Расчет оборачиваемости дебиторской задолженности

39019
Расчет оборачиваемости дебиторской задолженности
Клементьев Алексей
финансовый аналитик ХК «Композит»
Формула расчета оборачиваемости дебиторской задолженности из учебников по финансовому анализу имеет недостатки, к тому же на практике финансисты делают ошибки при ее применении. Предлагаем скорректированную методику расчета.

Формула расчета оборачиваемости дебиторской задолженности

Для расчета обычно применяют стандартную формулу коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, описанную в большинстве учебников по финансовому анализу:

ОДЗ = ((ДЗн : 2 + ДЗк : 2) : В) КД

где:

  • ОДЗ – период оборота дебиторской задолженности в днях;
  • ДЗн и ДЗк – ее размер, соответственно, на начало и конец периода в рублях;
  • В – выручка в рублях;
  • КД – количество дней в периоде.

Формула оборачиваемости дебиторской задоложенности имеет недостатки, к тому же на практике финансисты делают ошибки при ее применении. Самая распространенная – использование показателя «чистая выручка» из отчета о прибылях и убытках, то есть выручки за вычетом косвенных налогов (НДС и акцизов). Поскольку дебиторка содержит в себе косвенные налоги, возникает проблема несопоставимости показателей. Тогда рассчитанный период ее оборота выглядит хуже, чем на самом деле, особенно если компания – плательщик акцизов, что мешает эффективному управлению дебиторской задолженностью.

Но даже при подстановке в качестве выручки правильного значения данный показатель может значительно искажаться. Дело в том, что выручка от реализации продукции, как правило, определяется «по отгрузке», а уменьшение оборачиваемости дебиторской задолженности происходит в момент поступления денежных средств. Отгрузка продукции влечет рост дебиторской задолженности и одновременно улучшает обороты, являясь знаменателем формулы. При этом реального сокращения периода оборота может не происходить, поскольку плата за отгруженный товар не поступает. Проблема характерна для компаний, агрессивно наращивающих объемы продаж за счет увеличения клиентам отсрочек платежа. Рассмотрим пример такого расчета.

Скачайте и возьмите в работу:

Иконка WordОтчет о структуре дебиторской задолженности

Иконка WordПлан погашения дебиторской задолженности

Пример расчета периода оборачиваемости дебиторской задолженности

В течение трех месяцев (январь–март) компания наращивает продажи, при этом поступление денег за отгруженную продукцию каждый месяц снижается (см. табл.) и дебиторская задолженность нарастает лавинообразно.

В строке 4 рассчитан период оборота по указанной выше формуле. Несмотря на снижение объема платежей за отгруженную продукцию при одновременном росте отгрузок, ситуация представляется в позитивном ключе. Так, в марте значение составило 23 дня, то есть теоретически дебиторка, сформировавшаяся в марте, будет погашена в указанные сроки. В реальности же на конец марта она значительно превышает объем поступления средств, и если тенденция сохранится, для погашения потребуется более двух месяцев (при условии равномерности отгрузок в течение марта). То есть показатель оборачиваемости, рассчитанный на основе выручки «по отгрузке», в данном случае не дает объективной информации.

Даже когда покупатели вовсе перестанут платить за продукцию, этот показатель может выглядеть приемлемым, пока компания не прекратит отгрузку. В этом и состоит ключевой недостаток традиционного подхода.

Таблица. Сравнение показателей оборачиваемости

п/п Показатель 2016 г. 2017 г.
На конец года январь февраль март
1 Дебиторская задолженность на конец периода, тыс. руб. 1100 900 1050 2650
2 Выручка от продаж («по отгрузке»), тыс. руб. 900 1100 2500
3 Поступление денежных средств за отгруженную продукцию, тыс. руб. 1100 950 900
4 Период оборота дебиторки, в днях(с использованием выручки «по отгрузке») 34 25 23
5 Период оборота дебиторки, дней (поступление средств за отгруженную продукцию) 28 29 64

Период оборота должен показывать, за какое время отгруженный товар будет полностью оплачен. Однако расчет периода оборачиваемости дебиторской задолженности в днях вышеописанным способом, скорее, отражает соотношение между дебиторкой и стоимостью отгруженной продукции. И достаточно точным показатель оборачиваемости дебиторской задолженности становится лишь при равномерности отгрузок и платежей в течение длительного времени.

Неточностей можно избежать, если делать расчет, подставляя в формулу расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности вместо выручки «по отгрузке», объем поступивших денежных средств за поставленную продукцию. Тогда финансовый директор может точнее спрогнозировать денежный поток и долг на предстоящие периоды, даже с учетом сезонных колебаний (см. также модель прогнозирования денежных потоков в Excel). А значит, компания сможет корректно оценить свою потребность в кредитах либо возможность их погашения, рассчитать расходы на заемное финансирование и повысить качество планирования.

Результаты расчетов с использованием показателя «Поступление средств за отгруженную продукцию» показаны в строке 5 таблицы. Если сравнить их с данными строки 4, то различия очевидны. В большинстве случаев оборачиваемость дебиторской задолженности, рассчитанная «по поступлению денежных средств», дает значительно более точные результаты. При этом стоит отметить, что использование данной методики будет особенно полезным для компаний, спрос на товар которых подвержен существенным сезонным колебаниям, а также организациям, агрессивно наращивающим объемы продаж. Кроме того, она позволяет более точно анализировать эффективность работы с долгами в разрезе отдельных клиентов, каналов или рынков сбыта.

Формула расчета оборачиваемости дебиторской задолженности в днях

Более распространенный на практике и понятный вариант – период погашения долга в днях.

ОДЗ в днях = (ДЗс х 365) / В

где ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности в днях;

ДЗс – средняя дебиторская задолженность;

В – выручка.

Этот коэффициент покажет, сколько в среднем длится дебиторская задолженность в днях. Чем меньше коэффициент, тем лучше для компании-поставщика. Показатель целесообразно сопоставлять со средним периодом отсрочки платежа для покупателей. Допустим, полученное значение равно 60 дням, а в соответствии с деловой практикой компании отсрочка платежа предоставляется клиентам на 30 дней. Следовательно, контрагенты систематически нарушают сроки оплаты. В итоге средства организации отвлекаются из оборота. Такая компания нуждается в срочной корректировке кредитной политики и оптимизации бизнес-процессов взаимодействия с покупателями.

Средний период погашения дебиторской задолженности

Финансовому директору также стоит анализировать средний период погашения дебиторской задолженности  –  не реже раза в неделю. Это позволит убедиться,что кредитование и взыскание долгов осуществляются надлежащим образом. Скорость, с которой компания может получать платежи клиентов по остаткам дебиторской задолженности, является критически важной для сокращения потребности в деньгах.

Очень короткий период взыскания дебиторской задолженности указывает на то, что функции кредитования и взыскания в компании работают очень хорошо в плане избежания потенциально проблемных клиентов и получения просроченных платежей. Этот показатель особенно полезен, когда сравнивается со стандартным сроком кредита, предоставленного покупателям. Например, если средний период погашения составляет 60 дней, а срок кредита 30 дней, то покупатели слишком затягивают оплату счетов. Признаком хорошей работы является ситуация, когда средний период погашения дебиторской задолженности всего на несколько дней превышает стандартный срок кредита.

Период погашения дебиторской задолженности формула

Период погашения дебиторской задолженности формула

Например, финансовый директор Flexo Paneling Company, производитель модульного офисного оборудования, хочет определить период погашения дебиторской задолженности. В отчетном периоде в июне входящий остаток дебиторской задолженности составил $318 000, и исходящий — $383 000. Продажи за май и июнь составили в сумме $625 000.

Исходя из этих данных, финансовый директор рассчитывает средний срок погашения дебиторской задолженности следующим образом:

Расчет среднего периода погашения дебиторской задолженности


Заметьте, что финансовый директор получил объем годовых продаж в знаменателе, умножив двухмесячный период продаж в мае-июне на шесть. Учитывая, что компания имеет установленный период оплаты 30 дней после выставления счета, период получения дебиторской задолженности в 34,1 дня выглядит приемлемым.

Управление оборачиваемостью дебиторской задолженности

Изначально важно заранее продумать, каким именно клиентам компания предоставляет отсрочку платежа (как понять, верить ли покупателю, который просит отсрочку платежа). Логично делать это для давних и надежных клиентов. Это позволит избежать возникновения просроченной дебиторки.

Отсрочка платежа должна быть обязательно юридически оформлена. В договоре необходимо указать лиц, уполномоченных составлять такой договор, ответственность сторон, сроки расчета по поставкам, штрафы, пени. Этот документ станет основой для работы по управлению дебиторкой.

Важная задача при управлении оборачиваемостью дебиторской задолженности —  анализ дебиторки. Разбивку можно сделать:

  • по клиентам (ключевые, имиджевые, новые, потенциальные);
  • по регионам (в месте присутствия офиса, работа через представителей, потенциально интересующие регионы);
  • по менеджерам (менеджеры, ведущие ключевых клиентов; привлекающие новых партнеров; продвигающие новые продукты и т. д.);
  • по допустимым долгам (сроки выставляются в зависимости от условий рынка и возможностей предприятия).

В рамках работы с оборачиваемостью дебиторской задолженности и анализа коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, компания может предложить своим пунктуальным партнерам дополнительные бонусы и скидки. Если контрагент рассчитался вовремя, в следующий раз он может заказать больший объем товара, получить скидку на определенные ассортиментные группы, другие бонусы. Такой пример покажет другим контрагентам, что платить вовремя — это выгодно. Подобный подход позитивно влияет на финансовую дисциплину и партнерские отношения.

Личный опыт

Елена Агеева, финансовый директор ООО «Голдер-Электроникс»

В свое время для расчета размера вознаграждения за досрочную оплату была взята ставка в размере 27 процентов годовых, предлагаемая факторинговыми компаниями при финансировании дебиторки с большой отсрочкой (90–120 дней). Это значение разделили на количество дней в году. В результате бонус за один день на тот момент составлял 0,075 процента от суммы задолженности. Допустим, покупатель оплатил товар за 15 дней до окончания срока, на который предоставлена отсрочка, тогда его бонус составит 1,2 процента от суммы долга (0,075 × 15).

Еще один способ мотивации покупателей – пересмотр суммы его долга в конце каждого года. Например, если за все это время он ни разу не нарушал платежной дисциплины, какой-то процент его долга может быть списан.

ВИДЕО: Как организовать оперативный контроль дебиторской задолженности

Дмитрий Гинкулов, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Артпласт» рассказывает на видео, как организвать оперативный контроль дебиторки.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль