Нужна ли сегодня отраслевая специализация финансовому директору

3737
Филиппова Виктория
партнер, руководитель департамента «Финансы и Аудит» хедхантинговой компании «Cornerstone»
Запрос на точное попадание в отрасль при поиске нового СФО в компанию по-прежнему остается одним из самых главных от наших заказчиков. Работая на рынке труда 20 лет, консультанты Cornerstone наблюдают существенную эволюцию подходов к поиску СФО и требований клиентов к потенциальным кандидатам на позицию главного финансиста. За это время ушло и преклонение перед СФО-экспатами, и сомнительное требование «налоговой оптимизации», и обязательный «пунктик» МВА.

Прежде всего, при получении запроса от заказчика, мы стараемся разобраться, действительно ли в данном случае отраслевая специализация финансиста острая необходимость, или же это желательная опция. Ведь зачастую, включая в описание позиции наличие отраслевого опыта у кандидата, заказчик даже не подозревает, насколько сильно ограничивает себя в выборе. Отрасль может быть довольно узкой и конкурентной, и тогда выбранного кандидата придется буквально перекупать, а, как известно, деньги – не лучшая мотивация, и всегда найдется кто-то другой, кто предложит еще больше. Или же с трудом найденного и выбранного кандидата нужно долго ждать, так как у него есть прописанные обязательства перед предыдущим работодателем или он сам ждет бонусов и будет готов к переходу после их получения.

Однако, безальтернативность выбора не единственный минус такого подхода. В пост-советской России разные отрасли экономики развивались неодинаково и неравномерно. В какие-то из них пришли крупные международные игроки, привнеся высокие стандарты работы, так называемые best practices, в том числе и в области управления финансами. Другие отрасли больше «варились в собственном соку», это касается и технологий, и бизнес процессов, и взглядов на роль и обязанности СФО. Внутриотраслевые переходы финансистов в таких нетехнологичных отраслях только усугубляли картину общей отсталости.

Таким образом, вполне очевидны минусы внутриотраслевого поиска кандидата на позицию СФО:

  • Ограниченное число специалистов
  • Немотивированность кандидатов
  • Увеличение времени поиска кандидатов
  • Отсутствие «свежего взгляда» на проблемы компании

Требование отраслевой специализации финансового директора, на наш взгляд, оправдывает себя только в особенных случаях. Например, когда нужно, чтобы кандидат смог быть непререкаемым авторитетом для «столпов» компании, людей, на которых держится весь бизнес, и которые не потерпят вмешательства дилетанта в свои дела. Например, крупная спортивная организация искала с нашей помощью СФО, который до этого долго работал в индустрии спорта. Он должен был не просто хорошо понимать бизнес процессы в спорте, но и прекрасно относиться к спортсменам, понимать их нужды, и так организовать работу финансовой функции, чтобы не обременять их излишней бюрократией, и предоставить спортсменам все условия для эффективного тренировочного процесса.

Еще один интересный запрос: поиск СФО в крупный Научно-Исследовательский Центр. Здесь требовался человек, который и прежде работал в науке. Интеллектуальный, возможно, кандидат наук, который прекрасно понимает специфику бизнеса и организации работы в таких компаниях и может быть авторитетом для научных мужей, которым тоже иногда приходится говорить аргументированное финансовое  «Нет».

Со своей стороны мы всегда консультируем заказчика о ситуации с кандидатами в конкретной отрасли и на смежных сегментах. Мы стараемся помочь взвесить все «за» и «против» расширения границ поиска, за счет привлечения «свежей крови» - кандидатов из других более прогрессивных, в смысле управленческих технологий, отраслей.

К примеру, в Европе при поиске нового СФО в компанию почти никогда не выдвигаются требования, касающиеся опыта в определенной отрасли. Гораздо большее внимание уделяется навыкам, используемым для достижения целей, так называемым, soft skills: лидерству, коммуникации, умению делегировать, планировать и достигать результатов.

Сами финдиректора в большинстве своем считают, что межотраслевые переходы не только возможны, они необходимы! В рамках проведенного Cornerstone исследования на эту тему 80% опрошенных СФО ответили, что хотели бы при следующем переходе сменить отрасль компании-работодателя. Основных аргументов два:

  1. Финансовым директорам не требуется специального отраслевого образования и глубоких технологических знаний. СФО отвечает за финансовую функцию, которая, в основных моментах, одинакова во всех индустриях. Конечно, определенная специфика существует, но ею можно овладеть в достаточно короткий период времени: 2-6 месяцев.
  2. Интерес к новой отрасли делает Финансового директора более мотивированным. Желание быстро освоиться и разобраться делают из новоиспеченного СФО настоящего трудоголика. Своей энергией он «зажигает» и старый коллектив. Компания в итоге только выигрывает от такого приобретения.

Чтобы получить более объемную картину, по традиции я решила обратиться за комментариями к СФО:

Антон Вишаненко,  ех-финансовый директор НМТП, Уралхим, Мечел

По мнению Антона, отраслевая специализация является важным, но сравнительно быстро приобретаемым навыком при правильном подходе:
«Без четкого понимания производственного процесса и отраслевой специфики финансовому директору будет сложно стать оппонентом для производственников, понять скрытые резервы повышения стоимости, подготовить и защитить бюджет. СФО, безусловно, необходимо понимать особенности каждой компании, и сделать это можно сравнительно быстро и эффективно с помощью книг по введению в специальность - учебников, изданных еще в СССР, где, по моему опыту, глубина анализа и качество материала выдерживают проверку временем. В профильных институтах также остались кадры - энтузиасты своего дела. Взяв такого преподавателя себе в менторы с целью погружения в производственный процесс, можно пройти блиц-кригом достаточно длинный путь и можно не сомневаться в степени его заинтересованности -  таким людям очень не хватает общения с реальным бизнесом и живыми проблемами, тем более на уровне замгенерального директора. Живое участие в сложных ситуациях вам гарантировано. После необходимой теоретической подготовки необходимо посетить промышленные предприятия и пообщаться с производственниками и, засучив рукава, самому изучить производственный процесс и в дальнейшем необходимо проводить минимум 20% времени "в полях". В любом случае, за полгода можно вникнуть в специфику любой индустрии достаточно неплохо для того, чтобы стать достойным оппонентом для руководства и директоров других направлений».

Игорь Бабиченко, финансовый директор компании «ТЕХНОСЕРВ»

Со своей стороны Игорь также говорит об универсальности навыков СФО:
«Профессия финансиста достаточна универсальная с точки зрения прикладного применения основных элементов финансового менеджмента. К счастью, финансисты, в отличие, например, от инженеров не имеют узкой специализации и, на мой взгляд, не ограничены в вопросах выбора отрасли как таковой. Изучаемый в университетах и бизнес-школах, обсуждаемый на ключевых конференциях, а также применяемый на практике инструментарий имеет единую базовую сущность с определенной поправкой на внутренние и внешние цели компании. Более того, говоря о позиции CFO, вопрос применения персональных навыков переходит в плоскость управления людскими коллективами, правильного восприятия бизнес-результатов и целеполагания, что в принципе характеризуется функциями общего управления и как следствие личной способностью CFO реализовывать данные функции безотносительно от отрасли как таковой».
Андрей Гайнанов, финансовый директор группы компаний Римера

По мнению Андрея, знание рынка компании очень важно для СФО:
«Нахождение в одной отрасли дает понимание бизнеса, позволяет расти не только в одной компании, но и внутри отрасли.
Для СФО важна не только отрасль, но и специализация компании: производство, сервис, сбыт, девелопмент; стадия развития, на которой находится компания; задачи, которые предстоит решать в среднесрочной перспективе. С одной стороны для финансиста задачи и инструменты их решения в разных компаниях и в разных отраслях похожи, но настоящая ценность финансового директора - это понимание бизнеса в целом, участие в выработке стратегии развития, а для этого надо очень хорошо понимать отрасль и специфику бизнеса».

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль