Методы повышения капитализации компании, проверенные на практике

6509
Семакин Андрей
директор по внутреннему контролю ООО «НПО Петровакс Фарм»
Капитализацию компании можно рассчитывать различными способами, отталкиваясь от базовых способов оценки компании - доходного и сравнительного. В частности, провести все необходимые расчеты финансовый директор может с помощью метода отраслевых коэффициентов. Также стоит обратить внимание на показатель EBIDTA и коэффициент дисконта к стоимости публичных компаний.

Наиболее простой способ оценки стоимости бизнеса для компании, акции которой обращаются на бирже (оценка рыночной капитализации) – применение формулы Количество акций в обращении × Цена за акцию. Однако ее не всегда можно воспринимать как объективный показатель. Еще более сложной и запутанной выглядит ситуация с непубличными компаниями. Понять, сколько точно стоит бизнес, можно лишь продав его. Все остальное – лишь оценки и предположения, причем разной степени достоверности.

Всем известны три основных способа оценки компании:

  • затратный;
  • доходный;
  • сравнительный.

Первый метод в рамках данной статьи рассматривать не будем, поскольку он в большей степени относится к определению ликвидационной стоимости и распродаже активов, мы же рассматриваем действующий бизнес. Остальные способы ориентированы на «будущее» компании, то есть предполагают ее развитие.

Определение капитализации будущими денежными потоками

Начнем с известной формулы дисконтированного денежного потока:

Kd = WACC = f(CC)

CC = Risk_averse + State_premium + + Industry_premium + Ent_premium

где FCF(n) – свободный денежный поток n-го периода; Kd – коэффициент дисконта компании; TV – Terminal value, стоимость в конце периода; CC – стоимость капитала; Risk_averse – стоимость капитала при избегании риска; State_premium – премия за страновой риск; Industry_premium – премия за отраслевой риск; Ent_premium – премия за риск оцениваемого предприятия.

Из формулы следует, что капитализация определяется будущими свободными денежными потоками и премией за риск. Но поскольку ни на страновой, ни на отраслевой риски менеджмент повлиять не в состоянии, областью приложения его усилий становится риск, ассоциируемый непосредственно с предприятием.

Снизить размер дисконта можно за счет нескольких факторов, в их числе:

  • подготовка консолидированной отчетности по МСФО;
  • привлечение известного аудитора;
  • понятная и прозрачная юридическая структура компании;
  • оптимизация структуры акционерного капитала;
  • четкая регламентация процедур корпоративного управления;
  • внедрение систем финансового контроля и риск-менеджмента;
  • наличие стратегии развития и соответствующей ей мотивационной программы.

Отчетность по МСФО (или US/UK GAAP) и аудит. Без них, скорее всего, обсуждать сделку инвесторы даже не начнут. Для многих российских холдингов, которые существуют как формально неаффилированные группы, формирование консолидированной аудированной отчетности остается проблемой. И лишь акционеры могут повлиять на положение, согласившись с дополнительными тратами и поручив менеджменту отказаться от непрозрачных операций и организационной структуры. Задача финансового директора – убедить их в этом. Так можно добиться повышения капитализации.

Структура акционерного капитала при оценке капитализации играет существенную роль. Объяснить важность этого пункта можно с помощью простого примера. Допустим, акционеры привлекают инвестора для развития, финансирования проектов и т.д. Если в дальнейшем между акционерами возникнет конфликт, то компания получит набор сопутствующих проблем. Поэтому инвестору значительно проще иметь в совладельцах только одно юридическое лицо, то есть вывести возможные неурядицы за пределы консолидации, что лучшим образом скажется на росте капитализации.

Корпоративное управление, совет директоров и процедуры принятия решений. С одной стороны, инвестор положительно оценит должным образом сформированную структуру управления, разграничение полномочий, закрепленные документально, – это придаст некоторую уверенность, что действия менеджмента «от отчетности до отчетности» не повредят его интересам, а для владельцев бизнеса станет дополнительным аргументом в переговорах. Однако есть и обратные примеры влияния качества корпоративного управления на стоимость бизнеса. Один из последних – стоимость акций ТНК-ВР после покупки компании «Роснефтью» и отказа в выплате дивидендов упала со 101 до 35 рублей. Конечно, особо стоит отметить, что вопросы создания структуры корпоративного управления не входят в зону ответственности финансового директора, однако он должен обсуждать их с собственниками и менеджментом.

Риск-менеджмент как система в последние несколько лет обрел своего рода стандарт: формализованная структура, наличие карты рисков, контроль над изменением ситуации. К примеру, в фармацевтической отрасли наиболее существенны следующие риски: несоответствие продукции законодательным требованиям, неэффективность научных исследований и разработок, снижение рентабельности в условиях госрегулирования цен на препараты из списка жизненно важных.

Стратегия развития бизнеса, последовательная и понятная для инвестора. При оценке рассматриваются «будущие» денежные потоки компании, поэтому менеджменту и акционерам важно знать ответы на вопросы «что?», «как?» и «когда?». Перефразируя поговорку «покупают слухи, продают факты», можно сказать, что покупают стратегию, позволяющую заглянуть в будущее и нацеленную на увеличение капитализации.

Интересная статья? Добавьте страницу в закладки или распечатайте ее. 

Влияние финансового директора на денежный поток

Финансовый директор может максимизировать денежный поток с помощью ряда инструментов. Часть из них (система бюджетного контроля, финансовый контроль, риск-менеджмент, минимизация непроизводительных затрат, контроль за рабочим капиталом) не требует дополнительных пояснений. В рамках данной статьи стоит подробнее остановиться на таких инструментах, как модернизация оргструктуры, выделение в ней проектов развития, а также мониторинг проектов. Основных причин две: во-первых, управлять проектами нужно иначе, нежели устоявшейся операционной деятельностью, во-вторых, это связано с представлением финансовых результатов компании. Любое крупное изменение, например, региональное развитие, информационная система, корпоративный университет или переезд в новый офис, сначала требует инвестиций, и лишь потом они частично или полностью окупаются. Поэтому компания, формирующая отчетность, которая позволяет выделить проекты и не прячет все затраты в раздел «общепроизводственных» или «общехозяйственных», позволит как акционерам, так и потенциальным инвесторам правильнее оценить стоимость бизнеса.

Если проекты выделены в отдельные направления, при оценке капитализации компании можно использовать формулу:

DCF = DCF(as_it_is) + ∑Kpi × FCFi(n) : (1 + Kdi)n

где DCF(as_it_is) – дисконтированный денежный поток по текущей деятельности компании; Kpi – коэффициент вероятности реализации i-го проекта; FCFi – свободный денежный поток i-го проекта; Kdi – коэффициент дисконтирования i-го проекта.

Сравнительный метод

Теперь рассмотрим капитализацию компании с помощью инструментов сравнительного метода. Капитализацию бизнеса можно рассчитать с помощью метода отраслевых коэффициентов, по аналогии с рыночной стоимостью публичных компаний или же по аналогии со стоимостью компаний в рамках сделок M&A. В качестве примера вновь возьмем фармацевтическую отрасль, к которой относятся «НПО Петровакс Фарм» и «Акрихин» (нынешнее и предыдущее места работы автора статьи):

EV = Kd × average_(EVх : EBITDAх) × EBITDA+ + ∑Kpi × FCFi(n) : (1 + Kdi)n – Net_Debt

где Kd – коэффициент дисконта к стоимости публичных компаний; average_(EVx / EBITDAх) – среднеотраслевой показатель EV/EBITDA, Net_Debt – чистый долг оцениваемой компании.

ПРИМЕР

В процессе переговоров по сделке M&A между компаниями «Акрихин» и Polpharma базовая оценка капитализации рассчитывалась по формуле, приведенной выше, то есть через расчетный отраслевой коэффициент. Сложность заключалась в выборе правильного значения, поскольку в России не так много публичных фармкомпаний. Значителен был и разброс коэффициента EV/EBITDA: Фармстандарт – 20,1, ВероФарм – 12,6, МастерЛек – 10,8.

Влияние финансового директора на EBITDA и дисконт

Финансовому директору, который стремится повысить капитализацию бизнеса, стоит обратить внимание на показатель EBITDA и коэффициент дисконта к стоимости публичных компаний. Работа над повышением EBITDA в целом аналогична подходу к максимизации свободного денежного потока, который рассматривался ранее. Однако есть и некоторые хитрости, связанные, к примеру, с тем, что DCF считается по ожидаемым будущим денежным потокам, а EBITDA – «здесь и сейчас». Поэтому аренда или лизинг оборудования (они, как правило, дешевле, нежели стоимость собственного капитала) может дать более оптимистичную картину по методу DCF, а для максимизации текущего значения EBITDA полезнее привлечь кредит на их приобретение (проценты по кредиту и амортизация EDITDA не уменьшают). Распространен также метод «накачивания» продаж за счет роста остатков на складах дистрибуторов, которых стимулируют дополнительной отсрочкой или скидкой за объем – это уменьшает продажи следующего периода, зато в отчетном позволяет получить хороший результат. Зачастую также используются варианты наращивания стоков готовой продукции, что позволяет «спрятать» часть общепроизводственных расходов в активах компании, а также усиление претензионной работы, включая истребование просроченной дебиторской задолженности через суд.

Теперь о дисконте к капитализации публичных компаний. Повлиять на него можно с помощью следующих мер: повышения качества корпоративного управления, обеспечения юридической «чистоты», поддержания репутации компании и акционеров, совершенствования структуры владения, финансового аудита, аудита системы качества, а также готовности к проведению due diligence. Принцип прост: чтобы иметь коэффициенты, как у публичных компаний, стиль управления и контроля, отчетность должны быть максимально близки к их стандартам. Отличие лишь в том, что информация не становится общедоступной.

Среди перечисленных инструментов, влияющих на коэффициент дисконта, в первую очередь стоит обратить внимание на репутацию компании и акционеров, а также готовность к проведению due diligence. В первом случае речь идет о практических шагах по формированию репутации надежного заемщика и партнера на рынке. Например, часто компании, прежде чем выйти на IPO, выпускают облигации, что дает им определенную известность среди инвестбанкиров и позволяет с меньшими рисками (и техническими, и репутационными) проверить готовность компании к размещению.

Готовность к due diligence также играет немаловажную роль, поскольку любая выявленная при этом проблема дает инвестору повод к снижению цены (торг, как правило, ведется во время процедуры оценки). А значит, подготовка к прохождению due diligence (внедрение необходимых процедур, решение существующих проблем) снижает этот риск, а инвестору дает уверенность в качестве актива, что повышает его капитализацию. Не стоит забывать и то, что каждый найденный недостаток работает на уменьшение стоимости, а иногда даже может расстроить саму сделку. Один из наиболее близких финансовому директору примеров – аудит. Проходить его успешно у компании N можно на протяжении многих лет. Но если по требованию потенциальных инвесторов компания обратится за услугами к аудитору из первого-второго эшелонов, пройти его будет значительно сложнее. Аналогичные вопросы у проверяющих могут возникнуть практически в любом анализируемом направлении: экологическая безопасность, трудовые отношения и охрана труда, налоги, система качества и прочее, то есть все, что интересует инвесторов, особенно если речь идет о публичном размещении.

В заключение стоит отметить, что финансовый и стратегический инвесторы по-разному смотрят на приобретаемую компанию. Так, к примеру, для Polpharma (это был стратегический инвестор), заинтересованной в приобретении компании «Акрихин», одним из важных вопросов оказалось управление складом и возможность его оперативного расширения – после сделки инвестор планировал отказаться от отдельного склада для импортируемых лекарств из Польши и отгружать препараты со склада «Акрихина». Поэтому объединенной команде специалистов обеих компаний дополнительно пришлось рассчитывать пропускную способность склада, возможность расширения номенклатуры, зонирование по статусам службы качества, готовность информационной системы поддерживать два потока (собственной и привезенной продукции) и т.п.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль