Расчет численности персонала

8458
Порой в некоторых подразделениях у одних управленцев в подчинении 10-15 сотрудников, а в других отделах на 2-3 работника приходится свой руководитель. Не слишком ли много начальников при таком количестве подчиненных? Чтобы это понять, надо провести расчет численности персонала. Попробуем разобраться, какая численность персонала является приемлемой и какое количество сотрудников должно находиться в подчинении одного менеджера.

Чтобы определить оптимальное соотношение руководителей и исполнителей, необходимо сначала проанализировать структуру организации и произвести нужные расчеты. Рассуждая здраво, нельзя одинаково подходить к соотношению управленцев и исполнителей в каждом подразделении, ведь что оптимально для одной службы компании, совершенно неприемлемо для другой.

Расчет численности персоналаЧтобы определить, насколько оптимально в компании соотношение управленцев и исполнителей, надо рассчитать, какое число руководителей идеально для организации, а затем сравнить полученный результат с реальной численностью начальников разного уровня. К сожалению, не существует единых и четких правил для подобного расчета численности персонала. Значит, нужно собственноручно, из имеющихся способов, выбирать самые действенные.

Определение количества руководящих сотрудников

Психологи утверждают: подразделение будет слаженно работать в том случае, если одному управленцу подчинено в идеале семь плюс-минус два исполнителя. Данную норму можно применить ко всем руководящим работникам. Если говорить о топ-менеджере, то его подчиненными считаются заместители (от трех до пяти сотрудников), а также руководители трех служб компании - кадровой, юридической и PR.

Имеются разработанные социологами и психологами правила и нормы, определяющие, какое количество заместителей может быть у начальника подразделения (которое не занимается производством интеллектуального продукта) в зависимости от числа подчиненных в данном подразделении.

Как рассчитать численность управленцев и исполнителей в новой структуре организации? Необходимо составить штатное расписание, указав в нем рядовых сотрудников и исполнителей. Исходя из перечня задач, которые будут поставлены перед новым подразделением, определить, какие именно исполнители и в каком количестве потребуются.

Если же расчеты производятся по давно работающему подразделению, нужно взять штатное расписание этой структуры и разделить общее число рядовых сотрудников на 7 или 9 (средняя норма), или же на другое число (учитывая специфику работы службы). В результате получится показатель числа управленцев нижнего звена. Дальше, действуя подобным образом, можно определить, сколько должно быть менеджеров среднего звена, разделив общее число управленцев нижнего звена на 7 или 9 (либо на число, исходя из специфики отдела). Разделив количество руководителей среднего уровня на такое же число, можно узнать, сколько должно быть топ-менеджеров.

Затем можно сопоставить получившиеся числа с фактическим количеством управленцев всех уровней в компании.

Норматив оптимального соотношения между численностью персонала

Для того чтобы не затевать сложных расчетов, нужно проанализировать, сколько руководителей, специалистов и других работников трудилось в организации за последние пять лет, получите средние показатели, затем установите, сколько было работников каждой категории в каждый из пяти лет, сложите показатели и разделите на пять (по каждой категории отдельно). Затем следует рассчитать соотношение каждой категории друг к другу и принять это за норму. Чтобы в дальнейшем проверить, соответствует ли внутреннему стандарту количество работников разных категорий, которые сейчас трудятся в вашей организации.

Можно сделать расчеты по формуле Розенкранца. Этот метод позволяет учитывать все вероятные факторы, которые оказывают влияние на численность административно-управленческого аппарата. При помощи формулы можно проверить, соответствует ли число руководителей фактической потребности в этих управленцах.

При определении нормы - сколько исполнителей должно приходиться на одного управленца - следует избегать четных чисел, например 6, 8, 10. Такие числа легко делятся на два, что дает возможность подчиненным разделиться на две неформальные группы и противостоять друг другу. Такое противостояние обязательно окажет негативное влияние на трудовую атмосферу в коллективе. Лучше использовать нечетные числа.

Следует посмотреть, каким был фонд оплаты труда управленцев за последние три-пять лет. Финансовая служба компании предоставит сведения о выручке организации за эти годы. Далее рассчитайте соотношение фонда оплаты труда и выручки по формуле:

ФОТ д = В / ФОТ р,

где

ФОТ д - доля фонда заработной платы в выручке компании

В - выручка компании

ФОТ р - размер фонда оплаты руководителей

Метод Делфи

В вашей организации обязательно найдутся хорошо знающие специфику работы признанные специалисты. Следует привлечь таких авторитетных экспертов к планированию численности новых подразделений.

Специалисты HR-службы могут составить для экспертов опросники, в которых будут прописаны простые и четкие вопросы, к примеру:

  • Сколько сотрудников необходимо подразделению, чтобы оно успешно справлялось с порученным объемом работ?;
  • Сколько управленцев среднего звена нужно службе для эффективного управления?;
  • Какую часть в общем размере ФОТ должен составлять суммарный размер затрат на оплату труда руководителей разного уровня?.

Опрос следует проводить анонимно. Нужно проследить, чтобы эксперты не общались друг с другом. Затем HR-департамент на основании полученных ответов составляет интегральный документ, в котором перечислены все варианты предложенных решений, и раздает экспертам. Они тщательно анализируют все версии и выбирают наиболее оптимальные. После чего эти решения снова попадают к специалистам HR-службы, которые прорабатывают полученные отзывы, создают новый интегральный документ и возвращают его экспертам. Это продолжается до того момента, пока все эксперты не придут к единому решению. Метод Делфи хорошо работает совместно с прочими способами для определения необходимой численности руководителей компании.

Интересная статья? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль