Комплекс мер по повышению налоговой грамотности персонала бухгалтерских служб

1742
Борисова Наталья
финансовый директор холдинга «Пронто-Москва»
Какие задачи решал автор: снижение налоговых рисков, повышение квалификации бухгалтерского персонала, организация контроля его работы. За счет чего: реструктуризация департамента внутреннего аудита, создание налогового комитета, организация тренингов и глобальных финансовых конференций. Ключевой совет: никогда нельзя закрывать глаза на низкий профессиональный уровень финансовых специалистов, ведь именно они, не доглядев, либо от незнания могут случайно сбросить вашу компанию в бездну налоговых проблем.

Став финансовым директором «Пронто-Москва» в 2011 году, я столкнулась с тем, что главные бухгалтеры региональных подразделений очень плохо понимают специфику бизнеса холдинга. А заключается она вот в чем: управление финансовыми потоками распространяется на 25 входящих в него предприятий, практически каждое из которых имеет разветвленную филиальную сеть. Вторая особенность - параллельное ведение бизнеса в двух форматах: печатные и электронные СМИ.  И третья - мы иностранный холдинг, то есть, работаем как по российским стандартам, так и по МСФО. Так вот. На позиции главбухов филиалов зачастую к нам приходят специалисты из других сфер деятельности, и вы не представляете, в каком стрессе раньше они пребывали первые несколько месяцев, сколько ошибок совершали. Приведу пару примеров.

Существует такое понятие, как возврат нереализованной печатной продукции. В нашем бизнесе без этого никто не обходится. В соответствии с подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ мы можем уменьшать налогооблагаемую прибыль на потери в виде нереализованных товаров. Но не каждый новый бухгалтер был в курсе, что списывать такие товары можно в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания. 

Поскольку мы выпускаем рекламно-информационные издания, «Закон о рекламе» для нас не менее важен, чем Налоговый кодекс. Так, к примеру, все расходы на рекламу делятся на нормируемые и ненормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ). Ненормируемые расходы учитываются в составе себестоимости в полном объеме. Расчет нормированных расходов осуществляется следующим образом: включать затраты по рекламе в себестоимость (в течение налогового периода) можно в размере 1% от выручки (без учета НДС, а также акцизов) за этот период. Наружная реклама находится в списке ненормируемых расходов. Вопрос следующий: реклама на троллейбусе наружная или нет? Бухгалтера часто отвечали: «Наружная, потому что она снаружи». Однако для ответа на этот вопрос главбух должен воспользоваться не только Налоговым кодексом, но и проштудировать «Закон о рекламе», содержащий целый раздел на эту тему. Там в статье 20 четко прописано, что реклама на троллейбусах не наружная, а является рекламой на средствах транспорта, и расходы на нее нормируемые.

Для повышения налоговой грамотности персонала и контроля его работы я инициировала внедрение комплексной программы, включающей в себя такие меры, как реструктуризация департамента внутреннего аудита, создание налогового комитета, организация тренингов и глобальных финансовых конференций. Далее - обо всем по порядку.  

Реструктуризация департамента внутреннего аудита

До 2011 года департамент внутреннего аудита работал в рамках бизнес-дирекции, то есть, операционного подразделения, лишь косвенно причастного к решению финансовых вопросов предприятия. Его сотрудники когда-то были менеджерами по продажам, некоторые имели бухгалтерское образование. Проверки они проводили очень поверхностные. Пользы от них было мало.

Первое, что мы сделали, это перевели департамент внутреннего аудита в финансовую дирекцию. Таким образом, мы смогли контролировать деятельность его сотрудников. Когда встал вопрос, кого взять на позицию руководителя, подумывали пригласить стороннего специалиста из аудиторской компании. Но он не мог хорошо знать наш бизнес со всеми его тонкостями. Обратились к внутренним резервам, и нашли подходящего специалиста: главный бухгалтер одного из наших региональных предприятий. Она проработала достаточно много времени в холдинге, хорошо знает и налоговый, и бухгалтерский, и международный учет. Благодаря ей мы сделали огромный шаг вперед. Провели глобальную проверку работы наших филиалов. По ее результатам предприняли все необходимые меры, направленные на повышение квалификации персонала. Так, к примеру, каждый новый главный бухгалтер регионального предприятия первые два дня проводит в Москве, здесь мы подробно рассказываем ему про наш бизнес и описываем налоговую специфику именно нашей деятельности.

Также мы ввели четкие правила, в которых прописали, кто за что отвечает: теперь наши бухгалтеры оперируют только российским бухгалтерским и налоговым учетом, финансовый департамент - только международным учетом. А департамент внутреннего аудита владеет знаниями обо всех этих процессах, так как ему необходимо проверять все наши предприятия в Москве и регионах, контролировать корректность ведения налогового, бухгалтерского учета и отчетности по МСФО.

Интересная статья? ДОБАВЬТЕ СТРАНИЦУ В ЗАКЛАДКИ, РАСПЕЧАТАЙТЕ ИЛИ ПЕРЕШЛИТЕ КОЛЛЕГЕ. 

Создание налогового комитета

В борьбе с налоговыми рисками мы создали налоговый комитет, куда входят главный бухгалтер головной компании, руководитель департамента внутреннего аудита, методолог бухгалтерского налогового учета, руководитель финансового департамента и я. Теперь все работники бухгалтерии знают, куда при необходимости они могут обратиться с любой проблемой. На каждое совещание комитета участники приходят с большим количеством писем Минфина, комментариями Налоговой службы, решениями Высших арбитражных судов. Далее в формате дискуссии мы отметаем все объективно ошибочные версии. Если по итогам заседания на победу претендует несколько мнений, мы запрашиваем комментарии независимых аудиторских компаний. Однако это бывает крайне редко.

Тренинги для персонала

Мы стали проводить детальные тренинги по вопросам налогового учета, бухгалтерской отчетности и по работе с нашей корпоративной системой 1С. Даем каждому специалисту масштабное и очень полезное описание всех наших процессов и знакомим его с нашим налоговым мануалом. Это все наши мнения и налоговые решения с комментариями и обоснованиями, а также инструкции правильного формирования налоговой отчетности, сведенные в единый документ. Налоговый мануал регулярно обновляется и доступен для всех региональных предприятий. А главное, в нем нет ни строчки воды: только цифры, факты, транзакции и конкретные примеры.

Финансовые конференции

Практиковать подобные встречи мы начали более двух лет назад, когда сложных налоговых вопросов накопилось слишком много. Это - недельные рабочие дискуссии, на которых мы обсуждаем самые важные вопросы, существующие в компании на текущий момент. Они помогают нам быть уверенными в том, что все происходящие в холдинге процессы находятся в рамках правового поля. В этих конференциях принимает участие как московский персонал, так и специалисты наших региональных предприятий. 

За три года профессиональный уровень главных бухгалтеров в региональных подразделениях холдинга вырос в разы. Нам удалось не только обучить их, но и заинтересовать - они стали выступать со своими предложениями и давать активную обратную связь. Рост их профессионализма подтверждают и проверки внутреннего аудита. Так, если раньше лист замечаний был не листом, а целой книгой на 50-60 страниц, то сейчас замечания - это буквально 1-2 строки.

СПРАВКА О КОМПАНИИ

Холдинг «Пронто-Москва»
Год основания:  1992
Сфера деятельности: мультимедиа, выпуск рекламно-информационных изданий.
Основные факты: входит в состав Trader Media East Ltd., включает 25 предприятий в различных регионах России и странах СНГ. Главные проекты – электронная площадка «Из рук в руки»/irr.ru и печатная версия таблоида, порталы  job.ru и trucklist.ru, журнал «Коммерческие Авто – Из рук в руки», классифайд недвижимости Domania.ru, а также портал для автолюбителей Automania.ru. Штат более 3,5 тыс. человек.

Читайте также:

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль