Как работать без кассовых разрывов

10166
Коваленко Ирина
финансовый директор ГК «РЕСПЕКТ», к. э. н.
Планирование денежных потоков – одна из главных задач финансового директора, которые приходится решать при организации работы финансовой службы. Для этого разрабатывается бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, составляется платежный календарь для оперативной работы, налаживается контроль за исполнением бюджетов и проводится ежедневный мониторинг. Ведь избежать кассовых разрывов или сгладить их неприятные последствия поможет только эффективная система контроля платежей.

На что обратить внимание при подготовке БДДС и БДР

Совпадение величины и периодичности потоков в БДДС и БДР – это частный случай. Такие совпадения характерны, как правило, для небольших компаний с коротким коммерческим циклом, например, торговых. Но во многих отраслях сопряжение денежных потоков с доходами и расходами является довольно сложной задачей. Приведу несколько примеров из собственного опыта.

Пример 1
Бизнес-процессы у компании - застройщика в период реализации инвестиционного проекта отличаются дискретным поступлением денежных средств, но ежедневным оттоком. Финансовая служба должна формировать бюджет движения денежных средств с обязательным наличием «подушки безопасности» в размере как минимум 2-3 дневного оттока денежных средств. Если реализация инвестиционного проекта застройщика находится пока в прединвестиционной стадии, когда средства покупателей или соинвесторов еще не поступают, то входящие денежные потоки, как правило, регламентируются заключенными кредитными договорами. Задача финансистов по недопущению кассовых разрывов в этом случае упрощается.

Пример 2
В авторизованной сервисной компании по ремонту и обслуживанию бытовой и офисной техники условия договоров с поставщиками техники часто предусматривают поставки фирменных запчастей в счет выполненных сервисной компанией гарантийных ремонтов. Такие ремонты для потребителя были бесплатными, а орагнизация при их выполнении уже понесла затраты по оплате труда сервисных инженеров, а также произвела регулярные арендные, коммунальные и прочие платежи. В БДДС заранее, с временным лагом 1-2 месяца до наступления таких выплат, нужно закладывать источники их покрытия. Например, предусмотреть в наступающем бюджетном периоде развитие торговли сопутствующими товарами в приемных пунктах -  для оперативной денежной подпитки компании, а также для удобства клиентов.

Пример 3
В организации – поставщике товаров для садоводов сезонные отклонения  размера выручки могут достигать 70-80%. Совершенно необходимым в таком бизнесе является привлечение заемных средств. В то же время очень эффективным является развитие такого направления деятельности компании, как посылочная торговля. Поступления средств от массовой рассылки товаров в сезонные периоды (февраль-март и сентябрь-октябрь) позволяют существенно сгладить межсезонные спады входящих денежных потоков.

Пример 4
Во многих компаниях принято выплачивать заработную плату за апрель – в конце апреля и за декабрь – в конце декабря. Кроме того, в связи с большим количеством выходных дней в январе требуется аккумулирование средств для будущих ежеквартальных платежей. К примеру, договоры аренды муниципального имущества включают обязательства арендатора производить 100% авансовые платежи в начале квартала. Поэтому разработке БДДС декабря нужно уделять особое внимание.

Причины кассовых разрывов: внешние и внутренние факторы

Кассовые разрывы могут происходить как по внешним причинам, не зависящим от действий компании, так и по внутренним факторам, которые не всегда удается предвидеть. Рассмотрим их подробнее.

Внешние факторы

Финансовые директора, работавшие в период финансового кризиса 1998-1999 годов, хорошо помнят формы и методы проявления кассовых разрывов у всех без исключения контрагентов компании. В настоящее время также возможны «банковские» форс-мажоры, хотя и в меньших объемах. Например, внезапный, или кажущийся таковым, отзыв лицензии у обслуживающего банка. Как правило, мгновенно не удается воспользоваться собственными зависшими в проблемном банке средствами.
Бывают и другие непредвиденные обстоятельства. Вот некоторые из них:

  • В соответствии с предписаниями налоговых органов в последние годы все организации соблюдают требования о совпадении адреса места нахождения и фактического адреса. Изменяя адрес места нахождения, компания перерегистрируется в подразделениях налоговой службы и Пенсионного фонда. Как показывает практика, при декларируемом полном охвате в электронном виде всей платежной истории компании в этих органах, в действительности происходит следующее. Если на дату перехода в новую налоговую инспекцию у организации были переплаты по налогам по старым реквизитам, то это вовсе не означает, что можно этой переплатой воспользоваться и не платить налоги по новым реквизитам. Налоговая служба выставляет требование об уплате, а «без протокола» инспектор информирует о том, что «ваш электронный файл еще не пришел к нам. Вы уплатите, а потом мы зачтем вашу переплату уже у себя». Конечно, можно просить о проведении сверки и зачете платежей, произведенных по старому ОКАТО, но часто бывает, что в требовании указан срок уплаты «еще позавчера». Что для компании является меньшим из зол? Решать финансовому директору.

ВАЖНО

С 1 января 2014 года во всех декларациях надо писать вместо ОКАТО только новый код ОКТМО.

Скачать таблицу соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО>>

  • Компания решает перейти на упрощенную систему налогообложения и отчетности, подает соответствующее заявление в налоговую инспекцию, получает от нее информационное письмо о подаче такого заявления (эти информационные письма в настоящее время заменяют уведомления о возможности применения УСНО, которые организациям выдавались в прошлые годы). Сейчас организация уже не сдает отчетность и не платит НДС, авансы по налогу на имущество, налогу на прибыль. И вдруг в июне, при отправке срочного электронного платежа поставщику, выясняется, что налоговая инспекция заблокировала расчетный счет компании на всю сумму остатка - за непредставление отчета по НДС за 1-й квартал. Те, кто занимался разблокированием расчетных счетов, знают, в какой срок можно уложиться.

Внутренние факторы

Наряду с внешними обстоятельствами, приводящими к кассовым разрывам, проявляются  и внутренние факторы, которые не всегда удается предвидеть. Например, иногда покупатели вместо денежных выплат в адрес компании просят произвести зачет встречных однородных требований, либо зачет имеющихся страховых депозитов, если они есть. Могут также поступить требования владельцев компании об изъятии средств в свою пользу на основании положений пункта 11 статьи 251 НК РФ.

Таким образом, при защите бюджетов перед собственниками, финансовому директору следует отстаивать необходимость формирования в каждом бюджетном периоде переходящего резерва для использования его в случае непредвиденных кассовых разрывов.

Риск кассового разрыва

Управление рисками в данном случае основано на общих принципах управления рисками и включает передачу риска, его диверсификацию, страхование и минимизацию последствий. Применительно к рискам кассовых разрывов это означает, в частности, подготовку и отражение в учете компании документов,  которые позволят оперативно привлечь ресурсы при их возникновении.

Такими документами могут быть договоры займов, заключенные с владельцами компании или доверенными лицами. При этом компания может выступать как займодавцем, так и заемщиком. Организация также может выпустить некоторое количество долговых ценных бумаг на имя владельцев или доверенных лиц, а также заключить договоры цессии, по которым уступить право требования по отдельным обязательствам компании. Следует подготовить заверенные копии всех описанных договоров, так как при проведении платежей они понадобятся для предоставления банкам в целях финансового мониторинга.

Надо заранее внимательно изучить условия договоров с покупателями, предусмотрев в них возможность или даже необходимость предоплаты. Например, в договорах с арендаторами прописать сроки арендных платежей до 30-го числа предыдущего месяца и вовремя выставлять счета на оплату. Удобным инструментом для быстрого использования является банковский депозит с правом досрочного раскрытия, пусть даже с меньшими начисляемыми процентами. С целью диверсификации риска кассового разрыва можно открыть расчетный счет, как минимум еще в одном банке.

При регулярной расчистке балансов компаний, особенно холдинговых, финансовая служба нередко обнаруживает встречные обязательства контрагентов. Целесообразно не «гасить» их в полном объеме, а оставить частично, как инструмент для использования при кассовом разрыве. Предположим,  в учете отражены, с одной стороны,  займы, предоставленные в прошлом периоде владельцами организации для развития крупного проекта, а с другой - их дебиторская задолженность по договорам уступки права требования к третьей стороне. В этом случае возможно быстрое привлечение средств со ссылкой на такие договоры цессии.

Если кассовый разрыв возник внезапно

Несмотря на наличие всех резервов, все же не удается полностью обезопасить компанию от возникновения кассовых разрывов. В этой ситуации, во-первых, не следует впадать в панику. Оцените возможные последствия невыполнения платежа: штрафы, пени, блокирование расчетного счета, забастовка работников...

Во-вторых, оцените, каким запасом времени вы располагаете для принятия решения о платеже либо неплатеже. В зависимости от этого проанализируйте, что является меньшим злом, например, задержка на несколько дней уплаты налога, с последующим самостоятельным расчетом и перечислением пени, либо срыв поставки партии сырья, которую давно уже «ловят» на рынке снабженцы, и вот теперь нужно срочно ее оплатить, иначе перехватят конкуренты.

В-третьих, выберите возможные источники поступления необходимой суммы. Такими источниками могут быть:

  • приостановка платежей поставщикам, сопровождаемая направлением гарантийных писем с указанием срока платежа;
  • просьбы к покупателям активизировать погашение задолженности либо произвести досрочные платежи;
  • поступления от владельцев компании, в виде вклада на ее развитие в соответствии с пунктом 11 статьи 251 НК РФ, погашения имеющейся дебиторской задолженности по договору уступки права требования, очередного транша по договору займа;
  • досрочное раскрытие банковского депозита;
  • отсрочка в уплате налогов с последующей самостоятельной оплатой пени;
  • платеж третьих лиц по обязательствам организации. Надо сказать, что в настоящее время такие платежи тщательно отслеживаются банками плательщика и всегда сопровождаются требованием предоставления сведений о выгодоприобретателе. Также следует помнить, что невозможно осуществление налогового платежа за третьих лиц;
  • досрочное предъявление к оплате долговых ценных бумаг, срок оплаты которых уже наступил. Например, имеющиеся в компании банковские векселя;
  • задержка выплаты части зарплаты. Это нежелательная мера, ее использование возможно только в крайнем случае, с обязательным разъяснением работникам причин и сроков такой задержки;
  • получение кредита. Такой источник рассматривается в данном контексте как экзотика, оперативно его могут использовать только аффилированные с банками компании;
  • если компания организована как холдинг, острота проблемы кассового разрыва может быть сглажена оперативным внутрихолдинговым перетоком средств. Особенно это эффективно, если организации, входящие в холдинг, имеют расчетные счета в одном банке.

В-четвертых, надо не забыть затем пополнить резервы, которые были использованы в трудный период. Полезно будет специально отметить покупателей и поставщиков, которые выручили компанию, и, по возможности, простимулировать ваше дальнейшее сотрудничество.

Положительная деловая репутация компании, на формирование которой работают, в том числе, финансовые службы, поможет сгладить неприятные последствия кассовых разрывов.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль