинает стремиться к нулю. И ситуация все более осложняется. Растет число производителей, желающих напрямую, без торговых посредников участвовать в конкурсах. Требуется привлечение дополнительного объема финансирования для предоставления покупателям длительных отсрочек и фиксирования цен на достаточно длительный период времени.

Учитывая перечисленные проблемы, при составлении бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств на 2015 год мы приняли во внимание следующие условия.

  • Усиление тренда снижения объема продаж предыдущего года.
  • Продолжение и углубление кризиса - сокращение бюджетных расходов на 10-15 %, дальнейший спад инвестиционной активности.
  • Изменение ситуации, связанной с конкурсами и тендерами на закупки (сказано выше).

Варианты прогноза бюджета

Было выполнено три варианта годового прогноза: базовый, оптимистичный и пессимистичный. В бюджетах мы предусмотрели снижение продаж в 2015 году в пределах 10–24 % к 2014 году (оптимистичный и пессимистичный прогнозы составляют соответственно /- 5% от базового), а также еще ряд показателей:

  • сохранение нормы валовой прибыли (торговой наценки) на уровне 2014 года;
  • сохранение структуры затрат;
  • снижение переменных издержек пропорционально объемам продаж;
  • сохранение нетто-задолженности контрагентов на уровне 2014 года.

Прогнозы бюджета показали, что при принятых допущениях к концу 2015 года в компании может сложиться следующая ситуация:

  • остатки денежных средств на счетах и в кассе относительно начала года снизятся вдвое;
  • годовая рентабельность продаж будет в интервале от нуля до -0,5 %);
  • в течение года будет наблюдаться недостаток оборотных средств для финансирования текущей деятельности.

Эта ситуация является неприемлемой. Поэтому мы внесли коррективы с учетом двух целевых задач:

  1. Не допустить снижения остатка денежных средств на счетах и в кассе на 31.12.15 относительно 01.01.15;
  2. Обеспечить годовую рентабельность продаж не ниже 1,5 %.

Прогноз бюджета. Моделирование

В ходе моделирования на на прогнозной модели бюджетов (в таблицах Excel) при принятых ограничениях было показано, что перечисленные задачи могут быть выполнены при сокращении расходов по следующим статьям.

Фонд оплаты труда. Сокращение на 10 %. За счет временного изменения положения о премировании, а именно уменьшения коэффициентов зависимости зарплаты сотрудников коммерческих и закупочных подразделений от объема продаж и торговой маржи. Причем тем большего относительного уменьшения этих коэффициентов, чем выше объемы продаж и маржи (прогрессивная шкала, которая ограничивает рост максимальных зарплат), а также за счет значительного сокращения премий к юбилейным и памятным датам сотрудников компании.

Транспортные расходы. Сокращение на 5 %. В том числе за счет дальнейшей оптимизации маршрутов перевозок, графиков заказа машин, компенсации расходов сотрудников за использование личных автомобилей в служебных целях.

Маркетинг и реклама. Сокращение на 40 %. Главным образом, за счет снижения стоимости ежегодного выпуска каталогов наших товаров: удешевления бумаги, полиграфического оформления, уменьшения тиража при более точном адресном распространении, уменьшения объема имиджевой рекламы общего характера, а также сокращения количества и стоимости всевозможных подарков нашим клиентам.

Расходы на хозяйственные и социальные нужды. Сокращение на 30 %. Предполагается за счет:

  • снижения расходов на 40 % на материалы для обслуживания помещений (использования более дешевых моющих и чистящих средств, ароматизаторов, материалов для косметического ремонта помещений);
  • сокращения расходов на обучение в два раза (традиционно для нас это значительная статья расходов - сделаем паузу, перейдем, главным образом, на обучение собственными силами, с привлечением собственных ведущих специалистов, без приглашения дорогостоящих преподавателей и тренеров);
  • сокращения подписки на периодику, дублирующуюся в электронных справочно-информационных базах;
  • сокращения социальных расходов на 40 % за счет отказа от корпоративных мероприятий (летнего и новогоднего корпоративов), уменьшения расходов на празднование памятных дат (день рождения фирмы, 23 февраля, 8 Марта).

Необходимо подчеркнуть, что эти меры рассматриваются только на время преодоления кризисных явлений и по мере улучшения ситуации мы будем возвращаться к привычной для нас структуре расходов.

Утверждение бюджета

Рассчитанные по результатам прогноза бюджета предельные величины расходов были записаны помесячно в плановые статьи бюджетов на 2015 год и после утверждения генеральным директором и владельцем бизнеса стали обязательными.

Далее, в соответствии с бюджетным регламентом будет осуществляться ежемесячный план-фактный анализ и жесткий контроль отклонений от плановых величин расходов, торговой наценки, других показателей. При необходимости (в случае, если снижение или рост объема продаж, величина торговой наценки выйдут за пределы прогнозного интервала) бюджетные показатели будут корректироваться, чтобы обеспечить выполнение целевых задач.

Для недопущения технических разрывов (кассовых разрывов) при дефиците оборотных средств ведутся переговоры с банками о предоставлении необходимых кредитных лимитов на приемлемых условиях. Многолетний опыт бюджетного прогнозирования показывает, что расхождение наших годовых бюджетных прогнозов с фактическими данными составляет около 5 %.

Полезная статья? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль