Бюджет продаж: основные показатели и способы составления

5816
Бюджет продаж для большинства компаний является одним из самых сложных. Из него должно быть понятно, какая продукция или услуги планируются к реализации, в каком количестве, по какой цене и какому покупателю. При составлении бюджета продаж стоит учесть специфику деятельности компании, ее бизнес-процессы.

В статье мы расскажем о следующем:

  • Бюджет продаж - понятие и сущность
  • Показатели бюджета продаж
  • Способы его составления

Бюджет продаж можно назвать основным в системе бюджетирования для большинства компаний. Он определяет планируемый объем продаж товаров, оказания услуг и служит основанием для расчета показателей других функциональных, а также основных бюджетов (см. схему).

Взаимосвязь бюджетов продаж и поступления денежных средств за реализованную продукцию с другими планами

Взаимосвязь бюджетов продаж и поступления денежных средств

Бюджет продаж. Показатели

В первую очередь из бюджета продаж должно быть понятно, какая продукция (услуги) планируется к реализации, в каком количестве, по какой цене и какому покупателю (см. таблицу 1 ниже). Все это обязательно для бюджета продаж любой компании независимо от вида ее деятельности.

Таблица 1. Бюджет продаж металлургического комбината (извлечение)

Бюджет продаж металлургического комбината

Остальные показатели и аналитические признаки определяются исходя из особенностей деятельности компании, ее организационно-функциональной структуры, регионов сбыта, способов реализации продукции, требований менеджмента компании к информации и многих других факторов.

Например, для компании, реализующей свою продукцию на нескольких рынках, важно иметь информацию в разрезе регионов продаж, покупателей. Поэтому в бюджет продаж вводятся такие аналитические признаки, как тип рынка (внутренний и внешний), регион и покупатель. Если компания пользуется несколькими каналами сбыта и разными договорными схемами (по договорам прямой поставки, продажи через дистрибьюторские сети, продажи по договорам комиссии), это также должно найти свое отражение в бюджете.

В бюджете продаж необходимо указать не только объем отгруженной продукции, проданных товаров, оказанных услуг, но и планируемое поступление денежных средств. Ведь реализация может осуществляться как на условиях предоплаты (полной или частичной), так и в кредит. Для таких ситуаций дополнительно вводится бюджет поступления денежных средств за реализованную продукцию (см. таблицу 2). В нем указывается информация о планируемом состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о поступлении денежных средств на расчетные счета компании.

Таблица 2. Бюджет поступления денежных средств за реализацию продукции (извлечение), тыс. руб.

Бюджет поступления денежных средств за реализацию продукции

Способы составления бюджета продаж

Существует несколько способов составления бюджета продаж. Самый простой - умножить объем продаж в натуральном выражении и цену реализации за прошлый год на определенный коэффициент прироста. Такой способ подходит для стабильных компаний, имеющих постоянную номенклатуру и рынки сбыта.

Пример

Деревообрабатывающая компания планирует в следующем году увеличить объем продаж в натуральном выражении на 10% и поднять цену на реализуемую продукцию на 15%. В текущем году она реализовала 10 000 куб. м пиломатериалов в среднем по 9 тыс. руб. за кубометр.

Соответственно, в следующем году ее объем реализации составит 11 000 куб. м (10 000 куб. м (100% + 10%) : 100%) или 113 850 тыс. руб. (11 000 куб. м x 9 тыс. руб/куб. м (100% + 15%) : 100%).

Если у компании есть портфель подписанных или планируемых к заключению долгосрочных договоров поставки, то бюджет продаж можно составлять на его основании. Цены продукции или услуг, закладываемые в бюджет продаж, также планируются на основе контрактов.

Еще один способ составить бюджет продаж - от возможностей производства. Он применяется компаниями, продукция которых пользуется постоянным спросом на рынке. Объем продаж в натуральном выражении определяется на основе данных производственной программы, а цены на продукцию - по результатам маркетинговых исследований, а также с учетом прогноза показателей экономического развития (прогнозы по инфляции, курсам валют).

Для компаний, реализующих свою продукцию на высоко конкурентных рынках, перечисленные способы планировании продаж не годятся. Им для того, чтобы оценить возможности сбыта продукции и определиться с ценами, необходимо провести маркетинговые исследования рынка, оценить свою возможную долю, спрос на продукцию.

Бюджет продаж формируют подразделения, отвечающие за сбыт, например отдел продаж или коммерческая дирекция. Также в этом процессе могут принимать участие маркетинговые подразделения (представлять данные об исследовании рынка), производственный отдел (информировать об остатках на складах готовой продукции, существующих производственных мощностях).

Полезная статья? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль