Будущая стоимость сегодня

2879
Бергмэн Роланд
ассоциированный партнер «ПБК Менеджмент», основатель AssetEconomics Inc
Представьте, что Вы финансовый директор компании, в которой только что подготовили отчет с отличными годовыми показателями роста продаж и прибыли. И в ежегодном обращении Вы вместе с командой коллег уверяете акционеров, что компания, как никогда, имеет хорошие перспективы роста и увеличения стоимости.

При этом Вы помните, что рыночная стоимость компании за последний год уменьшилась на 5%, в то время как цена акций компании конкурента выросла на 10%. Худший сценарий может повториться и в текущем году:  валовая и чистая  прибыль растут снова, а цена акции остается на одном месте, в то время как цена акций конкурентов взлетает.  Что происходит?  В общем, проблема заключается в том, что увеличение текущей финансовой эффективности, которая делает вклад в текущую стоимость компании, может быть отрицательно компенсирована, если инвесторы перестают верить в будущее компании. Для того чтобы избежать этого, менеджмент должен иметь общую картину, которая включает оба компонента формирования стоимости: текущую и будущую стоимости.

Финансовый менеджмент за последние два десятилетия значительно продвинулся в анализе ценности, которую приносит текущая деятельность и использовании этого анализа для достижения целей увеличения текущей стоимости бизнеса.  Но все же существует «белые пятна», для которых нужны подходы, позволяющие анализировать будущую стоимость компании, то есть ту часть цены акций, которая не основывается на эффективности и финансовых показателях текущей деятельности компании.

Подход анализа будущей стоимости позволяет финансовым директорам и менеджменту компаний взглянуть на цену акций и стоимость компаний одновременно с двух точек зрения: как со стороны текущей стоимости, так и будущей стоимости компании.  Такой взгляд помогает лучше понять, как рынок акций оценивает долгосрочные перспективы компании, показывая, с точки зрения инвесторов, существует ли баланс между текущими краткосрочными и долгосрочными целями, что в свою очередь может служить основной для улучшения принятия долгосрочных стратегически важных решений.

Насколько важно понимание будущей стоимости компании? Анализ, проведенный AssetEconomics Inc., в рамках совместного проекта с Accenture, компаний, входящих в индекс Russell 3000, показывает, что будущие ожидания в 2003 году составляли  в среднем около 59% от общей стоимости предприятий, которая представляет собой рыночную стоимость капитала плюс чистая  стоимость долгов. В 12 из 22 двух проанализированных отраслевых групп будущая стоимость превышала половину общей стоимости предприятия. Даже 2006 году, когда прибыль корпораций значительно возросла, более трети, 6.6 триллионов долларов из 19.5 представляли собой будущую стоимость. 

На цифрах

К началу 90-х годов многие компании сконцентрировались на бизнес операциях, которые направлены на создание стоимости бизнеса. Инструменты менеджмента, ориентированного на стоимость, остаются популярными и сегодня. Среди таких инструментов является известная методика EVA, экономической добавленной стоимости, суть которой заключается в оценке экономической прибыли, рассчитываемой как операционная прибыль после уплаты минус стоимость капитала, который был использован для генерации этой прибыли.  Но она, имеет ряд недостатков, в частности, склонность к анализу текущего периода и оценку результативности и эффективности прошлых операций.  Например, методика EVA не поможет в оценке добавленной стоимости, которая может быть следствием инвестиций в увеличение лояльности к брэнду, развитию талантов, исследования и разработок, и создания патентов.  Правильный инструмент менеджмента, ориентированный на стоимость, должен позволять одновременно видеть прошлую картину и рассмотреть будущую.

Через простые вычисления финансовый директор компании может получить представление о том, как оценивает рынок капитала текущую эффективность и будущую стоимость компании.  Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Вычислить стоимость компании,  которая определяется как капитализация (цена акции умноженная на количество акций) плюс рыночная оценка чистых процентных долгов компании. Например, капитализации компании составляет 1,5 млрд  долларов США (15 долларов за акции, количество акций 100 млн шт.), и чистые долги составляют 500 млн долларов США. Тогда стоимость компании составляет 2 млрд долларов США.
  2. Вычислить компонент текущей стоимости. Он представляет собой экономическую прибыль деленную на среднезвешенную стоимость капитала.  Предположим, что стоимость капитала составляет 10%, а экономическая прибыль – 50 млн долларов, тогда добавленная стоимость к инвестированному капиталу составляет 500 млн долларов. В этом случае текущая стоимость будет оцениваться в 1,1 млрд при 600 млн инвестированного капитала.
  3. Рассчитать будущую стоимость. Будущая стоимость - это разница между рыночной стоимостью компании и текущей стоимостью.  Этот компонент отражает ожидания инвесторов относительно перспектив роста или увеличения прибыльности операционной деятельности, которые оцениваются в цене акций. В нашем примере будущая стоимость будет составлять 900 млн долларов.
  4. Определить структуру стоимости компании, выразив в процентном отношении будущую и текущую стоимость относительно рыночной стоимости компании. В нашем примере текущая стоимость представляет 55%, а будущая стоимость - 45%. 

Будущая стоимость сегодня

На рисунке представлено изменение структуры стоимости компании McDonalds, которое мы анализировали в рамках исследования в 2007 году. Стоит обратить внимание на период 2004-2006 годов, когда рост стоимости компании был связан с ожиданиями инвесторов, при снижении текущей стоимости.  Такое изменение структуры стоимости компаний из разных секторов, свойственно и для текущего периода. Можно взять данные из отчета любой публичной компании и построить аналогичный график, проведя соответствующий анализ. Вы получите точные данные о том, как оценивает рынок капитала текущую эффективность и будущую стоимость интересующей вас компании.

Стратегическое управление компанией

Вычисление текущей и будущей стоимости позволяет проанализировать на цифрах как рынок смотрит на текущую операционную деятельность компании и какие ожидания у инвесторов на счет ее будущего. При этом анализ структуры стоимости компании и процента будущей стоимости заключается не в том, чтобы определить оптимальную величину, к которой должна стремиться компания. Хорошим результатом может быть как 20%, так и 80%. Более важно сравнение этой величины с будущими стоимостями компаний конкурентов, и анализ динамики изменения процента будущей стоимости в структуре стоимости компании. Снижение этого процента может свидетельствовать о том, что инвесторы сомневаются в стратегии роста компании. Возможно, она требует пересмотра и даже корректировки.     
Чтобы понять, как анализ будущей стоимости может помочь менеджменту компаний в разработке и адаптации стратегии, рассмотрим два примера. 

Пример 1

На протяжении многих лет в США цены акций крупных розничных компании были высокими, так рынок «награждал» компании за стремительные темпы роста за счет открытия новых магазинов.  Но очевидно, что с переходом рынка на этап зрелости, рост за счет экспансии будет ограничен.  С 1998 по 2006 годы большинство розничных компаний США продолжали инвестировать в открытие магазинов, увеличивая текущую стоимость компаний. При этом будущая стоимость, как процент от общей стоимости компании в среднем уменьшился с 75% до 30%, что на самом деле служило индикатором того, что инвесторы потеряли веру в простую стратегию проникновения на рынок и географической экспансии.   Если бы эти компании на систематической основе отслеживали динамику будущей стоимости, возможно, они бы смогли чуть раньше распознать тренд и начали бы инвестировать в другую стратегию роста. 
Крупнейшая розничная компания по продаже электроники Best Buy, в том периоде являлась исключением из тренда.  В 2002 году компания столкнулась с большой проблемой: Wall Street ожидала роста компании около 20%, но из-за зрелости рынка и высокой конкуренции, компания не могла больше полагаться на простую стратегию открытия новых магазинов, чтобы достичь такого роста.  Компания начала реализацию стратегии «customer centricity», суть которой заключалась в фокусировки каждого магазина на наиболее доходных и быстро растущих сегментах покупателей, и ориентации процесса продаж с продажи отдельного устройства на продажу решения, удовлетворяющих потребности покупателей. Кроме этого, компания инвестировала значительные ресурсы в развитие службы сервиса.  Данная стратегия дала впечатляющие результаты: продажи в магазинах нового формата росли в два раза быстрее, чем в обычных форматах.  И компания смогла за анализируемый период 1998-2006 годов удерживать значительную часть своей стоимости в будущей стоимости, что свидетельствовало о вере инвесторов в ее стратегию и бизнес-модель. Если проанализировать будущую стоимость Best Buy, то можно увидеть, что рынок в период с 2009 по 2012 годы  на фоне стремительного развития онлайн продаж в секторе электроники сомневался в стратегии компании и ее бизнес-модели. 

Пример 2

Стоимость Московской объединенной электросетевой компании в четвертом квартале 2011 года составляла 102,45 млрд рублей, при этом инвестированный капитал был равен 105,44 млрд.  рублей.  Компания имела очень хорошие операционные показатели прибыльности, а текущая стоимость составляла 157,84 млрд. рублей. Получается, что компания имела отрицательную будущую стоимость в размере 55,4 млрд. рублей. Кроме этого, если провести дальнейший анализ, и предположить, что показатели любой инфраструктурной и ресурсной компании растут также, как растет ВВП страны (тогда это был рост 4,1%), то данная организация имела дисконт к своей стоимости 137,32 млрд. рублей (см. рис.) Такие показатели говорят о том, что рынок не верил в стратегию компании, а именно, что она сможет расти хотя бы, как растет ВВП и удерживать хорошие операционные показатели. Вполне возможно, что эти ожидания были сформированы неправильной коммуникацией с инвесторами о стратегии компании.

Будущая стоимость сегодняУправление акционерной стоимостью, текущей и будущей стоимостью, конечно, требует определенных расчетов, но также важно сформировать в организации менталитет, который для каждого сотрудника создавал бы понимание, как формируется стоимость на каждом уровне. Что касается будущей стоимости, то она может быть инструментом для ориентации менеджмента на долгосрочные цели компании. Например, будущая стоимость может быть одним из элементов системы бонусов и компенсаций, чтобы менеджмент «чувствовал» баланс между сегодняшним и завтрашним днем.
За перевод статьи благодарим Александра Шубина,  управляющего партнера «ПБК Менеджмент».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль