Сигнальные показатели для топ-менеджмента

799
Покалюхин Дмитрий
финансовый директор ООО «Адидас»
Система сигнальных показателей позволяет оперативно реагировать на проблемы, возникающие перед компанией и своевременно принимать необходимые действия для их устранения. Кроме того, с помощью полученной информации, финансовая служба обеспечивает топ-менеджмент оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Главная идея системы сигнальных показателей - создать набор индикаторов (коэффициентов, статей финансовой отчетности, показателей) для топ-менеджмента компании, которые не требуют серьезных усилий на подготовку, позволяют оперативно отслеживать текущую ситуацию в бизнесе, не вдаваясь во все тонкости и нюансы. Создать для своей компании подобную систему под силу любому финансовому директору, не прибегая к покупке и внедрению дорогостоящих информационных систем.

Принципы отбора сигнальных показателей для топ-менеджмента следующие:

Необходимость и достаточность. Система сигнальных показателей должна соответствовать своему названию. Необходимо анализировать только те показатели, которые характеризуют изменения, произошедшие в ключевых зонах бизнеса, или факторы внешней среды, вызвавшие эти изменения.

Всесторонний взгляд на ситуацию. Сигнальные показатели должны не только информировать о намечающихся тенденциях, но и дополнять друг друга в процессе анализа. Например, прирост (падение) посещаемости магазина свидетельствует о том, как изменился потенциальный спрос за прошедший период. В то же время этот показатель крайне важен для любой розничной компании, так как напрямую отвечает на вопросы, что происходит с прибылью, в чем причины ее падения.

Уровень топ-менеджмента. Система агрегированных показателей нацелена именно на уровень топ-менеджмента. Например, в текущей ситуации генеральный директор, скорее всего, захочет отслеживать дебиторскую задолженность. Однако ему вряд ли стоит погружаться в подробный отчет с детализацией по срокам задолженности, группам контрагентов, достаточно видеть долю просрочек и суммы погашения. При этом набор сигнальных показателей должен формироваться с участием руководства.

Скорость подготовки. Данные по показателям должны предоставляться максимально оперативно. Если какая-либо информация или расчеты задерживают работу, лучше их не дожидаться.

Что позволяет контролировать система сигнальных показателей

Начать разработку сигнальных показателей лучше с определения сфер бизнеса, требующих повышенного внимания со стороны главного финансиста компании. Например, крайне важно следить за объемом реализации, состоянием дебиторской задолженности, товарными запасами, денежным потоком, финансовым состоянием и пр.

Следующий шаг - определиться с тем, как часто отслеживать показатели - ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Конечно, мечта любого финансиста получать данные ежедневно, а еще лучше - в режиме on-line. Но здесь важно не перестараться. Скорей всего, выяснится, что времени на ежедневное отслеживание даже небольшого набора показателей просто нет, к тому же существующие в компании информационная система и принятая технология ведения учета как финансового, так и управленческого просто не позволят в такие сроки получить достоверные данные.

Наконец, последнее, что остается сделать, - определить набор показателей, которые будут отражать текущее положение дел в компании. Пожалуй, это самое сложное. Универсальных рецептов и перечней показателей просто не существует. Все зависит от специфики бизнеса, финансового состояния компании и рынка, на котором она работает, возможностей финансовой службы и многих других факторов. Главный принцип - в систему должны быть включены те показатели, которые характеризуют финансовое благополучие компании и при этом управляемые (например, затраты на персонал). А также индикаторы, не зависящие от решений руководства, но влияющие на состояние бизнеса (рост или падение рынка сбыта).

Забегая вперед, отметим, что анализ показателей проводится в динамике, сравнение может осуществляться не только с прошлым годом, но и с прошлым месяцем, с прошлой неделей. Не лишним будет сравнить фактические значения сигнальных показателей с данными из последней версии бюджета или антикризисного плана.

На практике часто бывает так, что с началом кризиса набор показателей пересматривают.

Показатели, которые контролируются еженедельно

Многие компании вводят двухуровневую систему сигнальных показателей - еженедельные и ежемесячные индикаторы. Каждую неделю топ-менеджмент анализирует объем продаж, изменение товарных остатков, долю просроченной дебиторской задолженности, ее изменение за неделю и др. Иначе говоря, еженедельные отчеты включают узкий набор агрегированных показателей, позволяющих отследить текущую ситуацию в бизнесе и намечающиеся негативные тенденции.

Продажи. Что включить в перечень показателей, характеризующих продажи, зависит от того, «играет» ли компания с ценовой политикой или нет. Если ценовая политика остается единой и не меняется, то достаточно отслеживать выручку и ее прирост (падение) в динамике. Сравнение трех показателей - прироста (падения) по выручке и по объему продаж в натуральном исчислении, а также средней цены реализации - поможет компаниям, тестирующим различные ценовые стратегии, изучить эластичность спроса.

Эффективность розничной сети. В системе обязательно должны присутствовать сигнальные показатели, специфические для бизнеса и влияющие на уровень его прибыльности. Назовем их условно индикаторами эффективности. Для торговых сетей это посещаемость магазинов (потенциальный спрос), а также доля покупателей среди посетителей (реализованный спрос). Эти два показателя замечательно иллюстрируют тенденции в рознице. Например, на прошлой неделе в магазин заходили около 1000 человек, из них покупателями становились 10 процентов, сегодня - 700 (падение на 30 процентов) и 8 соответственно. Делаем вывод о снижении спроса как потенциального, так и реализованного. Дальнейшее изучение данной проблемы поможет понять, в чем причина - в высокой цене, в падении платежеспособности населения или в чем-то ином.

Еще один важный агрегированный показатель, который отслеживают еженедельно, - чистый прирост продаж. Например, за первую неделю апреля суммарная выручка 100 магазинов сети составила 95 тыс. долларов, за ту же неделю прошлого года и по тем же магазинам - 100 тыс. долларов. Отсюда чистый прирост продаж - минус пять процентов (95 : 100 × 100% - 100%), что говорит о спаде спроса в целом по всей торговой сети, то есть динамика в рознице отрицательная.

Дебиторская задолженность. Еженедельно контролируются общий объем дебиторской задолженности, доля просроченной, изменение резерва по сомнительным долгам, а также суммы погашения за прошедшую неделю. Общий уровень состояния дебиторской задолженности представляется в укрупненном виде. Естественно, ведется детализация показателя на погашенную в срок и просроченную задолженности (на 30, 60, 90, 180 дней), но эта информация на уровень топ-менеджмента не выносится.

Можно перейти с ежемесячного расчета резерва по сомнительным долгам на еженедельный. Этот показатель служит хорошим индикатором качества дебиторской задолженности. Например, его рост свидетельствует, что ситуация с возвратом долгов ухудшилась. А падение резерва одновременно с увеличением доли просроченной задолженности говорит о том, что удалось вернуть старые долги, но возникли проблемы с новыми, более «свежими»

Товарные остатки. Товарные остатки (товарная масса) в натуральном выражении отслеживаются по рознице (каналам сбыта), складу и транзиту и сравниваются в динамике с объемом продаж. Подобный анализ позволяет выявить риск затоваривания (если товарные остатки растут, транзит сохраняется в прежнем объеме, а продажи падают) или недостаточного обеспечения каналов сбыта товарами (риск дефицита). И то и другое грозит компании потерянной прибылью.

Персонал. Пожалуй, сейчас для любой компании крайне актуально отслеживать производительность труда и добиваться ее максимального роста. Можно еженедельно контролировать выработку сотрудников центрального склада (среднее количество единиц отгруженной продукции на человека в час). Если выработка упала - это сигнал о том, что персонал простаивает. Следовательно, чтобы не допустить роста стоимости обработки продукции на складе, необходимо оптимизировать расходы на оплату труда. Например, пересмотреть график работы.

Кредиторская задолженность. Обязательства перед банками контролируют ежедневно, перед контрагентами - еженедельно. Как ключевые показатели можно использовать общий объем кредиторской задолженности (с разбивкой по периодам), соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (в том числе по срочности). Например, если у компании значительная краткосрочная кредиторская задолженность, а дебиторская - преимущественно долгосрочная, это грозит кассовым разрывом в ближайшем будущем.

Макроэкономические индикаторы. На любой бизнес влияют внешние факторы. Например, прибыль транспортной компании во многом зависит от средней цены на ГСМ, а значит, от цен на нефть. Такие макроэкономические показатели обязательно следует включить в сигнальную систему. Стоит еженедельно отслеживать курсы рубля, доллара и евро, если закупки товара осуществляются в валюте.

Подготовлено по материалам системы "Финансовый директор".

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль