Формула и график безубыточности: как определить минимальный уровень продаж

47389
Формула расчета и график безубыточности позволит определить тот уровень продаж, при котором компания не будет ни терять, ни зарабатывать деньги. Расскажем, как построить 4 вида графиков безубыточности от упрощенного до графика, показывающего влияние изменяющихся цен.

В этой статье расскажем как построить несколько видов графиков безубыточности

  • упрощенный;
  • включающий влияние ступенчатого прироста затрат;
  • учитывающий влияние объема закупок;
  • включающий влияние изменяющихся цен.

Расчет точки безубыточности необходим практически любой компании. Обычно имеется очень узкий диапазон отпускных цен и затрат, в рамках которого компания может работать прибыльно. Если она не установит минимальную цену на уровне, покрывающем ее постоянные и переменные затраты, она быстро израсходует свои денежные резервы и выйдет из бизнеса. В условиях конкуренции цены опускаются до уровня, на котором они едва покрывают издержки, и прибыль очень невелика либо отсутствует вовсе. На этом уровне только компании, хорошо знающие свои уровни безубыточности и уровни безубыточности своих конкурентов, могут принимать правильные решения о ценах и издержках, позволяющие сохранять конкурентоспособность.

Как рассчитать точку безубыточности

Разберем, как рассчитать точку безубыточности (также известную как соотношение «издержки - объем - прибыль»), а также несколько более сложных вариантов ее базовой формулы.

Формула безубыточности очень проста. Чтобы рассчитать точку безубыточности, надо сложить все постоянные издержки по анализируемой компании или продукту и разделить их на соответствующую норму валовой прибыли. Результатом является уровень продаж, при котором компания не будет ни терять, ни зарабатывать деньги, это и есть точка безубыточности. Формула следующая:

Формула безубыточности

Скачайте полезные документы, которыми пользуются ваши коллеги:

Иконка WordПорядок анализа безубыточности компании «Альфа»

Иконка WordОтчет о безубыточном объеме продаж

Графики безубыточности

Для тех, кто математической формуле предпочитает графическое представление, может быть информативным график безубыточности. 

Упрощенный график

На примерном графике, показанном на рис. 1, мы провели горизонтальную линию, представляющую постоянные издержки, которые должны быть покрыты валовой прибылью, независимо от уровня продаж. Уровень постоянных издержек будет колебаться с течением времени и вместе с экстремальными изменениями объема продаж, но мы предполагаем отсутствие каких-либо изменений ради упрощения анализа. Кроме того, имеется восходящая линия, которая начинается в левом конце линии постоянных издержек и проходит направо через весь график. Это процент переменных издержек, типа прямых затрат труда и материалов, которые необходимы для создания продукта. Последним важным компонентом графика является линия продаж, которая начинается в нижнем левом углу графика и идет в верхний правый угол. Объем продаж в денежном выражении указан на вертикальной оси, а величина производственных мощностей, использованных для создания реализованной продукции, указана на горизонтальной оси. Наконец, имеется линия, которая проходит вправо от отмеченной точки безубыточности и всегда находится между линией продаж и линией переменных издержек. Она отражает затраты на налог на прибыль. Это основные компоненты графика безубыточности.

Рисунок 1. Упрощенный график безубыточности

Упрощенный график безубыточности

Полезно также заглянуть между строк графика и понять, что представляют собой объемы. Например, как отмечено на рис. 1, область под линией постоянных издержек показывает сумму постоянных издержек, которую необходимо покрыть прибылью от продукта. Область между линией постоянных издержек и линией переменных издержек показывает общие переменные издержки при разных объемах продаж. Область ниже линии прибыли и выше линии переменных издержек — это расходы на уплату налога на прибыль при различных объемах продаж. Наконец, область ниже линии выручки и выше линии налогов на прибыль показывает величину ожидаемой чистой прибыли при разных объемах продаж.

График безубыточности, включающий влияние ступенчатого прироста затрат

Хотя предыдущий график безубыточности представляется довольно простым, существуют дополнительные переменные, которые могут сделать реальный анализ безубыточности гораздо более трудным для понимания. Одной из таких переменных являются постоянные издержки. Это противоречие в определении, поскольку любые издержки могут меняться с течением временем или выходить из числа факторов производства. Например, накладные расходы по группе инженеров могут считаться постоянными издержками, если продуктовая линия требует регулярных улучшений и усовершенствований. Однако как быть, если руководство решает постепенно снимать продуктовую линию и «доить» ее ради денежного потока, вместо того чтобы поддерживать качество и стиль продукта на современном уровне? Если так, то инженеры больше не нужны, и связанные с ними постоянные издержки исчезают. Любая ситуация, где руководство, по существу, устраняет продуктовую линию в долгосрочном плане, вероятно, приведет к снижению накладных расходов.

Гораздо более распространено изменение постоянных издержек вследствие привлечения дополнительных работников или оборудования для поддержки возросшего уровня сбытовой активности. Как отмечено на графике безубыточности, представленном на рис. 2, постоянные издержки шагнут на более высокий уровень (явление, известное как ступенчатый прирост затрат — step costing) при достижении определенного уровня загрузки производственной мощности. Примером является ситуация, когда компания достигла максимума в использовании одной смены и должна добавить управленческие и другие накладные расходы, типа затрат на электроэнергию и природный газ, для того чтобы ввести дополнительную смену.

Другим примером является ситуация, когда должен быть введен в строй новый цех или куплена дополнительная машина. Всякий раз, когда это случается, руководство должно пристально взглянуть на объем постоянных издержек, которые появятся, поскольку после их добавления уровень чистой прибыли может оказаться ниже, несмотря на возросший объем продаж.

На рис. 2 максимальная величина прибыли, которую компания может получить, находится на уровне продаж как раз перед появлением дополнительных постоянных издержек, поскольку увеличение постоянных издержек является столь значительным. Хотя ступенчатый прирост затрат не всегда предполагает такое крупное увеличение издержек, как показано на графике, это, несомненно, важный фактор, о котором нужно помнить при наращивании мощностей с целью обеспечения дополнительного объема продаж. Короче, большие продажи не обязательно ведут к большей прибыли.

Рисунок 2. График безубыточности, включающий влияние ступенчатого прироста затрат

График безубыточности, включающий влияние ступенчатого прироста затрати

График безубыточности, включающий влияние объема закупок

Следующей переменной в формуле безубыточности является линия переменных издержек. Хотя кто-то может подумать, что переменные издержки — это просто процентная доля, которая состоит из трудовых и материальных затрат и никогда не колеблется, это не так. Эта доля может колебаться значительно и нередко падает, в то время как объем продаж возрастает. Причина изменения в том, что при размещении крупных заказов отдел снабжения может получить лучшие условия от поставщиков. Кроме того, поставки в объеме полной загрузки автомобиля или вагона приводят к меньшим транспортным расходам, чем при малых партиях. Результат показан на рис. 3, где процент переменных издержек достигает максимума, когда объем продаж минимален, и постепенно снижается по мере роста объема.

Рисунок 3. График безубыточности, включающий влияние объема закупок

График безубыточности, включающий влияние объема закупок

Поскольку материальные и транспортные издержки имеют тенденцию сокращаться при росте объема, то очевидно, что прибыль будет расти в ускоренном темпе по мере того, как объем продаж идет вверх, хотя при более высоких уровнях загрузки мощностей могут появиться проблемы ступенчатого прироста затрат.

Еще одной проблемой является то, что доля переменных издержек не будет сокращаться равномерно. Вместо этого, как показано на рис. 3, будут существовать конкретные уровни объема, при которых издержки будут падать. Это объясняется тем, что снабженцы могут договариваться о снижении цен только при определенных объемах закупок. После получения такой ценовой скидки другой возможности для дальнейшего снижения цены не представится, пока не будет достигнут иной и более высокий уровень объема.

Изменения постоянных и переменных издержек в анализе безубыточности являются сравнительно простыми и предсказуемыми, но теперь мы переходим к последней переменной — объему продаж, — который может изменяться по нескольким причинам, что делает его предсказание самым трудным из трех компонентов.

Первой причиной, по которой линия объема на графике безубыточности может отклоняться, является ассортимент проданных товаров. Идеально прямая линия объема, восходящая из нижнего левого в верхний правый угол графика, предполагает, что на всех уровнях объема будет продаваться абсолютно одинаковый набор товаров. К сожалению, это действительно редкая ситуация, поскольку какой-то товар всегда становится более популярным у покупателей, что приводит к большим продажам и изменению общей товарной структуры. Если нормы прибыли различных реализуемых товаров различаются, тогда любые изменения в товарной номенклатуре приведут к изменению, вверх или вниз, объема продаж, что может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на итоговую прибыль. Поскольку очень трудно предсказать, как ассортимент продаваемых товаров будет изменяться при разных объемах продаж, большинство финансовых директоров не пытаются менять товарную структуру в своих проектировках, принимая тем самым риск того, что в ней могут произойти некоторые отклонения.

График безубыточности, включающий влияние изменяющихся цен

Более распространенной проблемой, которая воздействует на линию объема в расчете безубыточности, является то, что цены товаров не остаются неизменными при росте объема. Напротив, компания обнаруживает, что она может устанавливать высокую цену вначале, когда товар новый и конкурирует с небольшим числом других товаров в небольшой нише рынка. Позже, когда руководство решает увеличить производство, цена единицы товара снижается, чтобы обеспечить продажи более широкому кругу покупателей или посредникам, которые могут выбирать между конкурирующими товарами.

Например, цена персонального компьютера когда-то была на уровне $2000, что было доступно менее 10% семей. Сейчас цена персонального компьютера упала до $300, и более 70% семей имеют их. Таким образом, больший объем ведет к снижению цены единицы товара. Результат проявляется на рис. 4, где выручка от реализации единицы продукции постепенно снижается, несмотря на продолжающийся рост объема производства, что становится причиной гораздо более медленного увеличения прибыли, чем было бы при росте выручки по прямой, неизмененной линии.

Рисунок 4. График безубыточности, включающий влияние изменяющихся цен

График безубыточности, включающий влияние изменяющихся цен

Расчет точки безубыточности на рис. 4 может заставить менеджеров дважды подумать, прежде чем проводить стратегию высокого объема продаж, поскольку отнюдь не обязательно, что прибыль возрастет. Единственный способ быть уверенным в размере ценовых скидок состоит в переговорах с оптовиками или в продаже товара на пробных рынках в диапазоне более низких цен, чтобы определить изменения в объеме. В противном случае менеджеры будут действовать в условиях отсутствия соответствующей информации.

Кроме того, в некоторых случаях единственным способом выжить является продолжение снижения цен в погоне за большим объемом, поскольку нет рыночных ниш
с высокими ценами, где можно продавать.

График безубыточности на рис. 4 является хорошим примером того, как реально выглядит анализ безубыточности на рынке. Постоянные издержки подскакивают на различных уровнях загрузки производственных мощностей, переменные издержки снижаются при разных уровнях объема, а цена единицы товара падает с увеличением объема. Учитывая подвижность модели, целесообразно периодически пересматривать ее в свете постоянных изменений на рынке, чтобы обновить допущения и уточнить расчет точки безубыточности и предполагаемых уровней прибыли.

Полезный материал? Добавьте страницу в закладки, сохраните или распечатайте. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль