Способы борьбы с откатами и снижения стоимости закупок

598
Сфера снабжения «золотое дно» для нечистых на руку менеджеров. При взаиморасчетах между юридическими лицами на стоимость приобретаемого или реализуемого товара порой влияет не только сложившаяся конъюнктура рынка, но и величина отката. Но есть дейсвенные способы борьбы с откатами и снижения стоимости закупок. Рассмотрим их.

Окончательное решение о выборе поставщика обычно принимается высшим руководством компании (собственником бизнеса, генеральным или финансовым директором), а организационная часть поручается функциональным менеджерам. При этом нельзя исключить, что благодаря усилиям последних в список рекомендуемых поставщиков попадут только те, кто проявит готовность предложить «интерес», а лицо, принимающее окончательное решение, будет медленно, но верно подводиться к выбору «нужного» поставщика.

Если величина «отката» не влияет на закупочную стоимость товаров или услуг, то какие-либо негативные последствия для компании отсутствуют. Куда хуже, если фактор «отката» отражается на закупочной стоимости товаров, особенно если сумма сделки велика или речь идет о выборе стратегического поставщика. Предвидя возражения, оговоримся, что высшее руководство, бесспорно, уделяет внимание расходной части бюджетов и лично контролирует подобные сделки. Но такой контроль осуществляется, как правило, по набору интегральных показателей, а информация для принятия решения может быть преподнесена в любом свете. Лично контролировать детали всех сделок физически невозможно, как и быть специалистом во всех областях.

Большинство мер противодействия (мотивация сотрудников, введение многоступенчатых процедур дополнительного контроля) не исключает фактора сговора внутри коллектива, но можно предложить альтернативный способ борьбы с откатами и снижения стоимости закупок.

Способы борьбы с откатами и снижения стоимости закупок

Схема реализации предлагаемого подхода довольно проста, и условно ее можно поделить на два основных этапа.

Первый этап. Независимая компания осуществляет мониторинг рынка по оговоренному перечню номенклатуры товаров или услуг с заданными качественными характеристиками (в т. ч. поставщиков). Результаты мониторинга на периодической основе (оговаривается отдельно) сохраняются в обобщенном прайс-листе и направляются в компанию, заказавшую мониторинг. Эту работу может выполнять и сотрудник внутри компании, не связанный с деятельностью отдела снабжения. Но в таком случае не исключена возможность сговора.

Второй этап. Цены в заключенных с поставщиком договорах, оформляемых заказах на закупку или заявках на оплату сравниваются с данными, полученными по результатам мониторинга. При попытке менеджеров заключить договор или оформить заказ, в котором стоимость конкретной товарной позиции превышает заданное отклонение от среднерыночной или минимальной цены, документ блокируется и направляется на утверждение финансовому директору. Использование информационной системы в этом случае позволит выявлять расхождение в ценах автоматически.

Преимущество данного подхода заключается в том, что факты превышения закупочных цен над среднерыночными или минимальными можно выявлять как непосредственно в момент оформления заказа, так и на стадии заключения договора.

Остается добавить, что, действуя подобным образом, компания получает возможность реально сэкономить, сократив стоимость закупок в среднем на 5–7 процентов.

Подготовлено по материалам системы "Финансовый директор".

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль